Интегрированный урок в период обучения грамоте и математике. Тема: "Знакомство с буквой "Ц" . Прописывание элементов печатных и письменных букв. Решение задач". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

1. Усвоить, что буква «Ц» обозначает всегда твёрдый согласный звук.
2. Развивать умения решать нестандартные задачи (в стихотворной форме) в пределах первого десятка.

Задачи интегрированного урока:

1. провести наблюдения за звуком Ц в словах «синица», «цапля» и выявить его особенности ;
2. развивать память учащихся на основе словесного материала и логическое мышление при решении задач;
3. воспитывать бережное отношение к учебникам и школьным принадлежностям; интерес к чтению и театрализации небольших текстов.

Оборудование:

1. Учебник «Грамота» авт. Л.Е. Журова и др.(УМК «Начальная школа ХХI века»)
2. Тетрадь на печатной основе «Грамота. № 3» ,стр.55-57;
3. Слоговые таблицы; увеличенные страницы (на ватмане) по содержанию аналогичные страницам учебника «Грамота».
4. Атрибуты для инсценировки сказки «Цыплёнок и утёнок» В. Сутеева;
5. Индивидуальные листы с заданием.

Оформление доски: посреди доски увеличенные страницы учебника «Грамота» (стр.179);

Ход занятия

I. Организационный момент: приветствие гостей.

II. Определение темы урока. Знакомство с задачей и целями урока.

Бежала Иришка в школу вприпрыжку
И потеряла странички из книжки.
Страдают странички: им плохо без книжки,
А что бы узнала сегодня Иришка?

(дети называют тему урока; буквы они узнали уже на подготовительных к школе занятиях; учитель дополняет ответы детей, называя задачу и цели урока )

Пусть вас не пугают странички большие
Они от обиды стали такие.
Я их подняла, принесла, просушила.
Ребята, не будьте такими, как Ира.

-Умеет ли Ира обращаться с учебниками? Можно о ней сказать: «Бережливая?». Если «нет», то почему?
-Как нужно относиться к учебникам? Расскажите.

Каждому из вас важно запомнить этот совет:

Содержи всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Не рисуй, не мни, не рви
И в ранец бережно клади.

Заучим мы этот совет и других этому научим.

Итак, напомните нам тему сегодняшнего урока («Буква «Ц» )

(подготовленный ученик читает стихотворение)

«Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы «Ц».
Есть слова, где «Ц» - в начале,
Где - в середине, где – в конце.
Цепь, цветок и цифра - тут
«Ц» в начале все прочтут,
А в словах «отец», «боец»
«Ц» мы пишем под конец.

I. Исследовательская работа: обратите внимание на схему, записанную на доске.

Какие особенности имеет звук [Ц] ?

- Какое исследование вы должны провести на уроке? (выслушать версии детей).

(если не услышит нужного ответа , то учитель спрашивает учеников) - А знаете ли вы, какие особенности имеет звук [Ц]? Или просит детей прочитать вопрос, записанный на доске.

1. Итак, вы должны провести звукo - буквенный анализ слов: ЦАП/ЛЯ
СИ/НИ/ЦА.

а)  приготовьте фишки и проведите исследование: КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИМЕЕТ ЗВУК [Ц]?
б)  рассмотрите схемы справа от рисунков на стр.179 (учебник «Грамота»), сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

Определите, это разные звуки или одинаковые? Какой звук [Ц]: твёрдый или мягкий?

2. Индивидуальная поддержка: - Кому нужна помощь?

3. Чтение слогов и слов (схема и слова - на доске справа)

Вывод: звук [Ц] твёрдый согласный, у него нет мягкой пары.

- Итак, в какие одежды вы нарядите звуко - буковку?

4. Покажите в кассе букв, где располагается буква «Ц», которой

мы обозначим новый звук [Ц].

5. Работа со звуковой моделью слов: ЦАП/ЛЯ и СИ/НИ/ЦА. [1]

-Замените фишки в схемах слов изученными буквами и новой буквой.

6. Игра «Кто самый внимательный?»

а) сколько мягких согласных звуков в этих словах;
б) а сколько твёрдых согласных звуков в этих словах;
в) а кто расскажет, чем различаются гласные в слове ЦАПЛЯ?
г) чем различаются гласные звуки [И] в слове СИНИЦЫ?
д) разделите слова на слоги, расскажите всё о слове, назовите ударный слог;
е) сколько звуков в слове ЦАПЛЯ? Сколько букв?
Сколько звуков в слове СИНИЦА? Сколько букв?

Итог. Молодцы. Умеете наблюдать за словами.

7. Порядок удаления букв из схем: - А теперь уберите буквы, которые обозначают…

- твёрдый согласный звук, не имеющий мягкой пары; (ц)
- букву, которая обозначает звук [ль] ;
- букву, которая обозначает звук [c];(такого звука в словах нет)
- а какой же звук обозначает такая же буква? [cь]
- букву, которая обозначает звук [нь];
- букву, которая обозначает звук [п];
- Скажите, какие буквы остались? (Гласные буквы)
- Уберите буквы, обозначающие ударный гласный звук.
- Уберите буквы, обозначающие безударный гласный звук. (я,и,а)

Определите место букве Ц на «буквенной дорожке».

8. Послушайте стихотворение Лунина В. (хорошо читающий ученик читает)

Цветёт у птичника цветок-
Цветок на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
- Цветок, ты кто?
- Цыплёнок!
- Назовите слова, в которых слышите звук [Ц] .
- Есть ли среди них однокоренные слова? Назовите.

I I I. Работа в тетради №3 «Грамота» (печатная основа) на стр.55 .

1. Письмо печатной буквы Ц (ц).
2. Дописывание недостающих элементов печатных букв.

Сравните письменные буквы:

- В чем сходство? Чем отличаются?

I V. Гимнастика для глаз (на магнитной доске начертить по кругу спираль):

Прилетела бабочка,
Села на указку.
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками. (на указку приколоть бабочку кнопкой)

V. Математика. Решение задач.

Отгадайте загадку:

Хитроумные братишки-
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры) [2]

Именно цифры помогают нам обозначать числа, решать примеры и задачи. И сейчас узнаем, кто самый внимательный и сообразительный.

(тексты задач заранее раздать ученикам для запоминания)

1. Цапля по воде шагала
Лягушат она искала.
Двое спрятались в траве,
Шестеро под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Дай ответ, но …точно! [2]
2. К серой цапле на урок
Прилетело 7 сорок.
А из них лишь 3 сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок
Прилетело на урок? [2]

(ученики дают ответы, объясняя, как рассуждали над условием задачи)

Сейчас узнаем, а наблюдательны ли вы на прогулке?

3. 7 синичек спустились на грядки,
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик – хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одну и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки!

Сколько теперь их осталось на грядке? (Ни одной, все испугались и улетели) [2]

Итог: хорошо считали, многое узнали. Получите приз –«цыплёнок с буквой Ц»

VI. Игровая ситуация «Цыплята» (обыгрывание стихотворения)

Цель:

1. развивать произвольное слуховое внимание, координацию, воображение, фантазию, находчивость;
2. умение пользоваться жестами;
3. учить создавать образы с помощью выразительных пластичных движений.

Был белый дом, чудесный дом . (дети присели, обхватив руками ноги и прижав голову к коленочкам)
И что-то застучало в нём? (поднимают головы и пальчиками стучат по «скорлупке»
И он разбился, и оттуда (приподнялись, потянулись)
Живое выбежало чудо- (подскочили, отряхнулись)
Такое тёплое, такое (и запищали: «Пи-пи-пи.»)
Пушистое и золотое. – Кто же это?

(К. Чуковский) - А теперь посмотрите, как этот пушистый комочек знакомился с окружащим миром.

VII. Театрализация сказки В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок», стр.118 учебник «Грамота»

Вылупился из яйца Утёнок:
- Я вылупился, - сказал он.
- Я тоже, - сказал Цыплёнок.
- Я иду гулять, - сказал Утёнок.
- Я тоже, - сказал Цыплёнок.
- Я рою ямку, - сказал Утёнок.
- Я тоже, - сказал Цыплёнок.
- Я нашёл червяка, - сказал Утёнок.
- Я тоже, - сказал Цыплёнок.
- Я хочу купаться, - сказал Утёнок.
- Я тоже,- сказал Цыплёнок.
- Я плаваю, - сказал Утёнок.
- Я тоже, - крикнул Цыплёнок.
- Спасите!..
Вытащил Утёнок Цыплёнка.
- Я иду ещё купаться, - сказал Утёнок.
- А я нет, - сказал Цыплёнок.

- Понравилось? Расскажите, чем? Почему Цыплёнок стал тонуть? (Цыплёнок ещё не научился плавать. У него «маленький опыт»).

Определите жанр этого произведения. Докажите, что это сказка.

VI I I. Сравнение увиденного с услышанным. Моделирование обложки к прозвучавшей сказке.

1. Слушание: Учебник «Грамота», стр.182 «Цыплёнок Цып»

- А теперь послушайте ещё одно произведение, напечатанное по Г. Юдину.

2. Обсуждение:

- Назовите героев этого произведения.
- Кто вам понравился больше всех? Почему?
- Переживали ли вы за Цыпа? Почему? (Он тоже ещё глуп и имеет мало знаний)
- Как вы думаете, что вы слушали? Рассказ или сказку?

3. Сравните зти две сказки.

- Чем они похожи?
- В чём различие этих сказок?

(Сказки очень похожи, т. к. главный герой – цыплёнок, который только что вылупился, имеет «маленький жизненный опыт», поэтому и попадает в глупые жизненные ситуации: даёт глупые советы; тонет. И его спасают.)

- Какой совет Цыпу дала Цапля? Чему учит нас это произведение?

IX. Моделирование обложки.

- Вы получили листы, которые дают вам возможность смоделировать обложку к только что прочитанной сказке.
- Чем вы дополните обложку?
- Что нарисуете?
- Какой заместитель сказки из геометрических фигур вам понадобится? (круг)
- Какого цвета будет круг? (коричневого, т.к. сказка о птицах)
- Что запишите в клеточках верхней полоски? (Фамилию автора)
- А в клеточках нижней полоски? (Название сказки).

(организовать выставку моделей обложки к сказке; выбрать самую аккуратную обложку)

Х. Заключение урока.

1. Итог. Что не узнала сегодня Иришка, но хорошо запомнили вы?

(Буква Ц обозначает согласный, глухой непарный, всегда твёрдый звук)

Самооценка своего труда на уроке.

А теперь каждый из вас оценит свою активность на уроке, свою память. И украсит ёлочку.

Кто догадался, почему мы сегодня украсим ёлочку? (наступает Новый год)

Я доволен собою, я всё запомнил …………img5.JPG (1025 bytes)

Я работал хорошо, но надо ещё повторить ……….img6.JPG (988 bytes)

Не всё получилось, как хотелось бы ……………. img7.JPG (878 bytes)

Получилась только часть задания, не всё понял ……… img8.JPG (987 bytes)

А моя оценка вашей работы на уроке такого цвета, как это сердечкоimg9.JPG (1803 bytes)

Спасибо за урок, дети!

(2-й урок – продолжение интегрированного урока)

Чтение слов в столбиках. [3]

Цель: развивать память учащихся с помощью словесного материала.

зелёная
радостное
весёлый
широкая
голосистый
лицо
цирк
улица
скворец
палец

Прочитайте слова 1 – ого столбика про себя; хором;

Прочитайте слова 2 – ого столбика про себя; хором;

А теперь подумаем, какое слово из 2 – ого столбика подойдёт к слову, которое я назову из 1 – ого столбика? (дети подбирают и называют словосочетания)

Итог: молодцы, у нас теперь получились верные словосочетания. Проверим, как вы их запомнили.

1. я называю предмет (слова из 2 – ого столбика, говорю тем, кому непонятно), а вы называете его признак.
2. закрепление: проверим вашу память.
– Назовите словосочетания, которые вы запомнили.

I I. Работа в тетради №3 «Грамота» на печатной основе.

1.-Допишите элементы прописной буквы «Ц».
2. -Сравните прописные буквы «И, Ц, Щ»
3. –Восстановите правую часть буквы (стр. 56)
- Кто уже догадался, какую букву испортил Дед Буквоед?
- Как её восстановить? Обратите внимание на высоту и толщину буквы.
- Расскажите, в какой последовательности надо выполнить задание?

I I I. Математика. Развитие памяти с помощью задач-загадок в стихотворной форме.

1. Два цыплёнка стоят,
Два в скорлупке сидят.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:

- Сколько будет цыплят у наседки моей? [2]

5. Упражнение на развитие мелкой моторики “Цыплёнок”

- Не хочу один клевать я! (пальцами правой руки ударяем пальцы левой руки- 4 раза)
- Пусть скорей приходят братья! (приглашающие движения кистями рук”замок”-3 раза)
- Где ж они? – Под старой липой? (разжимание «замка», поглаживание кистей рук)
- Как зовут их? –Цыпа! Цыпа ! (2 хлопка, 2 приглашающих жеста)

I V. Работа в тетради №3 “Грамота”, стр. 56.

1. Соединение точек с помощью линейки.

- Рассмотрите пятиугольник.
- Расскажите, где расположены точки, рядом с которыми записаны цифры 1,2,3,4,5.
- Проверьте свои действия измерением.
- Дополните результатами измерения запись, данную на доске:

Длина стороны пятиугольника ________ см,

Длина половины стороны ____________см.

2. Вспомните, как правильно соединить точки с помощью линейки?

- Последовательно соедините с помощью линейки точки: 1и 2; 2 и 3; 3 и 4; 4 и 5.
- Какие точки можно ещё соединить? (2 и 4; 2 и 5; 1 и 4; 1 и 5; и т.д.)
- Соедините эти точки с помощью линейки.

3. Составление и решение по схеме задачи.

4. Дополнительное задание (работа на клетчатом поле):

а) Математический диктант: 3+2; 7+1; 9 – 2; 8 – 7; 6 + 6; 5 х 2; 12: 2.
б) Письмо двузначных чисел под диктовку: 11; 13; 17; 22; 24; 25; 30; 37.

V. Работа по учебнику «Грамота» стр. 180 –181.

а) - Прочитайте загадки, запишите в кроссворд отгадки (заполните строки кроссворда магнитными буквами на доске).
- Какая буква входит в одно и в другое слово? Что вы узнали о ней на 1-м уроке?
б) - Образуйте и прочитайте слова, которые заканчиваются слогом – ЦЫ.
- Посчитайте, сколько слогов в каждом слове.
- Объясните, почему в слове ОГУРЦЫ букв меньше, чем в слове СКВОРЦЫ, а слогов больше?
в) – Прочитайте пары слов в нижней части страницы.
- По какому принципу объединены слова в этих парах? (много – один)

7. Работа с разноцветными фигурами. Логическая задача.

8. Придумывание и решение задач по рисункам, данным в учебнике.

V I. Работа в тетради №3, стр. 57.

а) Чтение слов: стр. 57 (устная работа на развитие наблюдательности у учащихся)

- Прочитайте слова.
- Найдите слово, в котором больше всего слогов;
- Назовите слова, в которых ударным является второй слог;
- Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв; (заяц)
- Есть ли среди них слово, в котором все согласные твёрдые? (нет)
- Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие; (щи)

V I I. Классификация слов и их запись.

1) - запишите каждое из данных слов на одной из трёх следующих строчек в зависимости от того, какая из букв есть в слове;
2) - составьте и запишите слова из набора букв;
3) - найдите на воздушном шарике «лишние» буквы, зачеркните их;

Проверка: - Какую букву надо зачеркнуть на голубом змее? А на зелёном?

- Какую букву надо зачеркнуть на розовом шарике? А на жёлтом змее?

V I I I. Конкурс – игра «Кто хочет быть отличником» (работа в команде :каждый ряд – команда)

Условия игры: чья команда составит быстрее и больше слов- названий птиц, та и выигрывает призы- наклейки.

Очки: за каждое слово команда получает 1 балл.

Получите листы, на которых вы будете печатать слова.

Самый быстрый ученик печатает, а остальные члены команды в уме составляют из слогов названия птиц и тихо шепчут ему на ушко, чтобы другая команда не воспользовалась вашей подсказкой.

Из данных слогов составьте известные вам названия птиц. Слоги можно повторять.

(синица, цапля, сорока, воробей, ворона, галка)

Итог: выявление команды победительницы и награждение членов той команды.

IX. Итог урока: - Что новое и интересное узнали на уроке о букве Ц?

Чему научились?

О чём расскажите дома?

Можно воспользоваться незаконченными предложениями:

Я хорошо запомнил (а)……………… .

Я знаю, что мне ещё нужно дома повторить…………… .

Оценка учебного труда учащихся: Я вашей работой на уроке осталась довольна. Спасибо за активность, дети.

Литература:

1. «Грамота» Методический комментарий. Авт. А.О. Евдокимова и др. 2005 «Вентана –Граф»
2. «Математика в сюжетах» (пособие для учителей нач. классов).Авт.В.Ф.Ефимов «Школа для всех» . 2002 Москва, Новая школа.
3. «Начальное образование», №6, 2005.

Интегрированный урок составила и провела: Н.Н. Широкова,

учитель Магдагачинской МСОШ№2,

Амурская область,

п.г.т Магдагачи.