Развитие и воспитание творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы на основе обычаев и традиций своего народа

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


По-моему воспитание это создание условий, для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем.

Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает полученные знания. Человеческая уникальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческого потенциала.

Основной целью является предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в жизни, других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.

А эту цель невозможно реализовать без знания и понимания своих корней, ведь человек без корней, не осознающий связь собственной судьбы с судьбой родной земли, своего народа представляет жалкое подобие гражданина.

“Корни нужны не только деревьям…”. Обществу нужны активно действующие личности: в центре человеческой истории всегда были и будут конкретные люди с конкретными принципами и творческим потенциалом. Особую роль в пробуждении гражданских чувств отводим краеведению, так как краеведческий материал “оживляет”, дает с особой силой те эмоции, которые будят гражданские чувства в душе каждого. Систему воспитательной работы в 5-11-х классах я, как классный руководитель, организовала с привлечением родителей, органов самоуправления, учителей-предметников, центра дополнительного образования в школе и вне ее. Например. С 5-го класса все учащиеся с увлечением посещали драматический кружок “Чудаки” и каждый год на городских и республиканских фестивалях театральных коллективов занимали призовые места. Кружком руководила родительница Альчина Светлана Николаевна, заслуженная актриса Республики Алтай. В результате одна выпускница класса поступила и учится в театральном институте города Улан-Удэ. Два выпускника, которые посещали Алтайскую студию мальчиков под руководством Владимира Егоровича Кончева, учатся в музыкальном колледже города Новосибирска. Выпускники, которые посещали физико-математическую школу при Городском Детском Центре Творчества учатся СибАГС, НГАСУ, НГТУ, АГУ. Кроме этого дети занимались в кружках хореографии, вокала, хора, активное участие принимали в смотре художественной самодеятельности, посещали футбольную секцию и военно-патриотический клуб “ЩИТ”.

У нашего алтайского народа есть красивый обычай дарить молодоженам новую юрту символ чистоты и верности молодых супругов, есть обычаи, связанные с рождением ребенка в семье. Например, если родился мальчик, то его пупок помещают в кожаный конвертик квадратной формы вместе с вереском, зернышком пшеницы, порохом и этот талисман, символизирующий здоровье, благополучие, силу и мужество хранится в доме, как оберег. А если родилась девочка, то ее пупок помещают в кожаный конвертик треугольной формы вместе с вереском, зернышком и украшают орнаментом ее рода, бисером, бусинками и также хранят в доме. По алтайскому обычаю день рождения отмечают через 12 лет. Первый раз когда, ребенку дают имя, второй раз, когда ребенку исполнится 12 лет. Это день совершеннолетия и по этому случаю у нас в классе совместно с родителями в 6-7-х классах был проведен большой, красивый праздник “Мне 12 лет” соблюдением всех ритуалов: девочкам подарили накосные украшения шанкы, что означает хозяйку дома, то есть всю домашнюю работу выполняют теперь девочки. Мальчикам подарили плетку-камчы, которая дает им право ездить вместе со взрослыми на охоту, защищать свой дом и близких ему людей. У детей с малых лет воспитывается уважение к старшим и гостеприимство. Все мы знаем, что “Алтай- жемчужина Сибири” поэтому каждый учебный год у нас в классе завершается экскурсией или туристическим походом по родному краю. Во время походов дети знакомятся с такими обычаями и традициями алтайского народа как “Поклонение Духу горы”, “Поклонение Аржан суу”, “Поклонение огню”, учатся любить и беречь родную природу. Но, а теперь мне хотелось бы остановиться на программном материале, который подразделяется на 5 блоков.

Программный материал воспитательной работы:

1-й Блок: “Я-Я” (Я в общении с самим собой) – 5-й класс.

Задачи на учебный год:

  1. Помочь детям почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность.
  2. Помочь осознать изменения, произошедшие при переходе на вторую ступень обучения.
  3. Формировать умение высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение.
  4. Помочь осознать свою индивидуальность в коллективе.

2-й Блок: “Я – другой” (Я в общении с “другим”) – 6-й,7-й класс.

Задачи на учебный год:

1) Формировать навыки восприятия и принятия мнений и суждений сверстников.

2) Учить умению соотносить свои желания с возможностями других.

3) Развивать навыки владения ситуацией с разных позиций.

3-й Блок: “ Я – общество” (как Я общаюсь с общественностью) – 8-й класс.

Задачи на учебный год:

  1. Формировать нормы ролевого поведения.
  2. Готовить к взаимодействию с различными социальными институтами, группами и организациями.
  3. Формировать навыки группового взаимодействия.

4-й Блок: “ Я – мир” (как Я исследую этот мир) – 9-й класс.

Задачи на учебный год:

1) Интеллектуальное познание мира.

2) Понимание единства мира через принятие тезиса “ Мы – сограждане”.

5-й Блок: программа “Лидеры” (перспективная) 10 – 11-й класс.

Задачи на учебный год;

1) Повышение уровня ответственности, самоорганизации и самоконтроля.

2) Развитие способности, которая позволяет уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.

По данной программе с классом я работала семь лет. В этом году ребята закончили школу. Число поступивших в учебные заведения составило 96%, из них в ВУЗы 72%, несмотря на то, что дети занимались по общеобразовательной программе. В классе было 25 человек, из них 11 мальчиков и 14 девочек. В классе было 3 отличника, 14 хорошистов, неуспевающих не было. Семь человек воспитывались в неполных семьях.

Все мероприятия по каждому блоку даны в соответствии с задачами и с учетом физиологических и психологических особенностей возраста школьника.

Формы работы на 1-м блоке “ Я-Я” 5-й класс.

1. Классный вечер “Знакомство с собой”.

2. Классный час “Я и мой класс”.

3. Встреча с интересными людьми.

Внеклассные мероприятия:

  1. Родительское собрание “ Времен связующая нить”.
  2. Выставка творческих работ “ Мир моих интересов”.
  3. Постановка театрализованного представления по мотивам произведения алтайского писателя Бориса Укачина “Охота на сусликов”.
  4. Однодневный поход на природу.

Формы работы на 2-м блоке “Я – другой” 6-7 класс.

1. Диспут “Сколько нас – столько и мнений”.

2. Викторина “Пословицы и поговорки”.

3. Встреча с художником Игнатом Ортонуловым.

Внеклассные мероприятия:

1. Праздник “ Мне 12 лет”.

2. Круглый стол “Кем бы я хотел стать?” или “Кем бы я хотел видеть своего ребенка?” для учащихся и их родителей.

3. Спектакль по мотивам алтайской народной сказки “Шелковая кисточка”.

4. Экскурсия по родному краю.

Формы работы на 3-м блоке “Я – общество” 8-й класс.

1. Цикл классных часов “Этика и этикет”.

2. Деловая игра “Если друг оказался вдруг…”.

3. Встреча с врачом генетиком Верой Николаевной Тадиновой, лауреатом премии Чороса- Гуркина.

4. Беседа “Роль традиций в нашей жизни” составлением генеалогического дерева.

Внеклассные мероприятия:

1. Родительское собрание “Почитание мужчины в семье”.

2. Постановка спектакля-отрывка из пьесы “ Ромео и Джульетта”.

3. Экскурсия в город Бийск с посещением планетария, музея и бассейна.

Формы работы на 4-м блоке “Я – мир” 9-й класс.

1. Цикл классных часов по темам:

“Охрана окружающей среды”

“Мое место во Вселенной”

“В XXI век шагну с надеждой и любовью”

“ Я и мое будущее”.

Внеклассные мероприятия:

  1. Родительское собрание “Подготовка старшеклассников к самостоятельной жизни”.
  2. Шефская помощь ветеранам войны и труда.
  3. Деловая игра “Почему это опасно?” или “Суд над наркоманией, алкоголизмом и табакокурением”.
  4. Экскурсия по Чемальскому району с посещением села Анос – родины художника, политического деятеля Г. И. Чороса – Гуркина.

Форма работы на 5-м блоке “Лидер” 10-11-й класс.

1. Диспут “Разговор по существу” (с приглашением администрации школы).

2. Семинар по теме “Перспектива будущей профессии” с приглашением людей разной профессии.

3. Круглый стол “Будущее Республики Алтай глазами политических деятелей и выпускников школы” с приглашением депутатов Эл – Курултай.

4. Классный час “От юрты до космических кораблей”.

Внеклассные мероприятия:

  1. Шефская помощь ветеранам войны и труда.
  2. Экскурсия в Горно-Алтайский Государственный Университет и другие учебные заведения города.
  3. Участие на НОУ города по теме: “Математика и музыка”.
  4. Участие в смотре-конкурсе ”Ученик года 2006”.
  5. Экскурсия в пожарную часть города.
  6. Туристический поход на Куладинские озера и “Калбак Таш”
  7. Участие в фестивале театральных коллективов посвященный 250-летию вхождения Алтая в состав России (спектакль “Посол будущего”)

Перспектива работы в 10-11-х классах.

Мероприятия должны быть направлены на развитие самоорганизации, изучение социальных контактов, разрешение конфликтов, умение планировать групповую деятельность. Необходимо включить в работу правоведческий цикл по концепции “Я – общество – государство”.

Результаты.

Что же дает такая работа? Постепенный переход от одного блока к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает формирование ребенка как самостоятельной, развитой личности способного нести ответственность перед собой, семьей и обществом. Такой ребенок способен успешно адаптироваться в динамическом, быстро меняющемся мире. Хочется, надеется, что эта личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, будет способна принимать ответственность за свои поступки, научится организовывать себя и других и принимать решения.

Я сторонник комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся, так как ребенок единое целое и не надо его “делить” на части. Любое внеклассное мероприятие выполняет триединую цель воспитательную, развивающую и образовательную. Результативность мероприятия зависит от подготовки и формы работы, то есть дети не пассивные наблюдатели, а активные участники мероприятия.

Воспитательной работе придерживаюсь правила: держать детей на грани высокой, но преодолимой трудности.

Классное родительское собрание “Времен связующая нить” проведенная в 5-м классе.

Звучит музыка “Снова дома”.

Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети!

Неправда ли хорошо, что наша встреча началась с этой прекрасной мелодии Дина Рида?

Я вижу, как становятся веселее и мечтательнее ваши лица, как в этой комнате устанавливается атмосфера дружественного расположения, взаимопонимания, а это, я думаю, очень важно.

Эта музыкальная пьеса называется “Снова дома” и хочется, чтобы все почувствовали себя, как дома.

Сегодня мы проводим необычное собрание, да наверное и трудно его назвать собранием в обычном смысле, скорее всего, это встреча “Огонек” на котором речь пойдет вовсе не об учебе и дисциплине, как это часто бывает. Нет, мы хотим, чтобы, сегодня родители и дети поговорили о другом, не менее важном, чем отметки, а может быть, и более главном в нашей жизни.

Нам очень хочется, чтобы мамы и папы, дочери и сыновья посмотрели друг на друга несколько иными глазами, смогли узнать друг о друге что-то непривычное.

Музыка ”Родительский дом”.

У каждого из нас есть Дом – это не просто крыша над головой.

Наш дом – это наша семья, самые близкие нам люди – папа, мама, братья, сестры, бабушки, дедушки. Частичка Родины, знакомая лучше всего, потому что здесь среди этих людей мы родились и растем.

А миллионы таких наших семей, больших и малых, словно, клеточки живого организма, составляют наш народ – содружество равноправных людей разных национальностей.

Это уже большой, общий наш дом, к сожалению, в нашем большом общем доме сегодня очень неспокойно. Много проблем сложилось за последние годы и одним махом их не решить, и от каждого из нас, будь он ребенок или взрослый зависит будущее нашей земли.

Каждый должен спросить себя: а что сделал я, для того, чтобы нам жилось лучше, чтобы люди лучше понимали друг друга.

Понимать друг друга…

Не правда ли, это здорово? Но, увы, кто из сидящих здесь может похвастаться тем, что его всегда понимают.

А ведь это драгоценное умение понять и почувствовать друг друга – начинается с семьи.

А что происходит с современной семьей? Мы часто жалуемся, что времени на общение с детьми не хватает. Дети сами по себе, мы сами по себе.

А время идет… и настанет миг, когда захочется остановить, вернуть его, чтобы доделать, что-то исправить…

Но все, что возможно в сказке, в жизни оборачивается суровой болью. И получается, что мы упускаем в жизни очень важные моменты.

Понимание… с чего оно начинается?

Наверное, с общения, постоянного и неподдельного интереса к делам и мыслям друг друга.

А о чем мы говорим с нашими детьми?

Диапазон разговоров не так уж широк: учеба, дисциплина, что купить из одежды и т.д.

Так о чем же можно говорить со своими детьми? Может о том, для чего живет человек? Может уже сейчас, когда нашим детям 11-12 лет можно говорить о том, что мы живем в огромном мире, что большой мир человечества появился за несколько несколько тысяч лет до тебя и не кончится после тебя. Его создавали, создают и будут создавать дальше!

Каждый из нас приходит в этот мир не как инопланетянин. Мы дети своих отцов и матерей, продолжение их жизни.

Так как же не интересоваться жизнью хотя бы, ближайших наших предков, как не знать, кем были, о чем мечтали, чему поклонялись, с чем боролись наши деды и прадеды?

Это очень важно знать, чтобы не оборвалась времен связующая нить, ибо в противном случае, мы можем превратиться “ в людей потерявших память, потерявших свои корни”

А ведь именно сегодня особенно ярко проявляется интерес каждого народа к своим корням, к своим обычаям и традициям.

И у каждого народа – они свои, неповторимые. И может быть, их надо знать хотя бы некоторые из них, чтобы лучше понимать друг друга.

В нашей республике проживает представители около 60 национальностей. И вряд ли мы можем похвастать, что хорошо знаем характер, интересы, обряды тех, кто живет с нами рядом!

Вот и в нашем классе учатся и алтайцы, и казахи, и русские. Мы дружим, друг с другом, но много ли знаем? И сегодня, готовясь нашей встрече мы решили все вместе – и родители, и дети, познакомятся с некоторыми национальными обрядами, некоторые лучше помогут понять характер того или иного народа.

  1. Музыка “Комус”.
  2. Обряд “Поклонения Аржан – суу”.
  3. Танец “ Наездники”.

Спасибо, ребята! Это было интересно. Да, историю и культуру своего народа – знать необходимо. Но бок о бок с нами живут люди других национальностей, они – ближайшие соседи и друзья. Поэтому стремление узнать больше о другом народе, о его традициях поможет лучше понять его и подружится.