"Проектная деятельность на уроках литературы с использованием ИКТ"

Разделы: Общепедагогические технологии


Проект «Влияние семейного воспитания на современное общество».

Предмет: литература.

Класс: 11-й гимназии.

Тип проекта: исследовательский.

Место урока в курсе литературы – обобщающий урок, повторение в конце 11 класса.

Презентация данного проекта была сделана на уроках литературы, на кафедре учителей русского языка и литературы гимназии №2, на районном и городском семинарах учителей русского языка и литературы, на региональной научно-практической конференции «Литература и школа - IV».

Автор: учитель русского языка и литературы гимназии №2 г. Красноярска Центрального района Марьясова Галина Петровна

Вместе со сменой поколений меняется и отношение к окружающему миру, в том числе и к семье. Сегодня она не играет столь важной роли, то есть не воспитывает необходимые качества, такие, как благородство, честность, порядочность, достоинство, справедливость и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Это говорит об отсутствии воспитания, должного влияния родителей на формирование мировоззрения своих детей. Именно поэтому в своей работе мы хотим привлечь внимание молодежи к этой проблеме, показав значимость семьи в современном мире через призму поколений с помощью литературных произведений.

Жизненные ценности современного поколения отличаются от ценностей XIX и XX веков. Доказательством этого могут служить результаты социологического опроса, проведенного в гимназии № 2. На первое место сегодня подростки ставят свободу и реже карьеру. Что же касается семьи, то она занимает далеко не первые позиции. Но давайте рассмотрим отношение к семье в современном мире немного подробнее. Нами был проведен еще один социологический опрос среди учеников 11-х классов гимназии №2, в котором вопросы были направлены на выяснение таких аспектов, как доверительность семейных отношений, внимание родителей к своим детям, а также отношение детей к своим родителям. Было опрошено 30 человек. По результатам опроса можно выявить следующие особенности:

  1. У 74 % учеников родители не проверяют, как учатся их дети.
  2. Родители не помогают в школьных делах – так ответило 68% опрошенных.
  3. 53% детей родители наказывают. Чаще всего это следующие методы:
    o лишение чего-либо (свободы, карманных денег и т.д.) – 33 %
    o беседа – 10 %
    o не разговаривают с ребенком – 7 %
    o физическое наказание – 3 %
  4. Всего у 58% доверительные отношения в семье. Но при этом лишь 36% могут рассказать родителям обо всех своих проблемах.
  5. 54 % проводят со своей семьей не больше 70 часов в неделю.
  6. 52% учеников не любят отмечать праздники в кругу семьи.
  7. По мнению опрошенных учеников, самое важное, что обязаны сделать родители для своего ребенка – это:
    o Помочь получить образование – 21 голос
    o Вырастить по возможности здоровым – 17 голосов
    o Передать жизненный опыт – 13 голосов
    o Научить принимать решения – 13 голосов
  8. 69% подростков не стремятся создать семью. И 53% не хотят иметь детей.
  9. 48% учеников не будут воспитывать своих детей так, как их воспитывают родители. Опрошенные хотели бы:
    o больше понимания и доверия в отношении к детям
    o чтобы родители больше вникали в проблемы детей
    o давали детям больше свободы
  10. И, наконец, давайте посмотрим, что же такое семья для современного подростка:

56% ответили, что это – родственники, близкие люди; И лишь 7%, что семья для них очень важна, что это – все для них.

Отвечали также и следующим образом: «Семья – это люди, которых я люблю и которые обеспечивают меня». И лишь один человек ответил, что семья – это основа воспитания детей.

Но давайте вернемся в XIX век и посмотрим, какую же роль семья играла в то время… Понятие «любовь», «благородство», «честь» сами по себе не возникают в сердце человека, становление души происходит в отеческом доме. В христианском понимании родительская любовь – это долг, обязанность воспитывать ребенка добрым словом, добрым примером. Ибо «родители не только за свои грехи будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитают их в благочестии» (Святитель Иоанн Златоуст).

Ярким примером является семья Гриневых из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Писатель считал, что дети всегда впитывают лучшие качества своих родителей. Так, Андрей Петрович Гринев был примером для подражания для своего сына. Он не терпит праздности и гордится тем, что никто в его роду не поступился своей совестью. И, действительно, Петруша Гринев – достойный сын своего отца, человек чести и долга. Понимая, что зло порождает зло, он не приемлет жестокости в любом ее проявлении. Жизненные ценности семьи Гриневых: доброта, честность, любовь и милосердие.

Тонкий исследователь человеческой души Л.Н. Толстой писал: «Люди как реки: у каждого свое русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад, основываться которые должны на самоотдаче, любви, заботе и понимании друг друга. Толстой в своих дневниках писал: «Ежели врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания…» Семейный мир для любимых героев Толстого – мир детства. Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек, - это, по убеждению Толстого, и есть сердцевина нравственности, суть прекрасного в человеке. Так, например, роман-эпопея «Война и мир», показывает различные типы семей начала XIX века и их ценности. Итак, в романе мы видим три совершенно различные семьи.

Семейство Ростовых отличает способность притягивать к себе людей, понимать чужую боль, сопереживать и сочувствовать. Главный талант этой семьи – любить. Ростовы не способны на ложь, скрытность перечит их честным натурам. Дети честны, дружны, искренни, откровенны друг с другом, открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание. Стержень семьи – мать. Мать – синоним мира семьи у Толстого, как природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых. Дети не скрывают чувства, они непосредственны, самобытны, открыты, отзывчивы. Да в семье Ростовых и нельзя быть иными – ведь радушие – ее главное свойство.

Что касается семьи Болконских, то духовное родство, строгость и требовательность, которые идут только из желания добра детям, - вот главные характеристики их семейного уклада. Незаурядность отца, Николая Андреевича, разочарованного в свете и почитающего только две добродетели: «деятельность и ум», отразились и в его детях – князе Андрее и княжне Марье. Князь Андрей - деятельный, как и отец, уверенный в том, что истинный героизм скромен, умеющий пойти против общественного мнения; а княжна Марья по-отцовски требовательна станет к своим детям. В семье Болконских очень сильна жажда деятельности, желание быть полезным. Однако нет стремления сделать карьеру. Источником пороков считается праздность и суеверие, а главным условием деятельности является порядок. Болконские очень сдержанны в проявлении чувств и эмоций, теплые чувства скрываются за резкостью слов. Отношения в семье складываются на единстве взглядов и мыслей, отсюда и взаимопонимание и искренняя дружба.

Совсем по-другому перед нами предстает семейство Курагиных. Василь Курагин, отец троих детей, видит в них только крест, обузу, тяжесть, мечтая, пристроив их повыгоднее, скорее сбыть их с рук. Сами Элен, Ипполит и Анатоль перенимают черты своего отца, они, также как и он, очень спокойны, равнодушны ко всему, кроме самих себя, душевно черствы и способны на подлость. Характеры младших Курагиных также сходны между собой. Красивое лицо Элен похоже на лицо ее брата Ипполита, которое, как пишет Толстой, «было отуманено идиотизмом», а Анатоль, в свою очередь, «вообще мало думал». Пустота и бездуховность Курагиных является отличительной чертой всего их семейства. Как говорит Пьер: «Где вы, там разврат, зло». Курагины – пустоцветы, от них не может ничего родиться, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу, а Курагины же умеют только брать. Для того, чтобы ярче передать ценности этих семейств, мы решили создать их гербы, показав все особенности их семейного уклада.

На гербе Ростовых из главных гербовых фигур присутствует левая скошенная лазурная оконечность в серебряном поле. Лазурь - цвет великодушия, честности, верности, безупречности, а серебро – это благородство, откровенность, правдивость, чистота. Золотой знак на оконечности символизирует заслуги Ростовых. На гербе также изображен единорог - одно из самых популярных геральдических животных, символ чистоты и чуткости. Единорог может также считаться игривым существом, а значит, может символизировать энергию и жизнелюбие Ростовых.

На гербе Болконских над красной оконечностью изображен грифон - древнее мифическое существо с телом льва и головой и крыльями орла. Сочетает в себе качества этих двух существ, а соответственно, и их геральдические значения. Грифон символизирует храбрость, мужество, могущество, гордость, непреклонность. Грифон считался защитником, и в первую очередь, защитником своего семейства. Красная оконечность тоже означает храбрость и мужество, кровь, пролитую в боях, а также способность горячо и искренне любить.

На герб семейства Курагиных мы поместили гарпию - существо с лицом женщины и телом орла (стервятника). В геральдике гарпия выражает понятие "свиреп, когда спровоцирован", но чаще истолковывается, как символ порока и страстей, как в случае Курагиных. Само слово "гарпия" связано с древнегреческим глаголом "арпадзо" - хватать, похищать. На этом гербе нестандартное сочетание двух главных гербовых фигур - столба и оконечности. Бурно-волнистая чёрная оконечность в серебряном поле символизирует Курагиных как отрицательных героев, которые находятся среди чистоты и благородства других персонажей. Зеленый цвет столба, смещенного влево сам по себе означает надежду, изобилие, радость. В данном же случае он символизирует стремление Курагиных к достижению земных благ и богатству.

С ходом времени семейные ценности менялись, так в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» мы видим совершенно другую картину. "Господа Головлевы" - это социальный роман из жизни дворянской семьи. Разложение буржуазного общества, как в зеркале, отразилось и в разложении семьи. Рушится весь комплекс нравственных отношений, цементирующих родственные связи и регулирующих моральные нормы поведения. Тема семьи становится злободневной. Писатель изобразил историю морального опошления и вымирания семейства помещиков Головлевых.

В каждой главе романа рассказывается о смерти кого-либо из представителей головлевского рода. Это "выморочный", то есть обреченный на вымирание род.  

Основой всего этого являются зоологический эгоизм, корыстолюбие собственников, звериные нравы, бездушный индивидуализм. Арина Петровна Головлева - умная помещица-крепостница, самодержица в семье и в хозяйстве, физически и нравственно целиком поглощенная энергичной, настойчивой борьбой за приумножение богатства. С языка Арины Петровны не сходило слово "семья". Но это был лишь пустой звук. Жажда накопительства извращала и убивала инстинкт материнства. Ведь даже собственные дети для нее «лишние рты». Стараясь вроде бы для детей, она видит в них врагов, которым когда-то вынуждена будет отдать все, что накоплено с таким трудом. Дети, ощущая полное равнодушие матери и не чувствуя любви, платили ей таким же равнодушием, переходящим во вражду. В семье Головлевых царит взаимная ненависть, подозрение, бездушная жестокость, лицемерие. Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно ругаются из-за наследства. Слова "балбес, изверг, мерзавец, подлец, негодяй" были обычными в этом семействе. Частым было и физическое наказание детей. Деспотизм, всевластие хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрение к созидательному труду, привычное подавление личности младших повлекло за собой нравственное разложение душ детей, формирование натур приниженных, рабских, готовых на ложь, обман и предательство. Укором головлевщины является Степан, чья драматическая смерть завершает первую главу романа. Из молодых Головлевых он самый даровитый, впечатлительный и умный человек, получивший университетское образование. Но мальчик с детских лет испытывал постоянное притеснение со стороны матери, слыл постылым сыном-шутом, "Степкой-балбесом". В результате из него получился человек с рабским характером, способный быть кем угодно: пропойцей и даже преступником. Младший сын, Порфирий, пожалуй, самая "выдающаяся" фигура в этом семействе. Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость от матери воспитали в нем лживость и угодничество. Предательство и подхалимство - вот характеризующие его черты. Семейные отношения для него - лишь формальность. В них нет ни истинного высокого чувства, ни горячего участия. Служат они тому же угнетению и обману. Таким образом, в своем романе Салтыков-Щедрин разоблачает бессмысленность накопительства, полную пустоту помещичьей жизни. Отсутствие духовных интересов, невежество характеризует семейный быт Головлевых. Праздность, паразитизм - вот причина разложения семьи. На примере семьи Головлевых Салтыков-Щедрин показал, как нравственные изъяны ведут семью к гибели.

Роман-эпопея М. Шолохова "Тихий Дон" рассказывает нам о сложном, переломном времени в истории России, когда рушился многовековой уклад жизни, жизнь человека обесценивалась. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции, законы, рушится жизнь, налаживаемая веками. Все становится с ног на голову. Так Григорий грозит убить убегающего казака, не узнав в нем отца. Пантелей Прокофьевич разъярен, но через некоторое время он уже с гордостью вспоминает храброго сына, который так умело наводит порядок. Война и революция по-своему отразились на судьбах всех героев романа, но особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин. Суровое время отразилось на жизни женщин болью, страданиями, лишениями. Ильинична, мать Григория Мелехова, готова жертвовать собой, лишь бы облегчить жизнь детям и домочадцам, оградить их от неприятностей и необдуманных поступков, она чтит традиции и глубоко привязана к корням донского казачества. Она верная жена и очень заботливая мать, работящая, терпеливая, отзывчивая, доброжелательная, умеющая прощать. Во многом похожа на Ильиничну Наталья, жена Григория. Беззаветно любя мужа, Наталья понимает, что его сердце привязано к другой женщине, но она молча страдает, не жалуясь никому. Самоотверженно несет она свой крест, дожидаясь возвращения непутевого мужа. Аксинья, зная, что Григорий ее любит, готова нарушить все правила, установленные жизнью, ее не пугает ни общественное мнение, ни побои нелюбимого, пьющего и гулящего мужа. Семья ей становится безразлична. Григорий, впитавший вместе с молоком матери неписанные казачьи представления о долге и чести, вынужден разрываться между тоской по дому и семье и роковой страстью к Аксинье. Но воспитание делает свое дело: Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей, в нем проснулись отцовские чувства. Но от многолетнего военного убийства Григорий забывает о семье, все безразличнее становится к себе и детям. После смерти Натальи и Аксиньи "как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу - Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети».

И, наконец, в качестве примера литературы конца XX века давайте рассмотрим рассказ Л. Петрушевской «Лабиринт».

Семья здесь представлена совершенно в другом свете. Здесь мы уже не видим той чести и благородства, которые присутствовали в литературе XIX века. Главные черты этой семьи – это цинизм, алчность, склочность, равнодушие ко всему окружающему, кроме их собственного благополучия. «Семья жила шумно, откровенно и даже цинично, и Д. (главная героиня рассказа) стремилась вон из этого вонючего людского тепла». Так, когда родители Д. узнают, о том, что ее тетушка завещала свой дачный участок не им, а их дочери, они злятся и кричат на нее, требуя своей доли. Это говорит об их эгоизме и стремлении к обогащению, к получению собственной выгоды. Девушке Д. никто никогда не говорил ничего хорошего, она росла в обстановке вечной критики, постоянных претензий и скандалов. Скандалы были для них «обычной вещью, заурядным разговором». В такой семейной обстановке девушка Д. могла вырасти только замкнутой, скромной, нерешительной и безвольной.

Таким образом, мы рассмотрели изменение отношения к семье через призму поколений в литературных произведениях, и мы видим, что современный взгляд на роль семьи в нашей жизни сильно отличается от предыдущих веков.

Продемонстрировав ученикам гимназии эту презентацию, мы провели еще один социологический опрос, касающийся жизненных ценностей современной семьи, а также, пожеланий школьников относительно семьи будущего. В целом мы получили такой результат:

Жизненные ценности современной семьи:

  • честность – 37%
  • доброта – 26%
  • взаимопонимание – 26%
  • целеустремленность – 11%
  • порядочность – 11%

Качества, воспитанные родителями:

  • честность – 27%
  • порядочность – 22%
  • уважение к старшим – 18%
  • дружелюбие – 18%
  • коммуникабельность – 7%
  • 74 % считает, что отношение к семье сегодня хуже, чем раньше.

В большинстве современных семей есть те или иные проблемы, например, такие как:

  • непонимание – 51%
  • невнимание – 22%
  • ссоры, грубость – 11%

А также скрытность, разные взгляды, занятость родителей, неумение ценить близких (по 1 %).

70 % считают неполные семьи неполноценными.

Изменить в своей семье хотелось бы:

  • сделать более доверительной – 11%
  • более дружной – 7%

79 % обязательно будут говорить своим детям о значимости семьи.

Воспитывать в своих детях будут:

  • честность – 37%
  • доброта – 37%
  • отзывчивость – 30%
  • порядочность – 30%
  • благородство – 11%
  • деятельность, уверенность в себе – 7 %

На основе этого опроса мы создали модель семьи будущего. Итак, она должна быть, во-первых, полной и большой. Около половины опрашиваемых учеников пожелали иметь не менее двух детей в своих будущих семьях. Также ученики хотели больше взаимопонимания, равноправия и открытости. К отзывчивости, толерантности и честности стремятся практически 90% тестируемых. Кроме того, небольшое количество учащихся упомянули и о материальной обеспеченности своей будущей семьи.

Таким образом, сравнив семейные ценности XVIII-XX веков с ценностями современности, мы выявили различия, а затем показали опрошенным ученикам, что раньше семья воспитывала истинные, необходимые человеку нравственные ценности. Сегодня же гражданский институт разваливается, так как семья больше не воспитывает чувства патриотизма, стремления к улучшению жизни общества, а также таких важных качеств, как честность, порядочность, открытость, доброта, милосердие и многое другое, что в прошлые века было неотъемлемой частью каждого человека и всего общества в целом.

Так, мы заставили учеников задуматься над этой проблемой, а следовательно, в дальнейшем они смогут воплотить в своей семье только лучшие качества, которые неоднократно подчеркиваются произведениями классической литературы.

Формой продукта своей проектной деятельности учащиеся выбрали презентацию. Предлагаем вашему вниманию несколько слайдов. (см. Приложение1)