Урок информатики "Создание моделей физических явлений"

Разделы: Физика, Информатика


Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы.

Фейербах

Тип уроков: Урок закрепления знаний и урок нового материала с использованием различных заданий для реализации реальных учебных возможностей учащихся.

Способ организации работы: Обучение в сотрудничестве в малых группах постоянного состава.

Продолжительность занятия: 2 урока.

Класс: 11.

Цели и задачи урока:

  • Обеспечить условия для осознанного применения схемы моделирования.

Предметный компонент:

  • закрепить знания основных понятий информационного моделирования в ходе построения разных информационных физических моделей одного физического явления;
  • закрепить знания по теме “Равноускоренное движение”;
  • закрепить умение работы с устройствами обработки изображений;
  • закрепить умение построения графиков в среде MS Excel;
  • обеспечить условия для правильной классификации моделей;
  • сформировать умение использовать цифровую лабораторию для решения физических задач и (или) выполнения лабораторных работ по физике;
  • Сформировать практические навыки записи видео, обработки и использования его в видеоанализе.

Надпредметный компонент:

Создать условия для того, чтобы обучающиеся научились:

  • презентовать результаты своей деятельности;
  • формулировать эмпирические закономерности;
  • выдвигать гипотезы и проверять их, используя компьютерное моделирование;
  • находить общее, делать обобщения и выводы.

Саморазвитие учителя:

  • отработка на практике элементов технологий проблемного и проектного обучения.
  • планирование урока, реализующего право ученика на выбор темпа усвоения и способа понимания информации.
  • реализация возможности учеников быть соавторами сценария урока.

Оборудование к уроку:

  • компьютер, с минимальными техническими требованиями: Windows 2000/XP, Internet Explorer 6.0, Pentium-150, 200 Мб свободного дискового пространства, 64 Мб оперативной памяти, СD-ROM, SVGA 800x600;
  • Цифровая лаборатория “Архимед” (ПО);
  • видеопроектор, экран;
  • ПК учащихся,
  • Сканер;
  • Цифровая видеокамера;
  • Тексты лабораторных работ
  • Карточки для схем познания и моделирования. Магнитные держатели (или слайды презентации Приложение 3).
  • Карточки для классификации моделей.

Ход урока

Актуализация задач урока:

Наши знания о реальном мире складываются из множества информационных моделей. Это сведения о свойствах разнообразных объектов и их взаимодействии между собой.

При этом в его голове как бы возникает и реализуется динамическая информационная модель соответствующей системы. Человеческий мозг осуществляет не только статическое запоминание информации о заданной ему модели, но и преобразует эту информацию в соответствии с теми или иными правилами преобразования, заложенными в эту модель. Именно в наличии подобных преобразований и заключается, прежде всего, различие между статической моделью и ее динамическим воплощением.

Электронные цифровые машины способны неизмеримо повысить интеллектуальную мощь человечества. Те задачи (в том числе и задачи творческого характера), которые недоступны “невооруженному” человеческому мозгу, станут, доступны человеку, вооруженному мощной кибернетической техникой.

Ведь абстрактное мышление является именно той областью, где информационные модели наиболее близко подходят к объекту моделирования.

Мы рассмотрели разные типы моделей и научились строить графические, математические модели и учимся строить модели физических явлений в среде электронных таблиц… по готовым формулам, но в жизни не всегда возможно точное применение формул. Почему?

Сегодня мы познакомимся еще с одним из способов изучения физики.

Ваша задача прослушать объяснение, выполнить совместно с учителем работу и научиться работать с физическими явлениями, зафиксированными при помощи видеокамеры. Особое внимание прошу обращать на этом этапе на панель видеоанализа.

Первый урок

Этапы урока Время, мин. Приемы и методы
I Организационный момент. Постановка задач урока 1 Приветствие учителя
II Фронтальное повторение. Актуализация задач урока 5 Классификация моделей (работа в группах). Фронтальная проверка.

Задание для классификации: (Смотри приложение1).

Карточки с элементами схем (Смотри приложение 2).

Сравнение схемы познания и схемы моделирования. (Смотри приложение 3)

Раздача буклетов(Смотри приложение 4).

III Знакомство с ПО “Цифровая лаборатория по физике “Архимед”” 14 Мастер-класс “Цифровая лаборатория. Видеоанализ”.
IV Закрепление знаний. 20 Выполнение видеоанализа по готовому видеофрагменту(на выбор учащихся).
V Итоги урока 5 Тестирование “Панель видеоанализа” (Смотри приложение 5).

Рефлексия. Каковы Ваши первые впечатления от работы с программой? Ответы на вопросы учащихся.

Второй урок

Актуализация задач урока.

Весь мир делится на пешеходов и автомобилистов. Так утверждали…(Ильф и Петров)

Средний автомобиль перемещается, как правило, со скоростью гораздо большей, чем средний пешеход. Поэтому нам, пешеходам, если мы наблюдаем за движением точки обода колеса, кажется, что мы рассматриваем быстроизменяющийся процесс, и зафиксировать его с достаточно высокой точностью невозможно.

III. Лабораторная работа “Построение графика координаты точки обода движущегося колеса”.

В жизни не всегда возможно точное применение формул и готовых рецептов!!!

Давайте обратимся к конкретному физическому явлению, не самому сложному. Изучим это явление разными способами и сравним результаты. Я предлагаю два варианта:

  1. Выполнение одной группой всех трех этапов и построение вывода.
  2. Выполнение разными группами разных этапов и совместная формулировка вывода.
Этапы урока Время, мин. Приемы и методы
I Организационный момент. Постановка задач урока 1 Приветствие учителя.

Выбор объекта. Выбор модели.

II Актуализация задач урока 4 Презентация…Основополагающий вопрос “Возможно ли измерить быстроизменяемые физические величины?”(Смотри приложение6)
III Лабораторная работа “Построение графика координаты точки обода движущегося колеса” 25 Работа в группах. Проектная деятельность.(Смотри приложения 7,8,9)
IV Итоги урока 3

Демонстрация слайдов с итогами работ. Построение выводов. Рефлексия. А нужно ли применять подобные технологии? Что они нам дают?

V Домашнее задание. 1 Подобрать подходящую работу для видеоанализа из курса физики.

Продумать этапы лабораторной работы.

Подготовить теорию.

При подготовке урока использована литература:

Год работы с цифровыми лабораториями “Архимед” http://ito.edu.ru

Сайт лицея 1502: http://fizfaq1502.narod.ru/arhimed/

Цифровая лаборатория по физике Архимед http://www.int-edu.ru

Цифровая лаборатория “ Архимед” в физическом практикуме в 8 классе. http://impuls.lyceum1502.ru/archimed.htm

Проектная деятельность учащихся 11 класса по физике с использованием возможностей Цифровой Лаборатории “Архимед” http://ito.bitpro.ru/7

Ресурсы:

Graf.jpg http://www.int-edu.ru

Roll.avi УМК “Цифровая лаборатория по физике “Архимед””

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9