Цели и задачи:
- Расширение и систематизация знаний учащихся об истории родного города.
- Развитие чувства патриотизма, гордости за свою страну, область, город, район.
- Развитие интеллектуальных способностей детей.
- Укрепление дружбы между учащимися параллели.
Наглядность:
- Напечатанные слова для заданий.
- Герб города.
- Гимн города Челябинска.
- Выставка рисунков учащихся на тему «Мой любимый уголок Челябинска».
- Фотографии известных людей нашего города.
- Фотографии с видами Челябинска.
- Презентация «Челябинск: от крепости до большого города».
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня у нас праздник! Кто из нас не любит дни рождения? Наверное, это самый любимый день каждого из вас. Приятно получать подарки и принимать поздравления родственников и друзей. А представьте себе, если день рождения справляет целый город! Сегодня мы поздравляем Челябинск, которому исполняется 270 лет. Много это или мало? Для человека много, а для города это только начало. Но даже за такой короткий для всемирной истории срок Челябинск успел прославиться и вписать свою страничку в историю не только нашей страны, но и всемирной истории.
(Звучит гимн города Челябинска)
Ведущий: Начать наш праздник мы бы хотели со стихотворения «Посвящение Челябинску», которое написала ученица 7 «Б» класса Тихая Маргарита.
Города в России славны, Но краше всех - Челябинск мой! Объединил народов много Уральский град и стал родной! Отчизне пользу даст большую, Известен он своим трудом. Добыты здесь гранит и мрамор, И льётся сталь большой рекой. Характер свой имеет город: Днём суетливый, деловой, А ночью тих он, кокетлив Огней неоновых игрой. И жизнь идёт, проходят годы, Но остаётся славен он. Живут, работают в нём люди, И молод он своей душой! |
Ведущий: Пётр Великий «прорубил окно» в Европу, построив на берегах Невы Санкт - Петербург. Это общеизвестно. Но не все знают, что царь – реформатор намеревался «открыть дверь» и в Азию. Для этого он предполагал воздвигнуть своего рода «портовый город» на берегу бескрайнего степного океана. Как по Балтике пошли в Санкт – Петербург караваны торговых судов, так и сюда из глубин Азии должны были прибывать караваны «степных кораблей» – верблюдов. Смерть помешала преобразователю России осуществить намеченное. Его дело продолжили «птенцы гнезда Петрова» - Иван Кириллов и Иван Неплюев. Их трудами и стараниями утвердился на реке ЯИК (Урал) Оренбург и стал столицей новой русской провинции в Южноуралье, куда вошёл и челябинский Урал.
Ведущий: Оренбург был заложен в глухой степи, в значительной удалённости от русских селений. Было ясно, что без охраны пути, без базовых стоянок для ночлега и кормления лошадей Оренбург не поставить и новообретённые территории не освоить. Решено было срочно строить в том краю крепости для усмирения коренного населения – непокорных башкир и киргиз - кайсаков, которые формально признали над собою власть русского царя, однако нередко предпочитали «буйный набег».
Ведущий: Итак, весной 1736 года была поставлена крепость на Чебаркуле, летом на Миассе. Возникла необходимость поставить промежуточные укрепления. Так началась история нашего любимого города. Вот теперь мы и начнём нашу игру и проверим все ваши знания об истории родного города. Мы начинаем отборочный тур!
Вопросы отборочного тура:
Первый вопрос: Назовите фамилию человека, которому было поручено заложить город, названный позднее Челябинском?
(Правильный ответ: Алексей Тевкелев)
Второй вопрос: Первая улица нашего города называлась Сибирской.
Как она называется сегодня?
(Правильный ответ: улица Труда)
Третий вопрос: Чьё имя носит детский парк ЧМК? Кто был этот человек?
(Правильный ответ: Тищенко, )
Четвёртый вопрос: Назовите фамилию династии заводчиков,
основавших в XVII веке металлургические заводы на Урале.
(Правильный ответ: Демидовы)
Пятый вопрос: Назовите имя и фамилию человека, возглавившего народное восстание в XVIII веке и давшего бой царским войскам вблизи деревни «Першино». Его имя носит возвышенность недалеко от Металлургического района.
(Правильный ответ: Пугачёв)
Шестой вопрос: Назовите количество административных районов Челябинска.
(Правильный ответ: 7 районов)
Седьмой вопрос: Назовите район города, в котором появился миллионный житель города Челябинска.
(Правильный ответ: Металлургический район)
Восьмой вопрос: Чьё имя носила церковь, в которой располагается органный зал города Челябинска?
(Правильный ответ: А. Невского)
Девятый вопрос: Назовите челябинскую музыкальную группу, которая озвучила мультфильм «Русская грусть».
(Правильный ответ: «Ариэль»)
Десятый вопрос: Назовите протяжённость проспекта Ленина.
(Правильный ответ: 7 км)
Вопросы основного тура:
Задание для первой «тройки»:
Назовите фамилию уроженки Челябинска шестикратной чемпионки Олимпийских игр (10 букв)
(Правильный ответ: Скобликова)
Задание для второй «тройки»:
Назовите первое название улицы Кирова
(8 букв)
(Правильный ответ: Уфимская)
Задание для третьей «тройки»:
Назовите фамилию известного советского режиссёра и актёра, родившегося в селе Малково (сегодня Десятилетие Челябинской области), который создал такие фильмы как «Молодая гвардия», «Тихий Дон», «Журналист», «Красное и чёрное». (9 букв)
(Правильный ответ: Герасимов)
Игра со зрителями
Назовите династию купцов, которым до революции принадлежали самые богатые магазины города Челябинска (7 букв)
(Правильный ответ: Якушевы)
Финал
Первое название улицы Цвиллинга (20 букв)
(Правильный ответ: Христорождественская)
Награждение:
- Призы участникам, которые не вышли в финал.
- Призы участникам, которым выпал сектор «приз».
- Угадавшему 3 буквы подряд выносится шкатулка с деньгами.
- Победитель финальной игры награждается грамотой и подарком. Остальные участники финальной игры получают подарки.
- Победитель «Игры со зрителями» получает грамоту и подарок.
- Приз получает участник, набравший наибольшее количество баллов.
- Грамотами награждаются победители конкурса рисунков «Мой любимый уголок Челябинска», конкурса сочинений и стихов.