2 класс. 3 четверть.
Цель: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.
Задачи:
- Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры.
- Развитие вокальных навыков средствами ладовой сольмизации; развитие чувства метроритма в системе ритмической работы; развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания.
- Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала. Закрепление навыка ритмической работы в ансамбле.
Музыкальный материал к уроку:
1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).
2. “Камаринская” – из “Детского альбома” П.И.Чайковского (слушание).
Ход урока
1. Вступительная беседа
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?..” Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси.
– Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.
– Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси?
– Говорит, что с песней на Руси родились.
– Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.
2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой “Светит месяц”
И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?
– Хоровод и плясовая.
– Чем они отличаются?
– Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.
Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.
– Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами. В ходе работы.
Работу мы начнем с начала.
Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека.
Что это?
– Это ритм.
– И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Вспоминаем, из каких долей состоит наш ритмический рисунок?
– Из долей ТА и ТИ.
– Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма. Что означает цифра в начале ритмической записи?
– Количество долей ТА в такте.
– На доске у нас ритмическая партитура, с которой познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои рисунки.
Давайте повторим отдельно с каждой группой с названиями.
На доске запись ритмической партитуры плясовой “Светит месяц”
А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли про себя.
– Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?
– Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.
– Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали и споем ее в сложном варианте: с названиями ступеней.
Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней
– Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог “ДО” в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода.
Исполнение мелодии в темпе на слог “ДО”
– Это мелодия плясовой. Так как…
– Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Вспомните известные вам русские инструменты.
– Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…
– Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.
3. Слушание плясовой “Светит месяц” с ритмопластическим сопровождением
– Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов.
Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?
Детям показывается портрет. Они называют имя композитора
– Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия.
– Это были Вальс, Полька и Камаринская.
– Какой же из этих танцев родился в России?
– Камаринская.
– Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.
Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?
– Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.
– Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.
Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?
4. Слушание “Камаринской” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– Она близка к русской плясовой.
– Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!
Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.
– Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– Чем они отличаются?
– Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.
“Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.
– Что же их тогда объединяет?
– Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.
– Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.
Спасибо большое за урок.
До скорой встречи!