Комплексная программа "Здоровье"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Цели программы

Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного и воспитательного процесса. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

Задачи программы

1. Пропаганда здорового образа жизни.

2. Создание комплекса управленческих условий, включающих:

  • Организационные;
  • Информационно-аналитические;
  • Контрольно-диагностические;
  • Коррекционные.

3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

Основные принципы программы

  1. Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
  2. Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
  3. Систематичность и последовательность – непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
  4. Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительной тренировки.
  5. Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культуры – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами физической культуры.

Этапы реализации программы

I этап. Подготовительный.

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск инновационных здоровьесберегающих технологий, методов и способов обучения и воспитания.

Изучение современных технологий. Анализ образовательной ситуации в школе, возможность применения комплексной программы оздоровления учащихся «Здоровье».

II этап. Практический.

Создание перспективной модели развития программы.

Апробация и использование комплексной программы оздоровления учащихся «Здоровье».

III этап. Коррекционно-обобщающий.

Обработка данных за три года внедрения программы.

Перспективная модель развития программы

I блок. Начальная школа.

  • Медико-психологическая служба;
  • Система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Мониторинг физического состояния учащихся;
  • Предметные кружки;
  • Валеологические уроки здоровья.

II блок. Средняя школа.

  • Групповые коррекционно-развивающие занятия (коррегирующая гимнастика);
  • Предметные кружки и факультативы;
  • Спортивные секции и ОФП;
  • Валеологические уроки здоровья;

III блок. Старшая школа.

  • Спецкурсы;
  • Творческие группы;
  • Валеологические уроки здоровья;
  • Групповые коррекционно-развивающие занятия (коррегирующая гимнастика);

Организация деятельности участников образовательного процесса

в рамках комплексной программы «Здоровье»

Администрация

1. Способствовать созданию психологического комфорта, доброжелательных взаимоотношений, взаимоуважения и взаимопомощи в коллективе.

2. Правильно составить расписание урочной и внеурочной деятельности.

3. Способствовать соблюдению гигиенических требований к организации урочной и внеурочной деятельности.

4. Включить физкультминутки в систему жизнедеятельности школы.

5. Предоставить помещение для создания и деятельности кабинета психологической и эмоциональной разгрузки для ребят и взрослых.

6. Организовать летний оздоровительный отдых учащихся.

7. Осуществлять контроль за горячим питанием в школьной столовой.

Медицинский персонал

  1. Регулярно проводить медицинский осмотр учащихся и вовремя ставить в известность родителей и классных руководителей о выявленных проблемах.
  2. Разработать программу просвещения педагогов, воспитанников и их  родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
  3. Проводить профилактические мероприятия.
  4. Информировать педагогов о том, как вести себя в случае обострения серьезных болезней в школе.
  5. Разработать программы комплексов утренней зарядки и физкультминуток для учащихся разного возраста совместно с преподавателями физического воспитания.
  6. Контролировать санитарно-гигиеническое состояние школьных помещений и двора.
  7. Своевременно делать профилактические прививки.

Классные руководители

1. Создать мотивацию и соответствующие условия для реализации программы воспитания здорового человека в содружестве с учащимися, их родителями и специалистами.

2. Создать здоровый психологический климат в классе, способствовать его поддержанию.

3. Вести информационно-просветительскую работу в рамках проблем, касающихся здоровья и его культуры, как с учащимися, так и с их родителями.

4. Способствовать поддержанию физических, психических сил воспитанников:

  • ходить вместе с ними на прогулки, в походы;
  • проводить вечера отдыха;
  • играть в различные игры и проводить спортивные соревнования;

8. Вовлекать учащихся в занятия физической культурой и спортом.

9. Защищать права воспитанников, их честь и человеческое достоинство.

10. Уметь оказать первую медицинскую помощь.

Психологи

1. Разработать и реализовывать на практике программу психологической грамотности педагогов и родителей.
2. Проводить диагностику с последующими рекомендациями для педагогов, воспитанников и их родителей.
3. Способствовать улучшению морально-психологического климата в школе.
4. Проводить психологические игры, тренинги для взрослых и детей.
5. Организовать работу Комнаты психологической разгрузки.

Учителя физической культуры

1. Обогатить содержание уроков за счет эффективных систем оздоровления человека и за счет подвижных народных игр, забав и развлечений.
2. Проводить дополнительные уроки физкультуры.
3. Расширить спектр дел, имеющих оздоровительный характер с учетом времен года.
4. Обеспечить эффективную работу спортивных секций и спортивных клубов.
5. Подбирать определенные комплексы физических упражнений с учетом проблем учащихся.
6. Принимать участие в разработке и реализации общешкольной программы «Здоровье».
7. Участвовать в просветительской работе педагогов, воспитанников и их родителей.

Родители

1. Заниматься профилактикой заболеваний в семье.
2. Заботиться о нравственном, психическом и физическом здоровье ребенка.
3. Интересоваться проблемами ребенка, оказывать ему своевременную помощь в их решении.
4. Своевременно информировать учителей о проблемах здоровья ребенка.
5. Организовать полноценный досуг ребенка.
6. Стать активными участниками разработки и реализации программы «Здоровье» в школе и классе.

 Учащиеся

1. Вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня; соблюдать правила гигиены; гулять на свежем воздухе; закаляться; заниматься спортом, туризмом; заниматься интересным и полезным делом; делать Добро.

2. Меньше времени проводить у телевизора и компьютера, больше читать.

3. Участвовать в разработке и реализации программ, посвященных проблемам здоровья.

4. Быть инициаторами различных дел, как в семье, так и в школе, во дворе:

  • Ярмарки игр, забав и развлечений;
  • Спартакиады народных игр;
  • Веселые старты;
  • Старты Надежд;
  • Игры Доброй Воли;
  • Малые Олимпийские игры;
  • Конкурс «Мы – спортивная семья»;
  • Игры-суды над вредными привычками и пристрастиями человека.

5. Восстановить традиции органов самоуправления, организовать работу его новых моделей и структур:

  • Совет физкультуры;
  • Комитет по культуре здоровья и спорта;
  • Школа Здоровья;

6. Изучать прогрессивные методики и системы оздоровления человека.

7. Составить свою собственную программу «Здоровье» с учетом своих нравственных и физических проблем.