Урок метематики в 1-м классе по системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Цели урока: 

  1. Усвоить теоретические основания, на которых строится связь между сложением и вычитанием; сформировать практические умения и навыки в составлении сумм иразностей.
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, решать задачи.
  3. Воспитывать учебную самостоятельность, любовь к природе.

Оборудование для учителя:  доска, цветные мелки, картинки с изображениями животных.

Оборудование для учащихся: учебник-тетрадь И. Аргинской, Е. Бененсон, Л. Итиной, веер, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети:  – Хорошее, прекрасное.

Учитель:  – А почему?

Дети:  – Сегодня хорошая погода; на улице стало теплее, потому что пришла весна; у нас сегодня много гостей.

Учитель:  – А раз у вас сегодня хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям и настроимся на работу.

- Я думаю, что сегодняшний день принесет вам радость общения с гостями и с нашими друзьями.

2. Постановка цели и темы урока.

Учитель:  – А чем бы вы хотели заняться сегодня на уроке?

Дети:  – Составлять суммы и разности; решать задачи; дорисовывать рисунки.

Учитель:  — Вот этим мы сегодня и будем заниматься, закрепляя “Связь сложения и вычитания”. Будем наблюдать, как связаны между собой суммы и разности, сравнивать, анализировать, делать выводы. А если у вас не все будет получаться сегодня, то не следует унывать, обязательно получится в следующий раз.

3. Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Каждый урок мы тренируем свою память, речь, наблюдательность.

Как вы думаете, что нам помогает в этом на уроке математики?

Дети:  – Числа.

Учитель:  – А какое число нас встретило сегодня первым?

Дети:  – 12.

Учитель:  – Что вы можете о нем рассказать?

Дети:  – Двузначное; в нем 1 десяток и 2 единицы; это 12-й день весны.

Учитель:  – А урок сегодня необычный.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
С дороги в пути никуда не свернем.

– На чем можно отправиться в это время года в лес?

Дети:  – На санках, на машине.

Учитель:  – Послушайте загадку:

Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом?

Дети: – Лыжи.

Учитель:  – Мы отправимся сегодня на экскурсию в лес на лыжах.

– Посмотрите перед вами 3 дорожки.

– Давайте вспомним на что они похожи?

Дети:  – На линии.

Учитель:  – Как называются эти линии?

– Что вы о них можете рассказать?

Дети:  – Это ломаная, кривая, прямая. Ломаная линия состоит из звеньев. Прямая линия не имеет ни начала, ни конца.

Учитель:  – Как вы думаете, по какой дорожке нужно пойти, чтобы наш путь был самый короткий, чтобы быстрее добраться до леса?

Дети:  – По прямой.

Учитель:  – Идем по прямой дорожке. Но чтобы нам леса скорее достичь, должны мы подняться по горочке ввысь. А гора то это не простая, а волшебная, с заданиями.

1-е задание:  Игра “ Молчанка”

Отвечаете на вопросы. Ответы показываете веером.

1. Какие числа больше 5, но меньше 8?

2. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3.

Чему равно значение суммы?

3. На сколько 9 больше 6?

4. На сколько 4 меньше 6?

5. Уменьшаемое 5, вычитаемое 3. Найти значение разности?

6. 7 уменьшить на 0.

7. 9 увеличить на 1.

8. Вера ищет подружек, которые спрятались от нее. Сколько подружек спряталось, если она увидела 4 ноги?

Дети:  – 4; Нет 2, потому что у каждой по две ноги.

Учитель:  – Молодцы! Ввысь по горочке мы поднялись, а теперь надо спуститься с нее.

2-е задание:

– Посмотрите на доску. На доске числа:  5, 4, 3, 2.

Учитель:  – Это отрезок натурального ряда?

Дети:  – Это не отрезок натурального ряда, потому что в нем числа уменьшаются, а в натуральном ряду должны увеличиваться.

Учитель:  – Запишите отрезок натурального ряда, состоящий из этих чисел.

Дети:  2, 3, 4, 5.

Учитель:  – Используя этот отрезок натурального ряда, узнайте, сколько единиц нужно добавить к каждому его числу, чтобы получить самое большое из них?

Дети:  2 + 3 = 5; 3 + 2 = 5; 4 + 1 = 5; 5 + 0 = 5

Учитель:  – Запишите эти выражения и найдите их значения. Посмотрите на доску. Так ли у вас получилось?

Вот и спустились мы с горки и попали в сказочно-красивый, еще по-зимнему одетый лес. Лес этот полон прекрасных чудес. Здесь нас ждут лесные друзья.

– А как нужно вести себя в лесу? (правила поведения)

– Послушайте загадку и узнаете, кто нас встречает 1-м.

Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый краса!
А зовут ее….

Дети:  – Лиса.

Учитель:  – Лисичка-сестричка предлагает вам задание:

К числам 5 и 4 добавить такое третье число, чтобы с ними можно было составить верное равенство.

Учитель:  – Кто скажет, какое число нужно добавить и объяснит почему?

Дети:  – Здесь можно добавить 9. Это значение суммы 5 и 4. Можно добавить 1, потому что 5 – 4 = 1.

Учитель:  – Запишите сумму этих чисел.

Дети:  5 + 4 = 9

Учитель:  – Какие еще верные равенства можно составить, используя числа 5, 4 и 9?

Дети:  4 + 5 = 9; 9 – 4 = 5; 9 – 5 = 4

Учитель:  – Молодцы! А какие правила вы использовали, составляя эти равенства?

Дети:  – Переместительный закон сложения. Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.

Учитель:  – Я думаю, что лисичка будет довольна вами. А теперь разминка.

Мы дружно трудились, немного устали.
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведем.
И очень глубоко всей грудью вдохнем.
И левую ногу поднимем вперед
И дальше пойдем мы в поход.

Учитель:  – Слушайте, кто нас встречает дальше:

В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живет в тепле.

Дети:  – Белка.

Учитель:  – А что любит белочка?

Дети:  – Орешки; шишки; грибы.

Учитель:  – Она просит помощи. Помогите ей решить задачу:

У белочки было 4 больших ореха, а маленьких – 3.

Учитель:  – Это задача?

Дети:  – Нет, это не задача, потому что здесь нет вопроса, а только одно условие.

Учитель:  – Сделайте к этому условию рисунок. Орешки рисуйте кружочками.

Дети рисуют:

Учитель:  – А я правильно сделала рисунок к задаче?

Дети:  – Нет, вы ошиблись. Нужно было нарисовать 4 больших орешка, а вы нарисовали 5.

Учитель:  – Неужели? А теперь верно?

Дети:  – Нет, неверно.

Учитель:  – Помогите мне, пожалуйста, исправить ошибку.

– Теперь прочитайте вопросы к задаче, которые я вам предлагаю. Выберите подходящий вопрос к условию и решите задачу.

Сколько больших орехов у белочки?

Сколько маленьких орехов у белочки?

Учитель:  – Кто уже выбрал вопрос? Ну так решайте свою задачу.

– Что вы хотите сказать?

Дети:  – Здесь вопрос подобрать нельзя.

Учитель:  – Докажите.

Дети:  – Нам все известно, что спрашивается.

Учитель:  – Хорошо, вы мне доказали, что мои вопросы не подходят к условию задачи.

– А какие вопросы можно поставить?

Дети:  – Сколько всего орехов было у белочки? На сколько больших орехов больше, чем маленьких? На сколько маленьких орехов меньше, чем больших?

Учитель:  – Каким действием будем решать задачу с вопросом:  – Сколько всего орехов у белочки?

Дети:  – Сложением.

Учитель:  – Запишите решение задачи в тетрадь.

– Вот и помогли мы белочке. Она благодарит нас за помощь и мы отправляемся дальше в путь.

– Послушайте, кто нас встречает дальше:

Летом наедается, зимой отсыпается.

Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!

Дети:  – Медведь; заяц.

Учитель:  – Они предлагают нам отдохнуть.

У медведя дом большой, а у зайки маленький.
Наш медведь идет домой, поскакал и заинька.

Учитель: – Отдохнули? А теперь поможем мишке.

Он очень любит рисовать, но сегодня у него что-то не получается.

– Откройте учебник на стр.51, задание 129.

Учитель:  – Что здесь нужно сделать?

Дети:  – Дорисовать, чтобы все кошки были одинаковыми.

Учитель:  – Здесь на рисунках разные кусочки. Нужно восстановить рисунки по их частям.

– А с какого рисунка лучше начать работу?

Дети:  – С первого рисунка, потому что меньше частей нужно дорисовывать.

Учитель:  – Не будем спорить. Каждый может начать работу с того

рисунка, с которого хочет. А потом мы сравним и узнаем, кто был прав.

(дети выполняют задание.)

Учитель:  – Мишка нам говорит:  “Спасибо”. Но что это?

Гуляли мы по лесу, гуляли и заблудились.

Кто же нам поможет найти дорогу домой?

Дети:  – Наверное, зайчик.

Учитель:  – Он предлагает нам правильно пройти по лабиринту:

Учитель:  – Молодцы! Справились с заданием и нашли дорогу домой. На этом наше путешествие заканчивается.

Итог урока:

– Вам было интересно на уроке?

– Что вам больше всего понравилось?

– А может, кому что-то не понравилось?

– Что показалось главным?

(дети отвечают)

Учитель:  – А мне кажется, что самым главным является, что нужно внимательно слушать задания. Если вы будете слушать внимательно, то все будете понимать и хорошо учиться.

– Ребята, скажите, а кто сегодня работал хорошо на уроке? А кому еще нужно постараться?

– Я вас благодарю за сегодняшний урок и говорю вам:  “До свидания”.