Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы.
Фейербах
Тип уроков: Урок закрепления знаний и урок нового материала с использованием различных заданий для реализации реальных учебных возможностей учащихся.
Способ организации работы: Обучение в сотрудничестве в малых группах постоянного состава.
Продолжительность занятия: 2 урока.
Класс: 11.
Цели и задачи урока:
- Обеспечить условия для осознанного применения схемы моделирования.
Предметный компонент:
- закрепить знания основных понятий информационного моделирования в ходе построения разных информационных физических моделей одного физического явления;
- закрепить знания по теме “Равноускоренное движение”;
- закрепить умение работы с устройствами обработки изображений;
- закрепить умение построения графиков в среде MS Excel;
- обеспечить условия для правильной классификации моделей;
- сформировать умение использовать цифровую лабораторию для решения физических задач и (или) выполнения лабораторных работ по физике;
- Сформировать практические навыки записи видео, обработки и использования его в видеоанализе.
Надпредметный компонент:
Создать условия для того, чтобы обучающиеся научились:
- презентовать результаты своей деятельности;
- формулировать эмпирические закономерности;
- выдвигать гипотезы и проверять их, используя компьютерное моделирование;
- находить общее, делать обобщения и выводы.
Саморазвитие учителя:
- отработка на практике элементов технологий проблемного и проектного обучения.
- планирование урока, реализующего право ученика на выбор темпа усвоения и способа понимания информации.
- реализация возможности учеников быть соавторами сценария урока.
Оборудование к уроку:
- компьютер, с минимальными техническими требованиями: Windows 2000/XP, Internet Explorer 6.0, Pentium-150, 200 Мб свободного дискового пространства, 64 Мб оперативной памяти, СD-ROM, SVGA 800x600;
- Цифровая лаборатория “Архимед” (ПО);
- видеопроектор, экран;
- ПК учащихся,
- Сканер;
- Цифровая видеокамера;
- Тексты лабораторных работ
- Карточки для схем познания и моделирования. Магнитные держатели (или слайды презентации Приложение 3).
- Карточки для классификации моделей.
Ход урока
Актуализация задач урока:
Наши знания о реальном мире складываются из множества информационных моделей. Это сведения о свойствах разнообразных объектов и их взаимодействии между собой.
При этом в его голове как бы возникает и реализуется динамическая информационная модель соответствующей системы. Человеческий мозг осуществляет не только статическое запоминание информации о заданной ему модели, но и преобразует эту информацию в соответствии с теми или иными правилами преобразования, заложенными в эту модель. Именно в наличии подобных преобразований и заключается, прежде всего, различие между статической моделью и ее динамическим воплощением.
Электронные цифровые машины способны неизмеримо повысить интеллектуальную мощь человечества. Те задачи (в том числе и задачи творческого характера), которые недоступны “невооруженному” человеческому мозгу, станут, доступны человеку, вооруженному мощной кибернетической техникой.
Ведь абстрактное мышление является именно той областью, где информационные модели наиболее близко подходят к объекту моделирования.
Мы рассмотрели разные типы моделей и научились строить графические, математические модели и учимся строить модели физических явлений в среде электронных таблиц… по готовым формулам, но в жизни не всегда возможно точное применение формул. Почему?
Сегодня мы познакомимся еще с одним из способов изучения физики.
Ваша задача прослушать объяснение, выполнить совместно с учителем работу и научиться работать с физическими явлениями, зафиксированными при помощи видеокамеры. Особое внимание прошу обращать на этом этапе на панель видеоанализа.
Первый урок
№ | Этапы урока | Время, мин. | Приемы и методы |
I | Организационный момент. Постановка задач урока | 1 | Приветствие учителя |
II | Фронтальное повторение. Актуализация задач урока | 5 | Классификация моделей (работа в
группах). Фронтальная проверка. Задание для классификации: (Смотри приложение1). Карточки с элементами схем (Смотри приложение 2). Сравнение схемы познания и схемы моделирования. (Смотри приложение 3) Раздача буклетов(Смотри приложение 4). |
III | Знакомство с ПО “Цифровая лаборатория по физике “Архимед”” | 14 | Мастер-класс “Цифровая лаборатория. Видеоанализ”. |
IV | Закрепление знаний. | 20 | Выполнение видеоанализа по готовому видеофрагменту(на выбор учащихся). |
V | Итоги урока | 5 | Тестирование “Панель видеоанализа”
(Смотри приложение 5). Рефлексия. Каковы Ваши первые впечатления от работы с программой? Ответы на вопросы учащихся. |
Второй урок
Актуализация задач урока.
Весь мир делится на пешеходов и автомобилистов. Так утверждали…(Ильф и Петров)
Средний автомобиль перемещается, как правило, со скоростью гораздо большей, чем средний пешеход. Поэтому нам, пешеходам, если мы наблюдаем за движением точки обода колеса, кажется, что мы рассматриваем быстроизменяющийся процесс, и зафиксировать его с достаточно высокой точностью невозможно.
III. Лабораторная работа “Построение графика координаты точки обода движущегося колеса”.
В жизни не всегда возможно точное применение формул и готовых рецептов!!!
Давайте обратимся к конкретному физическому явлению, не самому сложному. Изучим это явление разными способами и сравним результаты. Я предлагаю два варианта:
- Выполнение одной группой всех трех этапов и построение вывода.
- Выполнение разными группами разных этапов и совместная формулировка вывода.
№ | Этапы урока | Время, мин. | Приемы и методы |
I | Организационный момент. Постановка задач урока | 1 | Приветствие учителя. Выбор объекта. Выбор модели. |
II | Актуализация задач урока | 4 | Презентация…Основополагающий вопрос “Возможно ли измерить быстроизменяемые физические величины?”(Смотри приложение6) |
III | Лабораторная работа “Построение графика координаты точки обода движущегося колеса” | 25 | Работа в группах. Проектная деятельность.(Смотри приложения 7,8,9) |
IV | Итоги урока | 3 | Демонстрация слайдов с итогами работ. Построение выводов. Рефлексия. А нужно ли применять подобные технологии? Что они нам дают? |
V | Домашнее задание. | 1 | Подобрать подходящую работу для
видеоанализа из курса физики. Продумать этапы лабораторной работы. Подготовить теорию. |
При подготовке урока использована литература:
Год работы с цифровыми лабораториями “Архимед” http://ito.edu.ru
Сайт лицея 1502: http://fizfaq1502.narod.ru/arhimed/
Цифровая лаборатория по физике Архимед http://www.int-edu.ru
Цифровая лаборатория “ Архимед” в физическом практикуме в 8 классе. http://impuls.lyceum1502.ru/archimed.htm
Проектная деятельность учащихся 11 класса по физике с использованием возможностей Цифровой Лаборатории “Архимед” http://ito.bitpro.ru/7
Ресурсы:
Graf.jpg http://www.int-edu.ru
Roll.avi УМК “Цифровая лаборатория по физике “Архимед””