Цели:
- Повторить изученное правило: жи, ши пиши с гласной И.
- Закреплять умение видеть, слышать и применять правило на письме.
- Развивать орфографическую зоркость – умение видеть изученное правило в словах и применять его на практике.
- Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики.
- Развивать внимание, память, мышление – умение обобщать, сравнивать.
- Развивать речь: обобщение словаря учащихся, умение правильно излагать свои мысли.
- Развивать самостоятельность.
- Воспитывать организованность, умение работать сообща, помогая друг другу, и в должном темпе.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Доска:
Оборудование:
- Вывеска “Бюро находок”.
- Картинки к словам “машина”, “ежи”, “жираф”, “ножи”.
- Письмо от пиратов, запечатанное треугольником.
- 2 таблицы со словами на стенде.
- Картинка “Кораблик”.
- Таблички:
- Карты плавания – таблицы со слогами и сочетаниями букв.
- Карта необитаемого острова с 7 вёдрами с буквами И, Ы.
- Плакат “Живи для людей, поживут и люди для тебя”.
- Учебник Рамзаевой Т.А., 2-й класс.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
На меня все осмотрели.
– Урок русского языка. Открываем тетради… Что такое? А где же ваши тетради? И учебников нет! Что случилось? Ничего не понимаю! Что же делать?
II. Актуализация знаний.
– Кажется, я придумала, куда нам нужно обратиться, в “Бюро находок”. А вот и оно… Читаем хором вывеску (открывается заранее приготовленная и закрытая вывеска).
– Может быть, здесь знают, где нам найти наши тетради и учебники. Сначала выполним задание: на доске мы видим слова с пропущенными слогами. Какие слоги потерялись?
(По мере нахождения слогов приписываются розовым мелом.)
– Прочитайте получившиеся слова. Что между ними общего? (Орфограмма, ударение на второй слог)
– Найдите “лишнее” слово. (МАШИНА – ШИ, ЖИРАФ – ударная “А”, ЕЖИ – начинается на гласную).
– Объедините слова в две группы. (Одушевлённые – неодушевлённые, множественное число – единственное число, 2 согласных звука – 3 согласных звука (1 из них глухой)).
– Молодцы! И действительно ваши тетради находятся в “Бюро находок”. Вот они. (Раздаются).
III. Сообщение темы и целей урока.
– Давайте ещё раз повторим, какая орфограмма объединяет все слова на доске?
– Кто догадался, какая тема урока? (ЖИ – ШИ пиши с И).
– Что же мы будем делать на уроке? (Учиться видеть и слышать орфограмму в словах, применять правило при написании слов)
(На доске появляются таблички с темой и целью урока.)
IV. Пальчиковая гимнастика (подготовка к письму).
– В Бюро находок мне передали письмо. Давайте его прочитаем.
Мы захватили ваши учебники и не отдадим их. Вы никогда не научитесь грамотно писать.
Пираты с Острова Больших Неудач.
– Вот это да! Какие могут быть пираты в нашем городе, как они смогли пробраться в наш класс? Наверное, они приплыли на каком-то волшебном корабле. Давайте и мы, сделаем “лодочки” для нашего путешествия – приготовим наши руки для письма.
Лодочка
Две ладошки прижму |
(соединить лодочкой |
И по морю поплыву |
и выполнять волнообразные движения) |
Две ладошки, друзья, |
(показать ладошки) |
Это лодочка моя. |
(снова “лодочка”) |
Паруса подниму, |
(поднять, выпрямив, ладошки вверх) |
Синим морем поплыву |
(волнообразные движения рук |
А по бурным волнам |
вместе и попеременно) |
Плывут рыбки тут и там. |
V. Оформление тетради. Минутка чистописания.
– Лодочки в порядке. А вы готовы спасать свои учебники? Тогда в путь! Открываем тетради.
– Минутка чистописания (ЖИ ШИ ЖИ ЖИ ШИ ШИ …)
– Продолжи ряд, соблюдая закономерность.
VI. Повторение изученного правила.
– Ребята, давайте проверим, все ли лодочки плывут правильным курсом? А для этого вам понадобятся карты плавания. (Таблицы со слогами). На них вы видите различные сочетания букв. Красным карандашом обведите только сочетания ЖИ и ШИ. Первый слог я вам уже обвела. Задание понятно?
– Сколько сочетаний ШИ вы обвели? (4)
– Сколько сочетаний ЖИ вы обвели? (3) Молодцы!
– Все лодочки плывут правильным курсом, наверно, уже скоро мы приплывём на остров Больших Неудач, где находятся пираты с нашими учебниками. А пока мы плывём, можно поиграть. Игра называется “Угадай и запиши последнее слово”. Я читаю стихотворение, вы угадываете последнее слово, и мы все вместе записываем его в тетрадь.
Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
И понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка) (Подчеркнуть
орфограмму)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф)
Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин)
Лежебока – рыжий кот
Отлежал себе … (живот)
– Напомните, пожалуйста, с каким правилом мы сегодня работаем? Все вы знаете это правило. А … даже знает стихотворение с нашим правилом.
– Внимательно прослушайте стихотворение, постарайтесь запомнить слова с ЖИ и ШИ.
Как напишешь ЖИ и ШИ?
Мне решительно скажи!
Лужи, жимолость, ежи,
Мыши, лыжи, камыши,
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши! (9 слов)
– Запишем слова, которые вы запомнили, в тетрадь. (Коллективная работа)
Физкультминутка.
– Молодцы! Наш путь продолжается. Море спокойное, а вокруг рыб видимо – невидимо. Встаньте все на ножи, отдохнём немножко.
Рыбки плавали, ныряли (Движения как при плавании)
В чистой, тёпленькой воде (Перебирают пальчики)
То сожмутся, разожмутся, (Съёжился, выпрямил спину – грудь вперёд)
То зароются в песке. (Приседают в комочек)
VII. Упражнение на правописание слов с ЖИ и ШИ.
– Вот мы и приплыли на остров Больших неудач. Странно, но здесь никого нет. Где же пираты?
– Под пальмой что-то начерчено на песке, давайте скорее прочитаем.
(Снимается белый лист, под которым напечатано на доске:)
Вы умные и трудолюбивые. Вы победили. Учебники под пальмой.
Пираты.
– Ну что ж, ребята, сражаться ни с кем не пришлось. Оно и к лучшему. Зачем нам бои и сражения, ссоры и вражда? Гораздо лучше жить в мире и согласии друг с другом. А учебники вернулись к нам благодаря нашим знаниям. И это прекрасно! А нам пора обратно в класс. Но что такое? Я вижу, что в наши лодки просачивается вода. Как же нам спастись? Что делать? (может быть, кто-то из детей заметит на острове “вёдра”, предложит вычерпать воду вёдрами)
– Обратите внимание, что вёдра не простые, а с буквами. Вычерпывать воду мы будем, выполняя упр. 58 (с. 35, учебник Рамзаевой Т.А., 2-й класс)
- Читаем задание;
- Работу построим следующим образом:
- Читаем слово из учебника;
- 1 ученик выбирает “ведро” с нужной буквой, садится за парту, диктует слово, обозначает ударение.
– Писать надо быстро, аккуратно, без ошибок. Только тогда спасем наши лодки от затопления. Последние два слова запишите самостоятельно, подчеркните букву, поставьте ударение.
– На какие две группы можно разделить слова? (ЖИ – ШИ, слова-предметы – слова-действия, 2 слога – 3 слога)
– Какое слово лишнее? (лыжи – ударение на 1-й слог)
– Почему на острове остались неиспользованные вёдра? (с буквой Ы)
VIII. Дополнительная физкультминутка.
– Ну что ж, пусть они там и остаются, а мы с вами будем убирать воду из лодок, напевая весёлую песенку:
Нам пираты навредили, (Покачивания с
недовольным видом)
Дно у лодок просверлили (Вращения руками по
спирали вниз)
Вёдра с буквой И возьмём (“Выливание” воду за
борт)
И водицу уберём.
Дно починим, поплывём. (Руки согнуты в локтях,
вращения как вёслами)
Дно починим, поплывём.
Вот наш класс.
IX. Домашнее задание.
– Давайте прочитаем пословицу на стенде:
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
– Как вы её понимаете? (надо стараться помогать людям во всём, потом и люди нам помогут)
– Домашнее задание тоже будет связано с пословицами – упр. 55 (учебник Рамзаевой Т.А.,2 класс)
– Прочитайте задание. Объясните, что надо делать дома?
X. Заключительный этап.
Самостоятельная работа учащихся упр. 57 (запись предложений со словами на изученное правило).
XI. Итог урока.
– Итог урока подведёт …(имя ученика)
– Знаешь, как писать теперь?
Так ли думаешь? Проверь!
ШИ да ЖИ, ЖИ да ШИ
С буквой –И– пиши! (Прочитать слова со стенда)
Если так хотел писать,
Получай отметку … (пять)!
(В награду – конфеты, в названии которых слова с сочетанием ЖИ или ШИ.)