Цели урока:
- Усвоить теоретические основания, на которых строится связь между сложением и вычитанием; сформировать практические умения и навыки в составлении сумм иразностей.
- Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, решать задачи.
- Воспитывать учебную самостоятельность, любовь к природе.
Оборудование для учителя: доска, цветные мелки, картинки с изображениями животных.
Оборудование для учащихся: учебник-тетрадь И. Аргинской, Е. Бененсон, Л. Итиной, веер, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: – Хорошее, прекрасное.
Учитель: – А почему?
Дети: – Сегодня хорошая погода; на улице стало теплее, потому что пришла весна; у нас сегодня много гостей.
Учитель: – А раз у вас сегодня хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям и настроимся на работу.
- Я думаю, что сегодняшний день принесет вам радость общения с гостями и с нашими друзьями.
2. Постановка цели и темы урока.
Учитель: – А чем бы вы хотели заняться сегодня на уроке?
Дети: – Составлять суммы и разности; решать задачи; дорисовывать рисунки.
Учитель: — Вот этим мы сегодня и будем заниматься, закрепляя “Связь сложения и вычитания”. Будем наблюдать, как связаны между собой суммы и разности, сравнивать, анализировать, делать выводы. А если у вас не все будет получаться сегодня, то не следует унывать, обязательно получится в следующий раз.
3. Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
Каждый урок мы тренируем свою память, речь, наблюдательность.
Как вы думаете, что нам помогает в этом на уроке математики?
Дети: – Числа.
Учитель: – А какое число нас встретило сегодня первым?
Дети: – 12.
Учитель: – Что вы можете о нем рассказать?
Дети: – Двузначное; в нем 1 десяток и 2 единицы; это 12-й день весны.
Учитель: – А урок сегодня необычный.
Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
С дороги в пути никуда не свернем.
– На чем можно отправиться в это время года в лес?
Дети: – На санках, на машине.
Учитель: – Послушайте загадку:
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом?
Дети: – Лыжи.
Учитель: – Мы отправимся сегодня на экскурсию в лес на лыжах.
– Посмотрите перед вами 3 дорожки.
– Давайте вспомним на что они похожи?
Дети: – На линии.
Учитель: – Как называются эти линии?
– Что вы о них можете рассказать?
Дети: – Это ломаная, кривая, прямая. Ломаная линия состоит из звеньев. Прямая линия не имеет ни начала, ни конца.
Учитель: – Как вы думаете, по какой дорожке нужно пойти, чтобы наш путь был самый короткий, чтобы быстрее добраться до леса?
Дети: – По прямой.
Учитель: – Идем по прямой дорожке. Но чтобы нам леса скорее достичь, должны мы подняться по горочке ввысь. А гора то это не простая, а волшебная, с заданиями.
1-е задание: Игра “ Молчанка”
Отвечаете на вопросы. Ответы показываете веером.
1. Какие числа больше 5, но меньше 8?
2. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3.
Чему равно значение суммы?
3. На сколько 9 больше 6?
4. На сколько 4 меньше 6?
5. Уменьшаемое 5, вычитаемое 3. Найти значение разности?
6. 7 уменьшить на 0.
7. 9 увеличить на 1.
8. Вера ищет подружек, которые спрятались от нее. Сколько подружек спряталось, если она увидела 4 ноги?
Дети: – 4; Нет 2, потому что у каждой по две ноги.
Учитель: – Молодцы! Ввысь по горочке мы поднялись, а теперь надо спуститься с нее.
2-е задание:
– Посмотрите на доску. На доске числа: 5, 4, 3, 2.
Учитель: – Это отрезок натурального ряда?
Дети: – Это не отрезок натурального ряда, потому что в нем числа уменьшаются, а в натуральном ряду должны увеличиваться.
Учитель: – Запишите отрезок натурального ряда, состоящий из этих чисел.
Дети: 2, 3, 4, 5.
Учитель: – Используя этот отрезок натурального ряда, узнайте, сколько единиц нужно добавить к каждому его числу, чтобы получить самое большое из них?
Дети: 2 + 3 = 5; 3 + 2 = 5; 4 + 1 = 5; 5 + 0 = 5
Учитель: – Запишите эти выражения и найдите их значения. Посмотрите на доску. Так ли у вас получилось?
Вот и спустились мы с горки и попали в сказочно-красивый, еще по-зимнему одетый лес. Лес этот полон прекрасных чудес. Здесь нас ждут лесные друзья.
– А как нужно вести себя в лесу? (правила поведения)
– Послушайте загадку и узнаете, кто нас встречает 1-м.
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый краса!
А зовут ее….
Дети: – Лиса.
Учитель: – Лисичка-сестричка предлагает вам задание:
К числам 5 и 4 добавить такое третье число, чтобы с ними можно было составить верное равенство.
Учитель: – Кто скажет, какое число нужно добавить и объяснит почему?
Дети: – Здесь можно добавить 9. Это значение суммы 5 и 4. Можно добавить 1, потому что 5 – 4 = 1.
Учитель: – Запишите сумму этих чисел.
Дети: 5 + 4 = 9
Учитель: – Какие еще верные равенства можно составить, используя числа 5, 4 и 9?
Дети: 4 + 5 = 9; 9 – 4 = 5; 9 – 5 = 4
Учитель: – Молодцы! А какие правила вы использовали, составляя эти равенства?
Дети: – Переместительный закон сложения. Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.
Учитель: – Я думаю, что лисичка будет довольна вами. А теперь разминка.
Мы дружно трудились, немного устали.
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведем.
И очень глубоко всей грудью вдохнем.
И левую ногу поднимем вперед
И дальше пойдем мы в поход.
Учитель: – Слушайте, кто нас встречает дальше:
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живет в тепле.
Дети: – Белка.
Учитель: – А что любит белочка?
Дети: – Орешки; шишки; грибы.
Учитель: – Она просит помощи. Помогите ей решить задачу:
У белочки было 4 больших ореха, а маленьких – 3.
Учитель: – Это задача?
Дети: – Нет, это не задача, потому что здесь нет вопроса, а только одно условие.
Учитель: – Сделайте к этому условию рисунок. Орешки рисуйте кружочками.
Дети рисуют:
Учитель: – А я правильно сделала рисунок к задаче?
Дети: – Нет, вы ошиблись. Нужно было нарисовать 4 больших орешка, а вы нарисовали 5.
Учитель: – Неужели? А теперь верно?
Дети: – Нет, неверно.
Учитель: – Помогите мне, пожалуйста, исправить ошибку.
– Теперь прочитайте вопросы к задаче, которые я вам предлагаю. Выберите подходящий вопрос к условию и решите задачу.
Сколько больших орехов у белочки?
Сколько маленьких орехов у белочки?
Учитель: – Кто уже выбрал вопрос? Ну так решайте свою задачу.
– Что вы хотите сказать?
Дети: – Здесь вопрос подобрать нельзя.
Учитель: – Докажите.
Дети: – Нам все известно, что спрашивается.
Учитель: – Хорошо, вы мне доказали, что мои вопросы не подходят к условию задачи.
– А какие вопросы можно поставить?
Дети: – Сколько всего орехов было у белочки? На сколько больших орехов больше, чем маленьких? На сколько маленьких орехов меньше, чем больших?
Учитель: – Каким действием будем решать задачу с вопросом: – Сколько всего орехов у белочки?
Дети: – Сложением.
Учитель: – Запишите решение задачи в тетрадь.
– Вот и помогли мы белочке. Она благодарит нас за помощь и мы отправляемся дальше в путь.
– Послушайте, кто нас встречает дальше:
Летом наедается, зимой отсыпается.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
Дети: – Медведь; заяц.
Учитель: – Они предлагают нам отдохнуть.
У медведя дом большой, а у зайки маленький.
Наш медведь идет домой, поскакал и заинька.
Учитель: – Отдохнули? А теперь поможем мишке.
Он очень любит рисовать, но сегодня у него что-то не получается.
– Откройте учебник на стр.51, задание 129.
Учитель: – Что здесь нужно сделать?
Дети: – Дорисовать, чтобы все кошки были одинаковыми.
Учитель: – Здесь на рисунках разные кусочки. Нужно восстановить рисунки по их частям.
– А с какого рисунка лучше начать работу?
Дети: – С первого рисунка, потому что меньше частей нужно дорисовывать.
Учитель: – Не будем спорить. Каждый может начать работу с того
рисунка, с которого хочет. А потом мы сравним и узнаем, кто был прав.
(дети выполняют задание.)
Учитель: – Мишка нам говорит: “Спасибо”. Но что это?
Гуляли мы по лесу, гуляли и заблудились.
Кто же нам поможет найти дорогу домой?
Дети: – Наверное, зайчик.
Учитель: – Он предлагает нам правильно пройти по лабиринту:
Учитель: – Молодцы! Справились с заданием и нашли дорогу домой. На этом наше путешествие заканчивается.
Итог урока:
– Вам было интересно на уроке?
– Что вам больше всего понравилось?
– А может, кому что-то не понравилось?
– Что показалось главным?
(дети отвечают)
Учитель: – А мне кажется, что самым главным является, что нужно внимательно слушать задания. Если вы будете слушать внимательно, то все будете понимать и хорошо учиться.
– Ребята, скажите, а кто сегодня работал хорошо на уроке? А кому еще нужно постараться?
– Я вас благодарю за сегодняшний урок и говорю вам: “До свидания”.