Цели программы
Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного и воспитательного процесса. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
Задачи программы
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Создание комплекса управленческих условий, включающих:
- Организационные;
- Информационно-аналитические;
- Контрольно-диагностические;
- Коррекционные.
3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.
Основные принципы программы
- Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
- Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
- Систематичность и последовательность – непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
- Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительной тренировки.
- Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культуры – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами физической культуры.
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный.
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск инновационных здоровьесберегающих технологий, методов и способов обучения и воспитания.
Изучение современных технологий. Анализ образовательной ситуации в школе, возможность применения комплексной программы оздоровления учащихся «Здоровье».
II этап. Практический.
Создание перспективной модели развития программы.
Апробация и использование комплексной программы оздоровления учащихся «Здоровье».
III этап. Коррекционно-обобщающий.
Обработка данных за три года внедрения программы.
Перспективная модель развития программы
I блок. Начальная школа.
- Медико-психологическая служба;
- Система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Мониторинг физического состояния учащихся;
- Предметные кружки;
- Валеологические уроки здоровья.
II блок. Средняя школа.
- Групповые коррекционно-развивающие занятия (коррегирующая гимнастика);
- Предметные кружки и факультативы;
- Спортивные секции и ОФП;
- Валеологические уроки здоровья;
III блок. Старшая школа.
- Спецкурсы;
- Творческие группы;
- Валеологические уроки здоровья;
- Групповые коррекционно-развивающие занятия (коррегирующая гимнастика);
Организация деятельности участников образовательного процесса
в рамках комплексной программы «Здоровье»
Администрация
1. Способствовать созданию психологического комфорта, доброжелательных взаимоотношений, взаимоуважения и взаимопомощи в коллективе.
2. Правильно составить расписание урочной и внеурочной деятельности.
3. Способствовать соблюдению гигиенических требований к организации урочной и внеурочной деятельности.
4. Включить физкультминутки в систему жизнедеятельности школы.
5. Предоставить помещение для создания и деятельности кабинета психологической и эмоциональной разгрузки для ребят и взрослых.
6. Организовать летний оздоровительный отдых учащихся.
7. Осуществлять контроль за горячим питанием в школьной столовой.
Медицинский персонал
- Регулярно проводить медицинский осмотр учащихся и вовремя ставить в известность родителей и классных руководителей о выявленных проблемах.
- Разработать программу просвещения педагогов, воспитанников и их родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
- Проводить профилактические мероприятия.
- Информировать педагогов о том, как вести себя в случае обострения серьезных болезней в школе.
- Разработать программы комплексов утренней зарядки и физкультминуток для учащихся разного возраста совместно с преподавателями физического воспитания.
- Контролировать санитарно-гигиеническое состояние школьных помещений и двора.
- Своевременно делать профилактические прививки.
Классные руководители
1. Создать мотивацию и соответствующие условия для реализации программы воспитания здорового человека в содружестве с учащимися, их родителями и специалистами.
2. Создать здоровый психологический климат в классе, способствовать его поддержанию.
3. Вести информационно-просветительскую работу в рамках проблем, касающихся здоровья и его культуры, как с учащимися, так и с их родителями.
4. Способствовать поддержанию физических, психических сил воспитанников:
- ходить вместе с ними на прогулки, в походы;
- проводить вечера отдыха;
- играть в различные игры и проводить спортивные соревнования;
8. Вовлекать учащихся в занятия физической культурой и спортом.
9. Защищать права воспитанников, их честь и человеческое достоинство.
10. Уметь оказать первую медицинскую помощь.
Психологи
1. Разработать и реализовывать на практике программу психологической грамотности педагогов и родителей.
2. Проводить диагностику с последующими рекомендациями для педагогов, воспитанников и их родителей.
3. Способствовать улучшению морально-психологического климата в школе.
4. Проводить психологические игры, тренинги для взрослых и детей.
5. Организовать работу Комнаты психологической разгрузки.
Учителя физической культуры
1. Обогатить содержание уроков за счет эффективных систем оздоровления человека и за счет подвижных народных игр, забав и развлечений.
2. Проводить дополнительные уроки физкультуры.
3. Расширить спектр дел, имеющих оздоровительный характер с учетом времен года.
4. Обеспечить эффективную работу спортивных секций и спортивных клубов.
5. Подбирать определенные комплексы физических упражнений с учетом проблем учащихся.
6. Принимать участие в разработке и реализации общешкольной программы «Здоровье».
7. Участвовать в просветительской работе педагогов, воспитанников и их родителей.
Родители
1. Заниматься профилактикой заболеваний в семье.
2. Заботиться о нравственном, психическом и физическом здоровье ребенка.
3. Интересоваться проблемами ребенка, оказывать ему своевременную помощь в их решении.
4. Своевременно информировать учителей о проблемах здоровья ребенка.
5. Организовать полноценный досуг ребенка.
6. Стать активными участниками разработки и реализации программы «Здоровье» в школе и классе.
Учащиеся
1. Вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня; соблюдать правила гигиены; гулять на свежем воздухе; закаляться; заниматься спортом, туризмом; заниматься интересным и полезным делом; делать Добро.
2. Меньше времени проводить у телевизора и компьютера, больше читать.
3. Участвовать в разработке и реализации программ, посвященных проблемам здоровья.
4. Быть инициаторами различных дел, как в семье, так и в школе, во дворе:
- Ярмарки игр, забав и развлечений;
- Спартакиады народных игр;
- Веселые старты;
- Старты Надежд;
- Игры Доброй Воли;
- Малые Олимпийские игры;
- Конкурс «Мы – спортивная семья»;
- Игры-суды над вредными привычками и пристрастиями человека.
5. Восстановить традиции органов самоуправления, организовать работу его новых моделей и структур:
- Совет физкультуры;
- Комитет по культуре здоровья и спорта;
- Школа Здоровья;
6. Изучать прогрессивные методики и системы оздоровления человека.
7. Составить свою собственную программу «Здоровье» с учетом своих нравственных и физических проблем.