Раздел программы: “Алгоритмизация и программирование”.
Тема занятия: обобщающее занятие по теме “Разветвляющиеся алгоритмы”.
Вид: занятие-игра. Технология: игровая технология.
Цели занятия:
- повторение и закрепление материала по теме “Разветвляющиеся алгоритмы”;
- стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
- активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы;
- воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
- убедить в важности бережного отношения к природе;
- развитие экологического мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
Задачи занятия:
- Воспитательная — развитие познавательного интереса, логического мышления, формировать экологическую совесть.
- Учебная — совершенствование навыков составления разветвляющихся алгоритмов и программ на языке Бейсик для ЭВМ.
- Развивающая — развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, развивать экологическое мышление.
План занятия
- Этап “В чем соль?”
- Этап “Золотоискатели”.
- Этап “Определи номер”.
- Этап “Внимание! Розыск!” 5. Этап Заключительный.
- Итоги занятия. Домашнее задание.
Подготовительный этап
Учащиеся делятся на одинаковые группы по 4—6 человек, в зависимости от наполняемости класса, примерно равные по способностям. В группах назначаются (выбираются) командиры из сильных учеников. Каждая группа получает домашнее задание: придумать 4 задачи. Содержание задач может быть следующим:
- придумать условие задачи по заданному алгоритму и составить программу;
- по заданному условию составить алгоритм и программу;
- придумать условие задачи, составить алгоритм и программу на указанную тему (например, определить тип треугольника).
Каждый учащийся должен решить дома “свою задачу”.
Перед занятием столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе заготовлены чистые листы для выполнения каждого этапа игры.
Ход занятия
Учитель: Ребята, сегодня мы проводим занятие по теме решение задач по теме “Разветвляющиеся алгоритмы”. Проводим мы его в необычной форме — форме расследования. После выполнения каждого очередного задания вы будете получать “след” — ключ к следующему заданию. Всего заданий 4.
Я — начальник следственного отдела. Вы — следственные группы. К нам поступило заявление с вопросами: Что за наука - экология? Как же служит человечеству экологическая наука? Кто родоначальник понятия “экология”. Каждая группа к концу игры должна выявить существенные данные по этим вопросам. За оперативность вы получите соответствующую (по сумме мест) общую на группу премию.
С начало предоставим слово нашему главному эксперту-экологу.
Ученик: Люди живут за счет природы, обеспечивая свое благополучие и развитие общества. В использовании и преобразовании природы современное общество руководствуется научными знаниями. На их основе работают заводы и фабрики, горнодобывающая и строительная промышленность, энергетические предприятия, сельское хозяйство и системы связи. Как же служит человечеству экологическая наука? Почему экология считается сейчас важнейшей областью знания, способной указать новые пути сохранения и развития человеческой цивилизации?
В центре внимания экологии – живая природа. А ведь именно она обеспечивает и пищевые ресурсы людей, и регуляцию условий жизни в биосфере. Что станет с человечеством, если живая природа Земли будет сильно разрушена в результате мощного наступления техники, как это уже происходит в настоящее время? Как предвидеть последствия разных форм человеческой деятельности, при которых сильно изменяется природная среда? Как выгоднее, разумнее вести хозяйство, чтобы не навредить будущим поколениям?
В своей практической деятельности человек всегда был вынужден считаться с законами живой природы, особенно в сельском хозяйстве, лесоводстве и промыслах. Сначала это происходило стихийно, на основе опыта, проб и ошибок. С развитием научной экологии стало ясно, что именно она является основой, на которой возможно не стихийное, а сознательное, грамотное хозяйствование людей на Земле. Ведь экология – наука о связях, на которых основывается устойчивость всех форм жизни.
Практическая значимость экологии проявляется в каждом ее разделе, любом положении, от глобальных законов до частных зависимостей.
Так, когда были оценены масштабы биологической продукции на планете, стало ясным, что наступило время соотносить деятельность и потребности людей с возможностями биосферы. Понимание того, как устроены и поддерживают себя природные экосистемы, позволяет повышать устойчивость агроценозов, культурных ландшафтов, городской среды. Человеческая цивилизация не может уже развиваться, не считаясь с законами устойчивости природы. Главный из них – поддержание и усиление интенсивности круговорота веществ. Современные технологии промышленности и сельского хозяйства таковы, что не могут не нарушать природную среду. Стремительно ухудшаются и условия жизни людей. Поэтому встает вопрос об изменении методов использования природы и ее ресурсов.
Основной принцип экологически грамотного хозяйствования – действовать не против природы, а в соответствии с ее законами. Любое экологическое знание можно превратить в полезную и выгодную людям технологию.
Учитель: На первые два вопроса мы уже получили исчерпывающие ответы нашего эксперта - эколога, остается найти человека – родоначальника понятия “экология”. Начнем с разминки.
Этап 1. “В чем соль?”
Вам предлагается по заданным предложениям угадать известную поговорку или пословицу.
Командиры групп получают карточки-задания.
1. Если два дела одновременно делать, то ничего не получится.
Ответ: “За двумя зайцами погонишься — и одного не поймаешь”.
2. Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.
Ответ: “Тише едешь — дальше будешь”.
3. Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.
Ответ: “Без труда не вынешь рыбку из пруда”.
4. Если сам натворил бед, то сам и отвечай.
Ответ: “Сам кашу заварил, сам и расхлебывай”.
Учащиеся в группах обсуждают задание, записывают ответ. По окончании работы командир зачитывает задание и ответ.
Учитель подводит итоги: расставляет в таблице места.
Учитель: А теперь свяжите это задание с темой занятия.
Ответ: Конструкция если ... то присуща разветвляющемуся алгоритму.
Учитель: Итак, переходим ко 2-му этапу.
Этап 2. “Золотоискатели”.
Вы должны из приведенной программы “добыть золото” — изречение поэта о природе.
Командиры групп получают карточки-задания.
1.
10 goto 90
20 print “Другом быть”
30 goto 130
40 print “Чтобы мирно”
50 print “мчались годы,”
60 goto 110
70 print “Должен каждый человек”
80 goto 150
90 print “Друг природы – человек.”
100 goto 40
110 print “Расцветал за веком век,”
120 goto 20
130 print “для всей природы”
140 goto 70
150 end
“Друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек”
2.
10 goto 90
20 print “к ней мы будем”
30 goto 130
40 print “Даже дня”
50 print “прожить нельзя.”
60 goto 110
70 print “как друзья”
80 goto 150
90 print “Без природы в мире людям”
100 goto 40
110 print “Так давайте”
120 goto 20
130 print “Относиться,”
140 goto 70
150 end
“Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья”
3.
10 goto 90
20 print “помогать природе-”
30 goto 130
40 print “Добавляем”
50 print “мы потом:”
60 goto 110
70 print “и умом”
80 goto 150
90 print “И при всем честном народе”
100 goto 40
110 print “Нужно”
120 goto 20
130 print “Но со знаньем”
140 goto 70
150 end
“И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе -
Но со знаньем и умом”
4.
10 goto 90
20 print “помогать природе-”
30 goto 130
40 print “Чтоб продлить”
50 print “природы век,”
60 goto 110
70 print “человек!”
80 goto 150
90 print “Говорим со знаньем дела:”
100 goto 40
110 print “Должен”
120 goto 20
130 print “Друг природы-”
140 goto 70
150 end
“Говорим со знаньем дела:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы - человек!”
Учащиеся в группах, “выполняя” программу, записывают стихотворения. Командиры их зачитывают. Учитель заполняет таблицу результатов.
Учитель: Каким образом связано задание с темой занятия?
Ответ: Команда безусловного перехода GOТО необходима при описании разветвляющегося алгоритма на Бейсике.
Этап 3. “Определи номер”.
Учитель: В нашем следственном отделе произошло ЧП! Из сейфа выкраны задания на розыск. Только что мне позвонил “доброжелатель” — он запрятал эти задания в ячейках камеры хранения, номер вы сможете определить, выполнив его условия: вы должны определить результаты выполнения предоставленных вам программ (задания распределяются и выполняются каждым членом группы) и сложить их. Полученное число и есть номер нужной ячейки камеры хранения.
1. 10 а=4: b=7 20 if a<b then a=a+b 30 b=a+b 40 print a; b 3. 10 а=7: b=4 20 if a<b then a=a+b 30 b=a+b 40 print a; b 1. 10 а=5: b=8 20 if a<b then a=a+b 30 b=a+b 40 print a; b 3. 10 a=5: b=8 20 if a<b then a=a+b: goto 40 30 b=a+b 40 print a; b Номер ячейки: 91 1. 10 а=6: b=10 20 if a<b then a=a+b 30 b=a+b 40 print a; b 3. 10 a=6: b=10 20 if a<b then a=a+b: goto 40 30 b=a+b 40 print a; b Номер ячейки: 112 1. 10 а=3: b=9 20 if a<b then a=a+b 30 b=a+b 40 print a; b 3. 10 a=3: b=9 20 if a<b then a=a+b: goto 40 30 b=a+b 40 print a; b Номер ячейки: 84 |
2. 10 a=4: b=7 20 if a<b then a=a+b: goto 40 30 b=a+b 40 print a; b 4. 10 а=4: b=4 20 if a<b then a=a+b: goto 40 30 b=a+b 40 print a; b Номер ячейки: 77 2. 10 а=8: b=5 20 if a<b then a=a+b 30 b=a+b 40 print a; b 4. 10 а=5: b=5 20 if a<b then a=a+b: goto 40 30 b=a+b 40 print a; b 2. 10 а=10: b=6 20 if a<b then a=a+b 30 b=a+b 40 print a; b 4. 10 а=6: b=6 20 if a<b then a=a+b: goto 40 30 b=a+b 40 print a; b 2. 10 а=9: b=3 20 if a<b then a=a+b 30 b=a+b 40 print a; b 4. 10 а=3: b=3 20 if a<b then a=a+b: goto 40 30 b=a+b 40 print a; b |
Командиры называют номер ячейки. Если ответ верный, то учитель выставляет место в таблице, в противном случае команда совместно ищет ошибку и устраняет ее.
Учитель: Что нам дает выполнение подобного задания?
Ответ: Нужно уметь не только составлять программу, но и “читать” ее, понимать, как работает каждый оператор.
Этап 4. “Внимание! Розыск!”
Учитель: Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.
Человечество тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за ее счет. Название экологии образовано сочетанием двух греческих слов: “ойкос”, что означает “дом, жилище”, и “логос” – наука, изучение. Вы успешно справились с предыдущим заданием, и теперь каждая группа получила свое задание на розыск:
- установить фамилию и возраст человека, кто впервые ввел слово “экология” в его современном понимании;
- определить по фотографии этого человека;
- установить, в какой работе впервые слово “экология” употреблялось;
- определить район поиска.
Учащиеся групп получают задания:
1. Вам нужно определить фамилию человека, кто первый ввел понятие “экология” в 1866 г., если известно, что это мужчина не старше 35 и не моложе 20 лет. Возраст кратен 16. В списке три фамилии. Кто из них?
Французский естествоиспытатель Бюффон Жорж Луи Леклерк (1707-1768)
Российский зоолог, гидробиолог Зернов Сергей Алексеевич (1871- 1945)
Немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919)
Ответ: Немецкий биолог Эрнст Геккель
2. Вам нужно по фотографии узнать немецкого биолога Эрнста Геккель, если известно, что он кудрявый темноволосый мужчина:
Ответ:
3. Установить, в какой работе впервые слово “экология” употреблялось, если известно, что название работы состоит из трех слов и в названии четное число букв. В какой из них?
- “Всеобщая морфология организмов”
- “Сибирская фауна”
- “Бюро популяций животных”
Ответ: “Всеобщая морфология организмов”
4. Определить район поиска (страну, в которой родился Эрнст Геккель- эколог, профессор), если известно, что поиск необходимоосуществлять в пределах следующей фигуры на карте мира:
Страны, в которых ученые работали над экологическими проблемами, имеют координаты: (2; 5) — Америка; (8; 7) — Россия; (6; 2) — Германия.
Ответ: Германия.
Учащиеся в группах обсуждают задание, составляют алгоритмы и программы, отлаживают программы на компьютерах и получают ответы.
Учитель в ходе отчета задает вопросы по составлению алгоритма и написанию программы. Затем подводит итоги этого этапа, распределяет места.
Учитель: Чем интересно было это задание?
Ответ: Отрабатывали навыки в составлении алгоритма и программы; отладки программы; необычность формы записи условия задачи.
Учитель: Хочу обратить ваше внимание на то, что эти задачи подводят нас к пониманию принципа работы таких сложных программ, как Базы данных, где среди большого количества данных осуществляется поиск информации по определенному признаку, а так же, что слово “экология” ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в работе “Всеобщая морфология организмов”.
Этап 5. Заключительный.
Учитель: Спасибо группам за активную работу. Вы работали дружно, оказывали друг другу помощь. По сумме мест группы распределились следующим образом... и получили следующие призы за игру ... . Игра окончена.
Домашнее задание
Учитель:
Вы должны были придумать задачи по теме “Ветвление”. Командиры групп, соберите, пожалуйста, ваши задачи и обменяйтесь с другой группой. Распределите между собой задания. Это и есть ваше домашнее задание.
Самоанализ занятия
Занятие построено на деятельной основе с использованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни. Объект игры выбран с учетом интересов учащихся и требования современности. Сюжет разработан таким образом, чтобы в нем присутствовал динамизм и перспективы. При разработке содержания игры были поставлены игровые и учебные цели, определен объем необходимых знаний. На занятии реализованы принципы научности и новизны. Занятие носит практический характер и обеспечивает развитие познавательной деятельности, экологической сознательности и решение поставленных учебных задач. В результате дети обобщили знания по работе с разветвляющимися алгоритмами. Занятие было очень интересно школьникам и помогло в ненавязчивой игровой форме достичь поставленных нами целей.