Понятие о местоимении как части речи

Разделы: Начальная школа


Цели:

I. Образовательные:

1. Познакомить учащихся с местоимениями и их ролью в нашей речи;

2. Учить осознанному употреблению местоимений в речи.

II. Развивающие:

1. Развивать у учащихся умение сравнивать и делать выводы.

2. Формировать коммуникативные качества и умение оценивать себя.

III. Воспитательные:

1. Воспитание личностных качеств: активности, аккуратности, доброжелательности.

2. Воспитание интереса к предмету.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения. Надеюсь, что на протяжении всего урока оно у вас не изменится.

– Садитесь.

– Откройте тетрадь, правильно положите её на столе.

– Прочитаем хором дату, записанную на доске.

Запишем:

(число, классная работа).

II. Актуализация опорных знаний.

а) Словарная работа

Л_мон, с_рока, ябл_к_, с_ница, м_тро, к_мыш.

(Слова записаны на доске)

– Посмотрите на записанные слова.

– Что вы мне можете о них сказать?

(Это словарные слова и имена существительные)

– Докажите, что это имя существительное?

– Вспомним их правописание.

(1 человек у доски вставляет буквы)

Проверка

(Дополнительный вопрос отвечающему:

Что такое имя существительное? Приведи примеры из данных слов)

– На какие группы можно разделить эти слова? (одушевленные и неодушевленные; по родам)

– Запишите эти слова по группам.

Проверка.

М.р. ж.р. ср.р.

Камыш Синица Яблоко
Лимон Сорока Метро

– Зачитайте одушевленные имена существительные. На какой вопрос они отвечают?

Кто? Синица, сорока.

-А теперь, зачитай неодушевленные имена существительные. На какой вопрос они отвечают?

Что? Камыш, лимон, яблоко, метро.

Используя словарные слова составим цепочку для чистописания.

б) Минутка чистописания.

1-й элемент – найдете в слове камыш. Буква, обозначающая гласный ударный звук. (Ы)

Показ буквы на доске учителем

2 элемент – отыщите в этом же слове. Это согласный, звонкий, твердый, непарный звук. Звук [м], буква м

Показ буквы на доске учителем

3 элемент – буква, обозначающая 2 звука, находящаяся в одном из слов. (Я)

Показ буквы на доске учителем

ы/ м/ я/

– Дальше пропишите еще 3 раза эти буквы.

– А теперь, используя эти элементы, составьте свои цепочки соединений.

– Только не забудьте про правильность соединений.

– Оцените свою работу.

(Рефлексия-оценка на полях)

III. Создание проблемной ситуации.

– А может быть, кто-нибудь, используя эти буквы, составил слова?

– Какие? (ямы, мы)

– Какой частью речи они являются? (Ямы – сущ., неодуш., мн. ч.)

– А “МЫ” – какая часть речи? (Местоимение).

– Что вы можете о ней сказать?

IV. Открытие новых знаний.

а) Постановка проблемы

Что мы будем изучать сегодня на уроке?

(Сегодня на уроке мы познакомимся с местоимением и узнаем о нем что-то новое, интересное)

– Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи – местоимением и постараемся ответить на следующие вопросы. (учитель открывает вопросы, записанные на доске)

– Прочитайте их

1. Что такое местоимение?

2. Почему оно получило такое название?

3. Какую роль местоимение играет в нашей речи?

б) Поиск решения.

– Представьте себе такую ситуацию. Вы находитесь дома, занимаетесь своими делами. И вот, в дверь раздался звонок. Вы подходите к двери и спрашиваете….? (Кто там)

– Что вам могут ответить? ( Мама, я, Таня….)

– Можете вы сразу дверь открыть? Почему? (не знаем кто это я)

– Кому вы можете дверь открыть? (очень близким людям).

– А если пришла сестра? Что она скажет? (Таня)

– или…? (я)

– А вместо какого слова она произнесла “Я”? (вместо имени)

– А если пришли мама с папой, что им достаточно сказать? (мы)

– Вместо каких слов они употребили “МЫ”? (вместо мама и папа)

А мама и папа – это? …. (имя сущ-ное)

– Вместо чего мы произносим слова “Я” и “МЫ”…. (вместо имени)

в) Особенности местоимений как части речи.

Наблюдение

Работа по учебнику.

1. С. 55, упр. 290.(устно)

Дети последовательно вставляют вместо точек слова: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. (Параллельно на доску выставляются карточки с этими местоимениями)

Вопросы после выполнения упражнения.

1. Какие слова мы вставляли вместо точек? Как они называются?

2. Вместо каких слов они употребляются?

г) Работа с правилом.

– Давайте наши с вами выводы, сравним с выводами в учебнике.

1. Чтение определения вслух.

2. Формулирование определения вслух.

– Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи?

– Какие части речи заменяют местоимения?

– А сейчас, я проверю вашу внимательность. (Учитель закрывает доску)

– Перечислите местоимения, которые вы запомнили.

д) Роль местоимений в речи

На доске предложения:

Лиса – хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток.

– У меня на доске записаны предложения.

– Прочитайте их.

– Что вы можете о них сказать?

– Что нужно сделать, чтобы 2-ое предложение стало “красивым”?

– Что такое “она”? (местоимение)

– Для чего мы употребляем в речи местоимения? (Чтобы не было в предложении повторений одного и того же имени существительного, чтобы речь была правильной, красивой)

Спишите эти предложения и обозначьте в них все изученные орфограммы.

V. Физминутка.

(Дети кладут голову на руки)

Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Потянулись, улыбнулись.

VI. Первичное закрепление изученного материала.

а) Игра “Да– нет”

– Поиграем в игру. Если услышите местоимение – хлопните в ладоши, другие части речи – присядьте.

1) яблоко, 2) она, 3) звонкий, 4) я, 5) читать, 6) мы, 7) океан, 8) он, 9) голова, 10) ты.

б) Самостоятельная работа (Разноуровневые карточки)

Уровень 1

Выпиши местоимения.

Да, она, ну, он, но, вы, обо, ух, я, ты, при, они, без, мы.

Уровень 2.

Вставь пропущенные местоимения.

1. В воскресенье … пришли в лес.

2. Деревья стояли в красивом снежном уборе. 3. … были украшены серебристым инеем. 4. … переливался всеми цветами радуги. 5. Неожиданно … увидел дятла. (Мы, они, он, я)

Уровень 3.

Составьте по карточкам несколько предложений, используя местоимения.

Проверка. (Фронтально проверяются карточки по уровням)

в) Микроитог:

– Почему мы используем в своей речи местоимения? (чтобы наша речь была правильной, красивой, чтобы не было повторов)

VII. Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

– С какой частью речи познакомились?

Вернемся к нашим вопросам.

1. Что такое местоимение?

2. Почему она получила такое название?

3. Какую роль играет местоимение в нашей речи?

– А теперь, я посмотрю, кто у нас был самым внимательным….

– Обратимся к минутке чистописания (ямы)

– Что мы увидели в этом слове? (спрятались 2 местоимения)

– Какую загадку можно составить?

(Какие 2 местоимения мешают движению на дорогах?)

– А теперь мысленно вспомните весь урок:

– Какие задания вам больше всего понравились?

– Какие – показались трудными?

– Отметьте на полях в тетради: если было легко, то поставьте “+”, если испытывали трудность, то “ -”

Дополнительное задание: вставь пропущенные местоимения, чтобы получились слова:

…корь (я)

Ка…ш (мы)

кана… (ты)

VIII. Домашнее задание.

– Откроем дневники, запишем домашнее задание

С. 63, упр. 2, С. 55, правило.