Глаголы-исключения

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с глаголами –исключениями и особенностями их спряжения.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Усвоить особенности изменения по числам и лицам глаголов-исключений;
  • Закрепить умение спрягать глаголы, распознавать спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределённой форме или по 3 лицу множественного лица
  • Формировать навык опознания глаголов-исключения, умения писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типа спряжения;
  • Развивать память, внимание, восприятие на слух, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
  • Продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать логическое мышление;

ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки (I и II), мультимедийная установка, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

Выражение, жёлтый, фантазия, обида.

Образуйте от данных слов однокоренные глаголы, запишите их в трёх

временных формах.

Поставьте ударение, отметьте орфограммы.

3. Постановка проблемы.

Выделите в неопределённой форме словарных слов глагольные суффиксы.

Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть глаголы?

Проверим ваши догадки.

Проспрягайте последний глагол (обидеть).

  ед.ч. мн.ч.
1 л. обижу обидим
2 л. обидишь обидите
3 л. обидит обидят

Выделите личные окончания.

О чём они говорят?

Какого же спряжения глагол “обидеть”?

4. Сообщение темы и цели урока (кадр 1).

Сегодня мы с вами познакомимся с необычными глаголами (их

называют глаголами – исключениями) и научимся определять спряжение

таких глаголов.

5. Знакомство с правилом (кадр 2)

Чтение правила на экране.

Почему же эти глаголы называются глаголами – исключениями?

Они являются исключениями из чего?

Физ. Пауза

6. Составление алгоритма (кадр 3).

Как определить спряжение глаголов?

На что в первую очередь надо обратить внимание?

Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется

спряжение?

А если окончание безударное ?

Алгоритм выглядит следующим образом:

7. Первичное закрепление.

1) Упражнение 262 (определение спряжения глаголов).

Образец рассуждения:

Глагол слышит.

  1. Ставим ударение. Окончание безударное.
  2. Является ли глаголом-исключением? Да.
  3. Это не брить и стелить, значит, глагол II спряжения.

Зрительная гимнастика

2) Игра “Эстафета”.

Команды получают карточки со словами:

Веять полоть клеить
Бороться колоть тащить
Брить стелить слышать
Топтать будить успокоить
Слышать держать видеть

Каждый игрок указывает спряжение глаголов и передаёт карточку

сидящему сзади. Побеждает команда, быстрее и грамотнее

выполнившая задание.

(Проверка с помощью сигнальных карточек.)

8. Повторение изученного.

Игра “Верь – не верю”.

Правильное высказывание отмечается знаком “+”, неправильное – “- ”.

  1. Глагол обозначает действие предмета.
  2. В предложении глаголы обычно являются подлежащими.
  3. Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопрос “ что делает?”
  4. В прошедшем времени глаголы изменяются по лицам и числам.
  5. Глаголы в неопределённой форме имеют только суффиксы “е” или “и”.

Ответы: + – + – -

9. Итог урока.

Какова была тема урока?

А проблема?

Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению?

Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению?

Они являются исключением из чего?

Что надо сделать, чтобы определить спряжение глагола?

Приложение