Цели:
- познакомить детей с ненецкой сказкой, формировать навыки беглого, выразительного чтения;
- развивать творческие способности, образное мышление и наблюдательность;
- воспитывать интерес к чтению, любовь к “малой родине”.
Ход урока
1. Органиционный момент.
2. Речевая разминка.
(На доске написано стихотворение)
Мы, как птицы, на юг улетаем
В суматохе не помня о том,
Что душою уже прикипаем
К тем местам, на которых живём.Отпустивши на севере бороду,
Ты шагаешь дорогой прямой.
Ты шагаешь по юному городу
Это Губкинский – город родной. (Б. Федорив)
1. Прочитайте это стихотворение медленно, “жужжащим чтением”.
2. Коллективное плавное чтение.
3. Выразительное чтение.
4. Беседа:
- О чем это стихотворение?
(О нашем дорогом и любимом городе. )
- Правильно, ребята!
Наш город Губкинский – самый молодой город России. И автор наш горожанин Борис Федорив пишет о любви к нашему молодому городу.
- Ребята! Так какая главная мысль заключена в этом стихотворении?
(Любовь к “малой родине”. )
3. Постановка цели.
Наша “малая” родина - город Губкинский, а как называется наш округ?
“Край Земли” - так переводится с ненецкого языка на русский слово “ЯМАЛ”.
С давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. (На доске карта ЯНАО)
Из далёких этих времён до наших дней северные народы донесли легенды, сказки.
Они согревали им сердца в долгие полярные ночи. И сегодня мы познакомимся с ненецкой сказкой “Как ворон лису перехитрил”.
4. Физкультминутка.
- Давайте представим себе, что мы с вами вороны. Закрыли глазки. Представили?
- Открыли глазки и повторяйте за мной:
- Кар, кар, кар (руками машем),
- Кар, кар, кар парим мы в небе (руки расправили, делаем повороты).
- Кар, кар, кар летим к земле (присели вниз).
- Кар, кар, кар! Мы взмыли в небо (встаём вверх, подпрыгивая, делаем хлопок)!
5. Изучение нового материала.
- Ребята, сейчас будем читать сказку и мысленно нарисуем иллюстрации к ней.
1. Первичное чтение хорошо читающими детьми, но не до конца.
Как ворон лису перехитрил
(ненецкая сказка)
Не удалась однажды у лисы охота, возвращалась в свою нору голодная. Вдруг услышала писк, скосив глаза, увидела: синичка на дереве своих птенцов кормит. Крикнула:
- Дай одного, самой легче станет.
- Тебе? С какой стати?
- Не дашь - срублю дерево.
И махнула туда – сюда хвостом.
Испугалась синичка, заплакала:
- Не руби, лиса, дерева, одного дам…- и выбросила самого вялого, слабого. На лету поймала, проглотила его лисица, а синичка расплакалась: жаль ей своего птенчика. Пролетал мимо ворон, спросил:
- Почему плачешь? Кто обидел?
Поделилась с ним горем синичка.
- Как лиса твоего птенца могла съесть? – удивился ворон. – Ведь гнездо высоко на дереве.
Рассказала синичка об угрозе лисы.
- Глупышка ты, глупышка! – рассмеялся старый мудрый ворон. – Еще придёт, пускай рубит… Хоть хвостом, хоть языком.
И верно, на другой день лиса пришла снова, но синичка резко отказала ей и даже посоветовала дерзко:
- Руби!
- И срублю! – уж не голод, а заносчивость и упрямство перевесили в ней здравый смысл. И принялась бить по дереву хвостом. Била-била, втайне всё еще надеялась на глупость и испуг синички, все волосы с хвоста повыдрала, а дерево и не шевельнулось. Присела лиса, спросила устало, но зло:
- Кто это тебя вразумил? Не ворон ли? – вспомнила, что пролетал он тут вчера.
- Сама догадалась! – гордо ответила синичка.
- Врёшь ведь, - скосила на нее глаз хитрунья. – Твой век короткий, а уму – разуму учиться долго. Ворон живет триста лет и то всех моих уловок не знает. Это он тебя надоумил.
“Ну, ворон, погоди!” - подумала. И побежала его искать. Увидела, легла вверх брюхом и высунула язык.
- Эге, - Обрадовался. – Вот и чудный ужин!
Подлетел, но не успел и разу клюнуть, как лиса схватила его и рассмеялась:
- Ты синицу уму – разуму учил, теперь я тебя поучу.
- Ты же умница, весь лес это знает, - тоже улыбнулся ворон. – Но если так вот, обманом, убьёшь меня, никто не одобрит. Поглупела, скажут, лиса совсем…
- Ребята, а как вы думаете, что будет дальше?
(Предполагаемые ответы детей)
…Вон скала, подними на нее и сбрось на глазах у всех. Какая слава о тебе пойдет!
“И верно, - подумала лиса, - надо так проучить его, чтоб и птицы, и звери видели, как она ему все косточки переломает!”
Затащила лиса ворона на скалу, положила на самый край и разбежалась
чуть – его столкнуть. А тот расправил крылья и – вниз. Лишь потом взмыл в небо. Лиса же с разбегу не удержалась, упала со скалы и разбилась.
Ворон и сам плотно поужинал, и другому зверью оставил…
- Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного?
- У кого получились мысленные иллюстрации?
Дома попробуйте ваши картинки из головки перенести на бумагу. И на следующем уроке мы сделаем выставку ваших рисунков!
2. Работа над содержанием текста.
- Что вы узнали из первых строк сказки?
- Повернитесь друг к другу и прочитайте диалог между синичкой и лисичкой.
- А теперь каждый про себя прочитайте диалог между синичкой и вороном.
- Придумайте и задайте вопрос, чтобы ответы на них можно было найти и зачитать из этих диалогов!
- Так как же, ребята, ворон лису перехитрил?
- Вспомните произведения, в которых встречаются герои этой сказки.
- Какие характерные особенности лесного зверя – лисицы описываются в них?
6. Итог урока.
Чему научила вас эта сказка?
7. Домашнее задание:
1. Подготовить пересказ от имени ворона.
2. Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Использованная литература
- Ямальский калейдоскоп / Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс/
- Автор-составитель Л. В. Федоров. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2003.