Урок природоведения в 4-м классе по теме "В лесной полосе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. На основе сравнения с природой тундры дать представление о природе лесной полосы.
  2. Познакомить с видом лесной полосы, её делением на тайгу и смешанные леса.
  3. Показать красоту леса, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, компакт-диск “Природа России”, карта “Природные зоны

России”, иллюстрации с изображением тайги и смешанных лесов,

“Учебный толковый словарь русского языка”, гербарий, знаки “Правила

поведения в природе”, кроссворд “Дары леса”, пословицы, изречения,

Красная книга, выставка книг о лесе, изображение дерева, листочки для

дерева, магнитофонная запись “Голоса птиц”.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Прогноз погоды.

О каком времени говорится в стихотворении?

Лес и поле белые
Белые луга
У осин заснеженных
Ветви как рога. (Зима).

Какой месяц сейчас идёт?

В народе о феврале говорят так: “Февраль переменчив, то январём потянет, то мартом проглянет”. Давайте же посмотрим, какая у нас погода, похожая на погоду марта или января. Заслушаем прогноз погоды.

III. Проверка домашнего задания.

Прежде чем перейти к проверке домашнего задания, скажите мне, о какой природной зоне говорится: “Природные условия суровы: короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега, сильные метели”.

Проверим домашнее задание с помощью игры “Крестики-нолики”.

Учащимся раздаются разлинованные листочки. Если утверждение учителя верное, то ставится знак х , если неверное – ставится знак О . (Приложение 1)

  • Зима в тундре начинается в декабре.
  • В тундре живут ненцы, чукчи и др. народы.
  • Главное занятие населения – оленеводство.
  • На огромных пространствах тундры произрастают ели, дубы, берёзы.
  • Население тундры занимается охотой, рыболовством.
  • В тундре нельзя выращивать культурные растения.
  • В тундре нет полезных ископаемых.
  • По просторам тундры мчатся аэросани, оленьи и собачьи упряжки.
  • В тундре отсутствуют насекомые.
  • Основной корм оленей – ягель.
  • Олени дают жирное и вкусное молоко.
  • В тундре нет городов.

IV. Взаимопроверка.

(Приложение 2)

V. Сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по природным зонам России.

Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес).

Подумайте, каким цветом обозначена зона лесов на карте природных зон?

Попробуйте определить её границы.

Эта полоса тянется от западных границ нашей страны на восток до Тихого океана. Ширина этой полосы на отдельных участках на востоке до 3 тысяч км. К югу от тундры солнце поднимается выше над горизонтом и поэтому его лучи приносят больше тепла. В результате лето более тёплое и длинное, чем в тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста деревьев. Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Давайте заглянем в “Учебный толковый словарь русского языка”. Что означает слово “лес”?

Лес – это множество деревьев, растущих на большом пространстве.

Но ведь нам хочется знать больше того, что даёт нам словарь. Правда?

Пришел, говорят в лес, а за деревьями леса не увидел. Есть такая поговорка.

Давайте совершим путешествие в лес по учебной природной тропинке и постараемся получше рассмотреть лес и узнать много нового и интересного о нашем зелёном друге.

VI. Объяснение нового материала.

    Посмотрите на карту и скажите, на какие две части делится полоса лесов? (Зона тайги и смешанных лесов).

    В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, чем южная, растут менее требовательные к теплу растения. Густые, труднопроходимые хвойные леса называются тайгой. Наше путешествие начнётся с хвойного леса. Показ иллюстраций.

    А лес наш волшебный. Послушайте деревья, что они говорят сами о себе.

    Что же это за девица:
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьёт,
    А в иголках круглый год. (Ель).

    Рассказ подготовленного ученика, сопровождающийся показом видеофрагментов, фотографий.

    Я ель. Ель – дерево очень аккуратное, изящное. Ель – дерево теневыносливое, но молодые деревца требуют много света, боятся заморозков, поэтому им нужна защита. В высоту ели достигают 300 м. В среднем ели живут 200 лет, а могут 500 лет. Хвоя у меня опадает каждые 5–7 лет, но не вся сразу. Видели ли вы как я цвету? Я умею сама украшаться, но не зимой, а весной и только с пятнадцатилетнего возраста на мне появляется много красных цветов. Но цвету я не долго, на их месте образуются шишки. Ель используют в качестве строительного материала. Из ели получают бумагу, картон, изготавливают лекарства, кожу, музыкальные инструменты. В еловых лесах всегда полумрак. Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. В лесах много бурелома и пройти через него трудно.

    А теперь тропинка повела нас дальше, и мы повстречали другое дерево.

    У меня длинней иголки, чем у ёлки
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке
    Ветви только на опушке. (Cосна).

    Рассказ подготовленного ученика, сопровождающийся показом видеофрагментов, фотографий.

    Я сосна. Сосна – дерево скала. Высота 40 м, а бывает и 80 м. Я могу расти на голых скалах, у меня длинные корни и я могу доставать влагу из глубины. Голодно раскину корни и найду пищу где – то по соседству. Применяется сосна для строительства мачт, кораблей, домов, шпал, мебели. Из сосны получают бумагу, кожу, лаки, краски, лекарства. Из моей хвои получают настои. Воздух сосны полезный, целебный. В сосновых лесах строят санатории.

    Повела тропинка нас дальше по сибирской тайге.

    Есть у родственницы ёлки
    Неколючие иголки.
    Но в отличие от ёлки,
    Опадают те иголки. (Лиственница).

    Рассказ подготовленного ученика, сопровождающийся показом видеофрагментов, фотографий.

    Я лиственница. Народ называет лиственницу королевой сибирских лесов. Осенью золотые хвоинки, как листья опадают на землю, отсюда и произошло название дерева. Древесина моего дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат 400–500 лет. Древесина лиственницы не гниёт, а со временем становится ещё твёрже и как бы каменеет. Живёт лиственница 400–500 лет. Используют её в судостроении, кораблестроении.

    Какие же деревья растут в тайге?

    Почему в этом северном районе в большинстве своём растут хвойные леса?

    Тропинка вывела нас из хвойных труднопроходимых лесов тайги. К юго-западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги. Лес постоянно теряет свою таёжную угрюмость и суровость, делается светлее и веселее. Там растут вместе с хвойными деревьями широколиственные. Такие леса называются смешанными. Хорошо в смешанном лесу. Здесь нет однообразия дремучих северных лесов. Иногда лес прерывается полянкой.

    Виртуальная экскурсия в смешанный лес.

    Тропинка вывела нас в смешанный лес. И мы подходим к самому могучему дереву этих лесов.

    Он из крошки бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос.
    Стал высок он и могуч
    Не боится ни гроз, ни туч. (Дуб).

    Рассказ подготовленного ученика, сопровождающийся показом видеофрагментов, фотографий.

    Я дуб. Самое могучее дерево смешанных лесов. Мощь и красота дуба привлекают всех. Мои корни уходят глубоко в землю и поэтому мне не страшны никакие бури. Лесники говорят: “Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой”. Это значит, что я люблю свет и не переношу, когда затемнена верхушка. Дуб издавна пользуется особой любовью и почётом у всех народов. В Греции дубовая ветка была эмблемой силы, могущества и знатности рода. Дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Наши предки, славяне, тоже считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну. “Перуново дерево” – так его называли в Древней Руси. Я дерево долгожитель, т. к. могу жить более тысячи лет. Самый старый дуб растёт в Литве, ему 2 тысячи лет. Много пользы приносит дуб человеку. Транспорт, медицина, химия, строительство не могут обойтись без меня. Из моих веток получают хорошие банные веники.

    Тропинка вывела нас к следующему дереву смешанных лесов.

    С этого цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд.
    И всё же обижают шкурку тонкую снимают. (Липа).

    Рассказ подготовленного ученика, сопровождающийся показом видеофрагментов, фотографий.

    Я липа. Листья моего дерева имеют форму сердечка. И наверное не зря. Люди любят меня. Мои душистые цветы привлекают пчёл. И какой вкусный получается мёд. В старину из древесины липы делала самую разнообразную утварь, без которой не обходилась ни одна крестьянская изба: ложки и чашки, ковши и прялки, блюдца и веретёна. Хохломская расписная посуда тоже делалась из этого дерева. А из моего лыка в старину плели лапти.

    Мы приближаемся к не менее красивому дереву смешанных лесов – клёну.

    Рассказ подготовленного ученика, сопровождающийся показом видеофрагментов, фотографий.

    Я клён. Осенью нет красивее дерева, чем клён. Оно словно горит поражая богатством оттенков багряного и зелёного, оранжевого и жёлтого. Листья с пятью–семью острыми выступами. Лесов из клёна не существует. Но я прекрасно себя чувствую в обществе берёз, осин, дубов. У клёна крепкая древесина, её широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клёна. А из листьев клёна делают чёрную и жёлтую краски.

    А теперь тропка привела нас к самому удивительному дереву.

    Клейкие почки,
    Зелёные листочки.
    С белой корой
    Стоит над горой. (Берёза).

    Рассказ подготовленного ученика, сопровождающийся показом видеофрагментов, фотографий.

    Я берёза. Полюбилась русскому народу белоствольная берёзка. Я красавица – с этим никто не спорит. Я могу расти на любой почве. Мне везде хорошо. Светел и радостен лес из моего дерева. Берёза удивительное дерево. Можно весь свет обойти, а такого дерева, как я не найдёшь, у меня единственная в мире белая кора. Разве ли не чудо? Если поранить ствол берёзы ранней весной, из меня начинает сочиться сок. Это для меня очень опасно. Я при этом истощаюсь, лишаюсь питательных веществ. Через ранку в живые ткани попадают вредные микробы, отчего я могу заболеть. Поэтому лучше отказаться от удовольствия отведать берёзовый сок. Много песен, стихов сложено про красавицу берёзу. Часто меня упоминают в сказках, загадках, поговорках. Из берёзы делают фанеру, мебель, сувениры, плетут корзинки и лукошки. В давние времена, когда не было электричества, избы освещали берёзовой лучиной. Больных исцеляли отваром из берёзовых почек. Берёзовые веники для бани считаются самыми хорошими. А на моей коре, когда-то даже писали.

    Какие же деревья растут в смешанном лесу?

    Одни ли деревья растут в лесу?

    Леса многоярусны. Что это означает?

    Почему растения в лесу растут этажами?

    Сейчас я проверю, знаете ли вы, какие растения относятся к тем или иным этажам.

VII. Физминутка.

    Я буду называть растение, а вы должны показать какой этаж оно занимает.

    Берёза, малина, ландыш, орешник, гриб, дуб, кедр, ягель, смородина, земляника, ясень, шиповник.

VIII. Продолжение.

Продолжим прогулку по лесной тропинке и вспомним правила поведения в лесу.

Учитель вывешивает знаки. (Приложение 3). Ученики объясняют их.

Правила поведения в лесу.

  • Надо стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву – от этого погибают многие растения и насекомые.
  • Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы – родители могут покинуть гнездо.
  • Не шумите в лесу. Шум отпугивает животных, мешает им.
  • Не разоряйте птичьи гнёзда.
  • Не рвите в лесу цветов. Помните, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
  • Не ловите диких животных и не уносите их домой.

Молодцы, хорошие вы туристы, а бывают и такие, о которых говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревца, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные полянки бумагой и мусором, а самое страшное – не умело разводят костры, в результате чего возникает самый страшный враг леса – пожар! Страшное зрелище – лесной пожар. Всё живое не успевает спастись и гибнет в море огня.

Помните: Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой поджечь миллион деревьев.

А теперь давайте остановимся на лесной полянке и отгадаем, чем нас может одарить лес.

Отгадаем кроссворд “Дары леса”. ( Приложение 4)

1. Чем больше колец,
Тем старше жилец. (Дерево).

2. Невысок и коренаст.
Поглядеть решил на нас.
Приподняв с утра под ёлками,
Лист с прилипшими иголками. ( Гриб)

3. Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет и душистая
Попадает в кружки. (Земляника)

4. Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (Орехи).

5. Не балует дуб детей,
Одевает без затей:
Все в его семейке
Носят тюбетейки. (Жёлуди).

6. Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые. (Шишки).

Ежегодно в нашей стране собирают 11 миллионов тонн ягод, 5 миллионов тонн орехов, 330 тысяч тонн грибов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена. Леса украшают землю. Вслушайтесь в неповторимые звуки леса. Использование магнитофонной записи.

Есть древнее изречение “Народ, который не сможет сохранить свои лесные богатства, не имеет будущего”.

Почему же люди не могут обойтись без леса?

А потому что:

  • Без леса давно прекратилась бы жизнь на земле. Ведь листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, который мы с вами выдыхаем и который выбрасывают заводы, фабрики, автомобили. И выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода не более 3 минут. Лес – это лёгкие нашей планеты. Не большой лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли.
  • Лес помогает сохранять в почве влагу, без него пересохли бы реки и озёра.
  • Леса служат защитой полей от засухи. Вот почему в засушливых местах вокруг полей сажают лесные защитные полосы.
  • В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери, птицы.
  • Из древесины люди изготавливают множество вещей, необходимых им. Бумагу, на которой мы пишем, тоже делают из дерева.
  • В лесном воздухе мало пыли. Лесной воздух очень полезен для здоровья. Поэтому среди лесов строят санатории.

Вот почему так важен для человека лес.

Стихотворение С. Никулина “Русский лес”. (Приложение 5).

Подошло время возвращаться нам домой. Наш край, к сожалению не богат лесами. Мы живём в другой природной зоне. И поэтому мы должны, ещё бережнее относится к нашим деревьям. Вообще, лесов на земле много, но надо знать, что ни одно дерево нельзя срубать зря. Об этом и гласит пословица:

Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.

IX. Закрепление.

К сожалению, мы сейчас с вами не можем выйти и посадить дерево. Но я предлагаю вам, с помощью своих знаний дать жизнь вот этому деревцу. Каждый из вас должен получить листочек за свой ответ и этим самым оживить наше дерево. Ученик за каждый правильный ответ получает листочек, который прикрепляет к стволу дерева. ( Приложение 6)

  • С какой природной зоной познакомились? Покажите.
  • Чем отличается от зоны тундры?
  • На какие две части делится зона лесов?
  • Во время путешествия по лесу мы слышали рассказы деревьев о себе. Какое дерево и чем вам запомнилось?
  • Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Все листочки прикрепили к дереву.

В народе говорят “Человек не напрасно прожил жизнь, если посадил хотя бы одно дерево”.

Будем считать, что мы с вами начали сажать деревья и надеюсь, что ещё продолжим посадку весной.

X. Итог урока.

    Экология – это наука, которая учит защищать и охранять природу. Люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому ведётся большая работа по охране природы. Запрещено собирать редкие виды растений и охотиться на редких животных. Некоторых осталось совсем мало. Их занесли в Красную книгу.

    Давайте стараться жить так, чтобы земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели песни птицы.

    Дерево, трава, цветок и птица
    Не всегда умеют защититься.
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни.

XI. Домашнее задание