Родительское собрание (нетрадиционная форма). Тема: "Групповая форма работы как эффективный способ организации обучения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями

Класс: 4


Цели:

1. Показать родителям, как строятся предметные отношения учеников и учителя, сотрудничество со сверстниками;
2. Рассказать о положительном влиянии группового обучения на развитие мышления учащихся, воспитывающего умение учиться.
3. Развивать рефлексивные способности младшего школьника.
4. Воспитание вежливости учащихся, доброты, чуткости, взаимопонимания, дружеских чувств.

Оформление класса:

1. Кабинет украшен воздушными шарами, на стенах висят плакаты с пословицами, поговорками, высказываниями о вежливости, доброте, дружбе.
2. Столы расставлены парами по количеству команд, отдельно приготовлены места для родителей, жюри.
3. Красочно оформлена доска плакатами к уроку «Брэйн-ринг», «Думай, смекай, разгадывай!», карточки с заданиями для команд, карточки с заданиями и ответами для жюри.
4. Приготовлены призы для победителей.

I. Организационный момент.

Дети приглашают в класс родителей, а сами выходят на перемену.

II. Беседа с родителями.

Сегодня у нас с вами необычное родительское собрание. Тема: «Групповая форма работы – как эффективный способ обучения». Мы с ребятами проведем для вас интеллектуальную игру «Брэйн-ринг».

Основная задача педагогического процесса в современной школе – это развитие ребенка. В последнее время появилось много публикаций, в которых разработаны упражнения для развития ребенка на отвлеченном, т.е. оторванном от школьной программы материале. Я предлагаю вам не просто посмотреть сегодняшнее занятие, но и активно поучаствовать в нем.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявляет себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.

Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встает вопрос. Любые ли вопросы заставляют нас задуматься? Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия. Развивать мышление – значит, развивать умение думать.

Мы, педагоги, начинаем развитие с формирования простейших мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать, устанавливать закономерности, делать умозаключения.

Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и притом коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту соей точки зрения, последующую рефлексию. Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не просто обменивается мнениями, не выбирает готовое решение, а размышляет. Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии. Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои представления и свой способ работы.

Обратите внимание на участие в групповой работе Вашего ребенка. По окончании занятия мы обменяемся с вами мнениями по этому вопросу.

(В класс приглашаются участники игры)

III. Выступление ведущего.

Уважаемые родители, уважаемые участники нашего «Брэйн-ринга»! Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главная тема сегодняшней игры – дружба! Послушайте, что говорит о дружбе наш великий народ.

Дети читают пословицы о дружбе и объясняют их:

1. Доброта что солнце.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Друг познается в беде.
4. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
5. «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес).
6. «Спешите делать добро» (Ф.Гаазу)

Ведущий.

В сегодняшнем «Брэйн-ринге» участвуют 5 команд. Тема доброты и дружбы коснется разных школьных предметов. Как? Так, ведь работать мы с вами будем коллективно, т.е. в группах. Здесь дружба – первый помощник. Давайте пригласим в жюри родителей.

(Родители занимают места за столом жюри).

Состязание будет проходить по пяти направлениям:

1. Математика
2. Русский язык
3. Литература
4. Развитие речи
5. Этика

Правила игры.

1. На обсуждение вопроса дается максимум 45 с.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять карточку с номером или руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда не может дать правильный ответ, она имеет право один раз воспользоваться помощью одного из родителей.

IV. Игра.

Математика.

1. Разминка.

Вы знаете, что спички детям – не игрушки. Но вы уже знаете правила обращения с этим предметом, поэтому я выдаю вам спички для следующего конкурса.

А) Возьмите всего две спички. Кто догадается, как из этих спичек получить число 10? Ломать их нельзя!

(Дети быстро складывают римскую цифру Х)

Б) Вот вам рисунок. Выложите у себя на столе из спичек такую же фигуру.

-На лугу, на лугу, на лугу пасется ко…

Кто это? (Ответы разнятся)

Я задумала, что это животное – корова.

Гуляла корова, гуляла, и ее кто-то позвал. Переложите всего лишь одну спичку так, чтобы корова развернулась в другую сторону.

В) Выложите такую картину.

Вам необходимо повернуть избушку на курьих ножках к лесу задом, а к человеку передом, переместив только 1 спичку.

Помните, как говорила баба-Яга? Избушка, избушка…

2. Задача.

Из 300 жителей деревни 200 говорят на русском языке, 180 говорят на якутском языке. Сколько жителей этой деревни говорят и на русском, и на якутском языках? (80)

3. Сумма двух чисел 7, а их разность 5. Какие это числа?(6 и 1)

4. У белки спросили: «Сколько у тебя орехов спрятано в этом дупле?» Первый раз она сказала: «Больше двух, но меньше шести». Во второй раз она ответила: «Больше четырех, но меньше 10». Сколько орехов у белки, если оба раза она сказала правду? (5)

Русский язык.

1. Назовите, сколько твердых согласных в скороговорке:

Летели лебеди с лебедятами (2)

2. Прочитайте слова. Произнесите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?

Дог (код)

Кот (ток)

Араб (пара)

3. Запишите род имен существительных:

Мебель (ж.р.)

Кофе (м.р.)

Тюль (м.р.)

Такси (с.р.)

Рояль (м.р.)

Кенгуру (м.р.)

Какао (с.р.)

4. Запишите множественное число имен существительных:

Курица (куры)

(морское) судно (суда)

Чудо (чудеса)

Небо (небеса)

Ребенок (дети)

Человек (люди)

5. Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, т.е. говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», т.е. не содержат никакой информации? Подчеркните их.

Май месяц (месяц)

Круглые шары (круглые)

Два рубля денег (денег)

6. Попробуйте разобрать, что здесь написано, не переставляя слов:

Рыбу не скотина крыше съел (рыбу нес кот и на крыше съел)

Литература

1. В этом государстве довольно высокий жизненный уровень. Его ресурсы составляют меха, золото, драгоценные камни, а вооруженные силы состоят из одного взвода морской пехоты. Какой титул носил его правитель? (Князь Гвидон)
2. Какой обычный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту, и компас? (клубок ниток)
3. Сколько всего раз старик выходил на берег моря в «Сказке о золотой рыбке» А.С. Пушкина? (1 раз сам, 5 раз посылала старуха, всего 6 раз)
4. Как звали героиню сказки Андерсена, которая сшила своим братьям рубашки из крапивы? (Элиза)
5. Во время прогулки неожиданно найден клад. По случаю находки состоится праздник, который омрачен появлением коварного злодея. Жизнь героини в опасности, но в последний момент появляется герой и убивает злодея. Все заканчивается свадьбой. Как зовут героиню этого произведения? (Муха-Цокотуха)

Развитие речи.

1. «Их не разольешь водой» - о людях, которые очень дружны между собой.

Вопрос: откуда пошло это выражение?

А) По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять.
Б) От обычая обливать друг друга на день Ивана Купалы.
В) Так говорят о команде моряков, которые вместе долго плавали на одном судне.

2. Я сейчас хочу обратиться к капитанам. Пожалуйста, проследите, чтобы никто из членов ваших команд не бил баклуши.

Вопрос: что означает это выражение?

А) Бездельничать
Б) Громко смеяться
В) Сидеть нога на ногу

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда пошло выражение «засучив рукава», что значит «усердно приняться за работу».

Вопрос: как можно сказать о человеке, который, наоборот, сделал работу плохо?

А) Задрал нос
Б) Сел в калошу
В) Спустя рукава

Я хочу похвалить вас за то, что вы не тяните канитель. Значение этого выражения «делать что-то медленно».

Вопрос: что такое канитель?

А) грустная песня
Б) блюдо, на приготовление которого требуется много времени
В) Золотые нити.

Этика.

Одно задание каждой команде.

1 команда.

Вы звоните маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Выберите наиболее вежливую форму выражения и дайте вариант ответа.

А) Позовите маму.
Б) Здравствуйте, позовите маму.
В) Здравствуйте. Это звонит (ф.и.). Пригласите, пожалуйста, мою маму (ф.и.о.)

2 команда

Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы.

А) Я войду?
Б) Извините, можно войти?
В) Можно войти?

3 команда

Ваня и Витя – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Ваня – не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно дает ему списывать домашние задания. Наверно, это настоящая дружба. Как бы вы поступили на месте Вити?

А) Помогал товарищу выполнять домашние задания
Б) Тоже давал бы списывать
В) Сказал учителю, что Ваня списывает.

4 команда

Маша и Лена – хорошие подруги. Они вместе ходят в столовую обедать. Иногда у Лены не хватает денег на булочки. Маша видит это и говорит: «У меня есть деньги, и я могла бы тебе дать, но мама не разрешает никому давать деньги». Как бы вы поступили на месте Маши?

А) Тоже не давал бы денег в долг.
Б) Давал бы деньги в долг в тайне от мамы.
В) Постарался бы убедить маму в ее неправоте, настоящий друг всегда выручит в трудную минуту.

5 команда

Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла кровь. Он заплакал. Игорь подошел к нему, засмеялся и сказал: «Ну, что ты плачешь, размазня? Заживет твое колено!» Как бы вы поступили на месте Игоря?

А) Тоже посмеялся бы
Б) подождал бы, пока Вова сам поднимется
В) Помог бы Вове подняться, выразил сочувствие и отвел домой

V. Подведение итогов.

Награждение победителей, поощрительные призы участникам.

VI. Слово родителям (обмен мнениями)

Вне всякого сомнения, групповая форма работы является одним из средств развития мышления детей.

Использование такой технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества; учит детей взаимопониманию, чуткости.

При работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю, родителям.

Ребята учатся общаться между собой, с учителем.

Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.