Урок русского языка по теме "Сопоставление окончаний имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже единственного числа". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. формировать навык правописания безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже единственного числа;
  2. повторить теоретический материал по теме «Имя прилагательное», «Предложения с однородными членами»;
  3. закрепить умение производить различные виды грамматического разбора;
  4. развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
  5. развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, выполнять самопроверку и взаимопроверку;
  6. воспитывать самостоятельность в работе по заданию;
  7. формировать чувства любви к окружающей природе, воспитывать ответственность за судьбу «братьев наших меньших».

Оборудование:

  1. перфокарты для морфологического разбора имени прилагательного;
  2. перфокарты для фонетического разбора слов;
  3. перфокарты «Учимся сами!» с листом самопроверки;
  4. индивидуальные карточки для работы с текстом;
  5. орфографический веер с гласными;
  6. «ленты оценок» для выставления цветового символа оценок («5»-красный кружок, «4»-зеленый, «3»-синий);
  7. таблица со словарными словами;
  8. схема-таблица по теме;
  9. макет дерева, кормушки для птиц, фигурки зимующих птиц, выполненных в технике «оригами»;
  10. учебник.

Примечание: номера упражнений даны по учебнику Рамзаевой Т.Г. «Русский язык» 4 класс.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы продолжаем изучение темы «Имя прилагательное». Наш урок сегодня структурно будет состоять из двух частей:

- повторение пройденного;
- работа над новым материалом.

2. Работа над повторением изученного

Грамотная практическая работа невозможна без знания теоретического материала. Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном.

- Что такое имя прилагательное? Что означает? На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Как правильно написать безударное окончание имени прилагательного?

(Ответы детей)

Проверим на практике ваши знания и умения: возьмите перфокарту «Учимся сами», допишите окончания прилагательных, укажите падеж.

в зимн.. лесу
извилист.. тропой
без крепк… мороза
по глубок… снегу

Проверьте себя по карточке самоконтроля. (На карточке самоконтроля написаны правильные окончания и падежи имен прилагательных), поставьте оценку на «ленте оценок».

Составьте связный рассказ, используя данные словосочетания (2-3 устных рассказа).

Февральская метель развеяла неспешный хоровод снежинок и рассыпала предложение на отдельные слова: на, устроили, л.сной, п.лян., к.рмушку, птиц, для, р.бята.

Составьте предложения из этих слов.

Р.бята устроили на л.сной п.лян. к.рмушку для птиц.

Вставьте пропущенные буквы (показ при помощи веера с гласными, устное объяснение орфограмм).

Прочитаем предложение еще раз.

С какой целью дети устроили кормушку? (ответы детей)

Посмотрим на импровизированную кормушку с птицами.

- Какие пернатые друзья прилетели на обед?
- Чем можно подкормить зимующих птиц? (ответы детей)

Вы правильно говорите: птицам надо помогать в суровое для них время года. Но кормить птиц надо правильно: сало для синичек должно быть свежим, черный хлеб птицам вреден.

Зимой в помощи человека нуждаются и звери. Об одном зверьке, посетившем птичью столовую, вы узнаете, выполнив дома упр.323. Будьте внимательны: при выполнении упражнения вам надо определить границы предложений. В тексте есть предложения с однородными членами. Что мы о них помним? (ответы детей).

Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр.323.

Продолжим работу по повторению изученного: синтаксический разбор предложения у доски выполнит ученик. Остальным ребятам снежинки предлагают выполнить на перфокартах морфологический разбор имени прилагательного – (на) лесной (поляне) – 1 вариант, фонетический разбор слова ребята – 2 вариант.

Проверяем выполненное задание (1 ученик с каждого варианта вслух читает свой разбор, ученик у доски сообщает о своей работе).

Оцениваем и рецензируем ответы учеников (поставьте свою оценку на «ленту оценок»).

3. Физминутка

Февральский мороз невелик, но стоять не велит.

(руки на поясе)

Раз, два (поворот головы влево, вправо)

Плечи вверх.

Три, четыре (плечи вперед, назад)

Распрямились.

Вдох, выдох, сдуй снежинку,

Раз-два-три (с ладони сдуть за три счета).

Ну, а теперь с новыми силами приступаем ко второй части нашего урока.

Работа над новым материалом

Запись числа в тетради.

- На минутке чистописания у нас сочетания букв –оро-, -оло-, -око-, (запись сочетаний букв).

- Какое сочетание нужно написать в данных словах:

в.р.на
с.р.ка
м.л.ко
ябл.к.

Запишите в столбик имена существительные, составьте с ними словосочетания по типу: «существительное + прилагательное в именительном падеже», запишите имена прилагательные рядом с существительными в столбик, укажите род, падеж имен существительных и прилагательных (запись и проверка).

Проведите исследования:

- В каком роде, числе и падеже употреблены в данных словосочетаниях имена прилагательные?

- На какой вопрос отвечают? Какие имеют окончания (ответы детей).

Вы правильно сказали. Отразим ваш ответ в схеме-домике:

Сформулируйте тему урока.

Тема: «Сопоставление окончаний имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже единственного числа».

Для чего нужно различать эти прилагательные? (предполагаемый ответ: «Чтобы правильно написать окончания данных прилагательных»).

Да, это цель нашего урока: научиться правильно писать окончания прилагательных в женском и среднем роде единственного числа в именительном падеже.

Какое наблюдение в этом нам поможет? (ответы детей с опорой на схему-домик).

Потренируемся правильно писать окончания имен прилагательных в именительном падеже единственного числа.

Упр. 324 (самостоятельная подготовка и запись упражнения в тетрадь).

Выполним взаимопроверку. (Один ученик вслух читает, остальные проверяют работу соседа по парте, оценивают ее, заносят оценку на «ленту оценок».)

Упр. 322 (запись упражнения, затем самопроверка по правильно выполненному заданию на доске, выставление оценки, перенос ее на «ленту оценок»).

Вы хорошо поработали. На «ленте оценок» накопили несколько отметок за работу, поставьте итоговую оценку за урок.

Обобщение. Итоги урока.

Над какой темой мы работали на уроке?

Что было интересно для вас?

При выполнении каких заданий испытывали затруднение? (ответы детей).

Февральская метель разбросала снежинки по лесу, а одна из них – волшебная: она сейчас засветится разноцветными огоньками – оценками ваших знаний. Прикрепите «ленту оценок» к этой снежинке.

Заиграла, заискрилась всеми цветами радуги заснеженная лесная поляна! С удивлением смотрят лесные обитатели на необычную снежинку. А она сияет множеством красных огоньков – это ваши «пятёрки», есть зеленые и синие цвета – значит, есть над чем поработать!

Спасибо за активную работу на уроке.