Последнее время возрастает число детей, которым учиться трудно. Наиболее распространёнными причинами такого явления выступают, с одной стороны, недостаточный уровень умственного развития, в частности, плохое развитие логического мышления, с другой стороны, низкий уровень личностного развития, в частности, волевой регуляции детьми своего поведения. Особенно сложным, с этой точки зрения, является период перехода выпускников начальной школы в среднее звено. Новые условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию обучающихся, а также к степени сформированности у них учебных знаний, умений и навыков.
Основными навыками, которые должна сформировать начальная школа, являются навык чтения, навык письма и вычислительный навык. От уровня сформированности этих основополагающих навыков во многом зависит формирование личности ребёнка, становление его отношения к учению, школе, учителям, товарищам, коллективу класса, к самому себе.
На завершающем этапе начального обучения можно считать нормальным такое положение, когда не менее 40% класса умеют достаточно хорошо читать (120 слов в минуту), писать (60 букв в минуту) и считать (30 цифр в минуту).
Мною разработана и апробирована на практике система упражнений, позволяющая добиться высокого уровня развития вычислительных навыков.
1-2 кл. Темы «Сложение и вычитание чисел первого десятка», «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»: работа по карточкам в парах сменного состава; игра «Почтальон-вычислитель», игра «Ритмический счёт» (пропедевтика изучения таблицы умножения).
2-3 кл. Темы «Табличное умножение и деление», «Внетабличное умножение и деление»: игра «Самый быстрый счётчик» (устный вариант), игра «Таблица умножения достойна уважения».
3-4 кл. Тема «Умножение и деление многозначных чисел»: игра «Самый быстрый счётчик» (письменный вариант).
Начиная с первого класса, следует доводить до автоматизма навыки устного сложения и вычитания. Отработку навыков целесообразно проводить в парах сменного состава, используя элементы коллективного способа обучения (КСО). На каждый вычислительный приём составляются карточки по количеству учеников в классе. Дети работают в паре, решают примеры устно, исправляют ошибки друг друга, отмечают в «маршрутном» листе номер решённой карточки и успешность её выполнения. Затем меняются карточками и ищут новую пару. Таким образом, решая большое количество однотипных примеров, ребёнок доводит до автоматизма навык вычислений.
Чтобы при автоматическом заучивании таблиц не сдерживалось умственное развитие детей, рекомендуется использовать эти навыки для решения поисковых, занимательных задач с вычислениями.
Так игра «Почтальон-вычислитель» [1] предназначена для развития интеллекта и совершенствования навыков устного счёта. Она содержит 100 заданий, каждое из которых включает несколько поисковых задач. При их решении ребёнок должен сообразить, используя навыки устного счёта, как «Почтальон добрался» из одного пункта в другой: если дорожка соединяет домики с разными номерами, то по такой дорожке можно идти, а если номера у домиков равны, то по такой дорожке идти нельзя.
В итоге регулярного выполнения заданий игры дети точнее и быстрее, чем обычно, считают в «уме» (в пределах 20) и успешнее сверстников решают поисковые задачи.
Подготовку к изучению таблицы умножения целесообразно начинать также в 1 классе с игры «Ритмический счёт» [2]. Разбившись парами, и стоя лицом друг к другу, дети считают молча «про себя», одновременно выполняя под счёт движения. Вслух произносятся кратные того числа, через которые ведётся счёт (через 2- 2, 4, 6, 8…, через 3- 3, 6, 9, 12…). Называя кратное, дети касаются ладонями друг друга. Остальные движения могут проявляться произвольно.
В итоге синхронного выполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые обучающиеся проговаривают вслух. Таким образом не только быстро усваивается устная нумерация натуральных чисел, но и фактически выучивается таблица умножения задолго до её введения. Вместе с тем, «ритмическая музыка», которая звучит в классе, объединяет детей, вырабатывает у них чувство защищённости, снимает напряжение от пассивного восприятия. Поэтому целесообразно систематически использовать ритмические игры для проведения физкультурных минуток.
Счёт через 2
Хлопнуть в ладоши (1), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (2) и т.д.
Счёт через 3
Коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (3) и т.д.
Счёт через 4
Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться левой ноги (2), хлопнуть в ладоши (3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (4).
Счёт через 5
Коснуться руками ног (1), коснуться правой рукой левого плеча (2), коснуться левой рукой правого плеча (3), хлопнуть в ладоши (4), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (5) и т.д.
Счёт через 6
Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться рукой левой ноги (2), коснуться правой рукой левого плеча (3), коснуться левой рукой правого плеча (4), хлопнуть в ладоши (5), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (6) и т.д.
Счёт через 7
Топнуть правой ногой (1), топнуть левой ногой (2), коснуться рукой правой ноги (3), коснуться рукой левой ноги (4), дотронуться двумя руками до плеч (5), хлопнуть в ладоши (6), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (7) и т.д.
Счёт через 8
Топнуть правой ногой (1), топнуть левой ногой (2), коснуться рукой правой ноги (3), коснуться рукой левой ноги (4), дотронуться правой рукой до правого плеча (5), дотронуться левой рукой до левого плеча (6), хлопнуть в ладоши (7), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (8) и т.д.
Счёт через 9
Топнуть правой ногой (1), топнуть левой ногой (2), коснуться рукой правой ноги (3), коснуться рукой левой ноги (4), дотронуться правой рукой до правого плеча (5), дотронуться левой рукой до левого плеча (6), дотронуться до головы (7), хлопнуть в ладоши (8), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (9) и т.д.
Начинать надо медленно со счёта хором до 20 и обратно и одновременного выполнения движений для счёта через 2, когда дети не будут задумываться над последовательностью движений и смогут сосредоточить своё внимание на проговаривании кратных, можно перейти к счёту через 2 (снять проговаривание чисел 1, 3, 5, и т.д.). Темп должен быть таким, чтобы у детей оставалось ощущение успеха. К следующему типу ритмических упражнений (счёту через 3, 4 и т.д.) целесообразно переходить лишь тогда, когда предыдущие упражнения отработаны в достаточно быстром темпе, стали привычными для детей, и каждый ребёнок класса легко проговаривает кратные чисел без выполнения движений.
Применение ритмических игр очень важно для двигательного и эмоционального развития, мышления, внимания, умения общаться, происходит необходимая психологическая разгрузка.
Эффективно применение игровых приёмов, например, игры «Самый быстрый счётчик» на отработку устных вычислительных навыков на все 4 арифметических действия.
Игра «Самый быстрый счётчик» (устный вариант)
Игра проводится в начале урока по заранее приготовленным на доске «цепочкам». Детям даётся задание: посчитать устно, в тетрадь записать только результат вычислений по каждой цепочке, т.е. в тетради должно быть записано только 4 числа.
Считать дети начинают одновременно по сигналу учителя. Учитель засекает время по секундомеру или часам. Ученики сигнализируют об окончании счёта поднятием руки. Учитель сообщает каждому время, затраченное на счёт. Ученик записывает время в тетрадь.
После того, как закончит считать последний ребёнок, проводится фронтальная проверка. После этого выясняется , у кого из учеников самое лучшее время и нет ошибок. Ему присваивается звание «Самый быстрый счётчик».
Запись результатов лучше вести в тетрадях («счётных» тетрадях). Тогда и учителю, и самому ученику наглядно видно, как растут его результаты. Малейшее улучшение времени обязательно отмечается. Это позволяет сохранить интерес к игре у всех учеников, так как далеко не каждый может получить звание «Самый быстрый счётчик».
Литература
1. Зак А.З. путешествие в Сообразилию или Как помочь ребёнку стать смышленым. Почтальон-вычислитель. -М., НПО «Перспектива», 1992
2. Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Методические рекомендации. -М., «Баласс», 1996