Цели:
- Повторение определения логарифма, свойств логарифмов;
- Закрепление умений и навыков решения логарифмических уравнений;
- Воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы, ответственности за конечный результат.
Технологическая карта урока
№ | Учебная ситуация | Учебная задача | Содержание | Методы и средства | Ожидаемый рзультат |
1 | Организационный момент (1 мин) | Определить готовность учащихся к уроку, обеспечить нормальную обстановку в классе | Приветствие, показывающее уважение к учащимся | Доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса к работе, организация внимания | |
2 | Актуализация знаний (10 мин) | Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить учащихся к усвоению материала, сформировать мотивацию учащихся к его усвоению. | - повторение формул: определение
логарифма, свойств логарифмов. - показ практической значимости формул |
Фронтальный опрос, беседа, диктант с самопроверкой в классе. | Осознание цели урока, осмысление учащимися недостаточности знаний по данной теме и практической значимости материала. Активность познавательной деятельности учащихся на этом и других этапах урока. |
3 | Совершенствование ЗУНов (5 мин) | Закрепление знаний определения логарифма, свойств логарифмов, умения решать логарифмические уравнения. Добиться глубины понимания изученного материала. | Индивидуальная работа трех учащихся у доски (решение уравнений разноуровневого характера). Выполнение учащимися этих же уравнений на местах. | Беседа, самостоятельная работа, самоконтроль, разноуровневые задания. | Прочность и уверенное воспроизведение полученных знаний, умение решать логарифмические уравнения, применять свойства и определение логарифма. |
4 | Контроль знаний (18 мин) | Осуществить контроль ЗУНов учащихся по решению логарифмических уравнений. | Самостоятельное выполнение учащимися полученных заданий (с консультацией учителя для учеников с низкими и средними учебными возможностями) | Тестирование учащихся, контроль с помощью “лотерейного билета” | Правильное решение логарифмических уравнений (выясняется на следующем уроке) |
5 | Подведение итогов (6 мин) | Сообщить учащимся домашнее задание(разноуровневого характера), мотивировать учащихся на его выполнение. Подвести итог урока. | Оценивание знаний учащихся | беседа | Правильное выполнение домашнего задания всеми учащимися (выясняется на следующем уроке) |
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, умений и навыков по теме “Логарифмы”.
На партах у учащихся карточки разноуровневого характера (красные – для учащихся с высокими учебными возможностями, зеленые – для учащихся со средними возможностями, синие – со слабыми возможностями), “лотерейные билеты” с зашифрованными словами.
На доске записаны этапы проведения урока.
1 этап: “Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра” (Сенека)
2 этап: “Мало знать – надо уметь применять” (Гете).
3 этап: “Любишь кататься – люби и саночки возить”
На 1 этапе (“Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра”) предлагается заполнить пропуски в заданиях, написанных на доске:
Пусть любое действительное число.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Далее математический диктант на вычисление логарифмов с самопроверкой в классе:
Вычислить
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
После объявления второго этапа (“Мало знать – надо уметь применять”) учащимся открываются по очереди три уравнения. Учащиеся решают их у доски, объясняя всему классу.
Первое уравнение носит репродуктивный характер:
Его решает ученик со слабыми учебными возможностями.
Второе уравнение – более сложное – решает учащийся со средними учебными возможностями:
И третье уравнение - уравнение продуктивного характера – решает учащийся с высокими учебными возможностями:_
Затем учащимся предлагается самостоятельная работа – тестирование с помощью карточек разноуровневого характера (карточка №1-для учащихся с низкими учебными возможностями, карточка №2 – со средними, карточка №3 – с высокими). Решив уравнение, учащийся ищет номер правильного ответа в “лотерейном билете” и выписывает рядом с номером стоящую букву.
Лотерейный билет для карточек №1
1 в | 2 д | 3 м | 4 ф |
5 к | 6 а | 7 с | 8 б |
9 й | 10 ж | 11 д | 12 ю |
13 и | 14 п | 15 я | 16 е |
1 в | 2 у | 3 м | 4 т |
5 к | 6 а | 7 р | 8 б |
9 у | 10 ж | 11 п | 12 ю |
13 и | 14 д | 15 я | 16 е |
Лотерейный билет для карточек №2
1 в | 2 у | 3 м | 4 т |
5 к | 6 а | 7 р | 8 б |
9 у | 10 ж | 11 п | 12 ю |
13 и | 14 д | 15 я | 16 е |
Лотерейный билет для карточек №3
1 д | 2 в | 3 м | 4 ф |
5 к | 6 е | 7 й | 8 б |
9 с | 10 ж | 11 д | 12 ю |
13 и | 14 н | 15 я | 16 а |
Карточка №1
5 25
32
20 1,35
27
3
0,2 и -0,2 5
0,2
625
Карточка №2
3 -6
3 и -6
Нет корней
и 10
Корней нет 12
-13
5
0;3 3
0; 3; -3
1-3
Карточка №3
3 и -1 3
4
Нет корней
10 9
8
Нет корней
Корней нет 12
-12
5
0;3 3
0; 3; -3
1-3
В ходе выполнений заданий учащиеся расшифровывают слова:
1 карточка – “май”,
2 карточка – “труд”,
3 карточка – “весна”. Учитель поздравляет учащихся с праздником весны.
На 3-м этапе (“Любишь кататься – люби и саночки возить”) идет подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.
Вопросы к подведению итогов:
- Что мы сегодня повторяли?
- Определение логарифма.
- Основные приемы решений логарифмических уравнений.
Домашнее задание разноуровневого характера учащимся раздается на карточках. Там же описаны критерии оценивания домашнего задания: на оценку “3” - правильно выполнить 2 задания, на “4” - 3 задания, на “5” - все задания.