Цель урока: продолжить формировать понятий механического движения и взаимодействия тел, а также показать разницу между средней скоростью и средней путевой скоростью. Ввести понятие инерции и инерциального движения тела.
Оборудование: рисунки на тему инерции с магнитами, бруски (деревянные) на каждого ученика класса, бруски (оргстекло) такого же количества, надувные шары, доска с готовой таблицей и подготовленной записью.
Польза |
Вред |
Для игрового момента на внимательность.
Весы, часы, линейка, мензурка, термометр, спирт. | Молния, радуга, молекула, взрыв, нагревание, диффузия трение. |
Ход урока:
Какое движение называется механическим?
Какие виды движения вы знаете?
Чем они отличаются?
Давайте попробуем сейчас решить задачи на эти виды движения.
Задача №1.
За какое время лилипуты пробегают от макушки до пятки спящего двухметрового Гулливера, если их скорость равна 0,18 км/ч?
Задача №2.
Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1 км со скоростью
0,5 м/ с. С какой средней скоростью гналась она за бедным Иванушкой?
Давайте теперь посмотрим на доску и поиграем в игру на внимательность. Найдите “лишнего” в каждой группе и объясните, почему именно он лишний? Скажите, что общего в первой группе (это всё приборы, а спирт – это лишнее слово, т.к. это вещество). А какое слово лишнее во второй группе? Ответ: молекула, т.к. является физическим телом, а все остальные слова – это явления.
Сегодня на уроке мы изучим ещё одно явление – инерция. С этим явлением вы знакомы из своего жизненного опыта, именно жизненный опыт и поможет вам сделать вывод при выполнении опыта. У вас на столах лежат бруски, давайте же сейчас на край деревянного бруска поставим брусок из оргстекла, а затем резко дёрнем деревянный брусок. Что происходит? Скоротечность этого наблюдаемого события побуждает вас повторить опыт, тем самым даёт возможность правильно разобраться в происходящем. Теперь сделаем опыт снова, но теперь, деревянный брусок будет резко затормаживаться. Что происходит теперь?
Такое явление называется инерцией. Давайте в тетрадях напишем определение.
Инерция – это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
А теперь физкультминутка, на которой мы не только будем отдыхать физически, но и работать немного головой, а поможет нам в этом наш жизненный опыт.
Физкультминутка: (каждый ученик берет, прикреплённый к парте шарик и представляет себя пассажиром автобуса). Мы пассажиры, отъезжающие от остановки школа №4 до остановки “Белопесоцкая баня”. Вот мы уже в салоне автобуса, водитель закрыл двери, и мы трогаемся с места, автобус плавно набирает скорость, но тут на нашем пути “лежачий полицейский”. Благополучно преодолев его, едем дальше и, притормозив у поворота направо, остановились у остановки “Почта”. Зашли пассажиры и мы отправляемся снова в путь. Мило мелькают частные дома за окошком автобуса, но нам надо подготовиться к выходу. Автобус останавливается, и мы благополучно выходим. (Во время физкультминутки надо голосом акцентировать выделенные слова текста, а учащиеся при помощи поднятых воздушных шаров, должны выполнять те движения, которые они “испытывают” в салоне автобуса).
Спасибо, садитесь. Как видите, надо было при “движении в автобусе” думать, куда отклоняться и почему? Даже такой простой пример даёт возможность понять нам, что такое инерция. Но инерция приносит как пользу, так и вред. Давайте сейчас заполним таблицу. (Целесообразно подготовить таблички с готовыми примерами, и в ходе заполнения таблицы, пояснять каждый пример).
Например:
Колка дров, насаживание рукоятки молотка, встряхивание мокрой одежды и градусника, спотыкание, тормозной путь и т.д.
Мы с вами уже много раз говорили о тех людях, которые внесли огромный вклад в изучение физики, и одним из таких людей был Галилео Галилей (краткая биография).
Задание на дом: подготовить доклад о жизни Галилео Галилея.