Урок литературного краеведения

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с ненецкой сказкой, формировать навыки беглого, выразительного чтения;
  • развивать творческие способности, образное мышление и наблюдательность;
  • воспитывать интерес к чтению, любовь к “малой родине”.

Ход урока

1. Органиционный момент.

2. Речевая разминка.

(На доске написано стихотворение)

Мы, как птицы, на юг улетаем
В суматохе не помня о том,
Что душою уже прикипаем
К тем местам, на которых живём.

Отпустивши на севере бороду,
Ты шагаешь дорогой прямой.
Ты шагаешь по юному городу
Это Губкинский – город родной. (Б. Федорив)

1. Прочитайте это стихотворение медленно, “жужжащим чтением”.

2. Коллективное плавное чтение.

3. Выразительное чтение.

4. Беседа:

- О чем это стихотворение?

(О нашем дорогом и любимом городе. )

- Правильно, ребята!

Наш город Губкинский – самый молодой город России. И автор наш горожанин Борис Федорив пишет о любви к нашему молодому городу.

- Ребята! Так какая главная мысль заключена в этом стихотворении?

(Любовь к “малой родине”. )

3. Постановка цели.

Наша “малая” родина - город Губкинский, а как называется наш округ?

“Край Земли” - так переводится с ненецкого языка на русский слово “ЯМАЛ”.

С давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. (На доске карта ЯНАО)

Из далёких этих времён до наших дней северные народы донесли легенды, сказки.

Они согревали им сердца в долгие полярные ночи. И сегодня мы познакомимся с ненецкой сказкой “Как ворон лису перехитрил”.

4. Физкультминутка.

- Давайте представим себе, что мы с вами вороны. Закрыли глазки. Представили?

- Открыли глазки и повторяйте за мной:

- Кар, кар, кар (руками машем),

- Кар, кар, кар парим мы в небе (руки расправили, делаем повороты).

- Кар, кар, кар летим к земле (присели вниз).

- Кар, кар, кар! Мы взмыли в небо (встаём вверх, подпрыгивая, делаем хлопок)!

5. Изучение нового материала.

- Ребята, сейчас будем читать сказку и мысленно нарисуем иллюстрации к ней.

1. Первичное чтение хорошо читающими детьми, но не до конца.

Как ворон лису перехитрил

(ненецкая сказка)

Не удалась однажды у лисы охота, возвращалась в свою нору голодная. Вдруг услышала писк, скосив глаза, увидела: синичка на дереве своих птенцов кормит. Крикнула:

- Дай одного, самой легче станет.

- Тебе? С какой стати?

- Не дашь - срублю дерево.

И махнула туда – сюда хвостом.

Испугалась синичка, заплакала:

- Не руби, лиса, дерева, одного дам…- и выбросила самого вялого, слабого. На лету поймала, проглотила его лисица, а синичка расплакалась: жаль ей своего птенчика. Пролетал мимо ворон, спросил:

- Почему плачешь? Кто обидел?

Поделилась с ним горем синичка.

- Как лиса твоего птенца могла съесть? – удивился ворон. – Ведь гнездо высоко на дереве.

Рассказала синичка об угрозе лисы.

- Глупышка ты, глупышка! – рассмеялся старый мудрый ворон. – Еще придёт, пускай рубит… Хоть хвостом, хоть языком.

И верно, на другой день лиса пришла снова, но синичка резко отказала ей и даже посоветовала дерзко:

- Руби!

- И срублю! – уж не голод, а заносчивость и упрямство перевесили в ней здравый смысл. И принялась бить по дереву хвостом. Била-била, втайне всё еще надеялась на глупость и испуг синички, все волосы с хвоста повыдрала, а дерево и не шевельнулось. Присела лиса, спросила устало, но зло:

- Кто это тебя вразумил? Не ворон ли? – вспомнила, что пролетал он тут вчера.

- Сама догадалась! – гордо ответила синичка.

- Врёшь ведь, - скосила на нее глаз хитрунья. – Твой век короткий, а уму – разуму учиться долго. Ворон живет триста лет и то всех моих уловок не знает. Это он тебя надоумил.

“Ну, ворон, погоди!” - подумала. И побежала его искать. Увидела, легла вверх брюхом и высунула язык.

- Эге, - Обрадовался. – Вот и чудный ужин!

Подлетел, но не успел и разу клюнуть, как лиса схватила его и рассмеялась:

- Ты синицу уму – разуму учил, теперь я тебя поучу.

- Ты же умница, весь лес это знает, - тоже улыбнулся ворон. – Но если так вот, обманом, убьёшь меня, никто не одобрит. Поглупела, скажут, лиса совсем…

- Ребята, а как вы думаете, что будет дальше?

(Предполагаемые ответы детей)

…Вон скала, подними на нее и сбрось на глазах у всех. Какая слава о тебе пойдет!

“И верно, - подумала лиса, - надо так проучить его, чтоб и птицы, и звери видели, как она ему все косточки переломает!”

Затащила лиса ворона на скалу, положила на самый край и разбежалась

чуть – его столкнуть. А тот расправил крылья и – вниз. Лишь потом взмыл в небо. Лиса же с разбегу не удержалась, упала со скалы и разбилась.

Ворон и сам плотно поужинал, и другому зверью оставил…

- Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного?

- У кого получились мысленные иллюстрации?

Дома попробуйте ваши картинки из головки перенести на бумагу. И на следующем уроке мы сделаем выставку ваших рисунков!

2. Работа над содержанием текста.

- Что вы узнали из первых строк сказки?

- Повернитесь друг к другу и прочитайте диалог между синичкой и лисичкой.

- А теперь каждый про себя прочитайте диалог между синичкой и вороном.

- Придумайте и задайте вопрос, чтобы ответы на них можно было найти и зачитать из этих диалогов!

- Так как же, ребята, ворон лису перехитрил?

- Вспомните произведения, в которых встречаются герои этой сказки.

- Какие характерные особенности лесного зверя – лисицы описываются в них?

6. Итог урока.

Чему научила вас эта сказка?

7. Домашнее задание:

1. Подготовить пересказ от имени ворона.

2. Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Использованная литература

  1. Ямальский калейдоскоп / Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс/
  2. Автор-составитель Л. В. Федоров. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2003.