ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с глаголами –исключениями и особенностями их спряжения.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Усвоить особенности изменения по числам и лицам глаголов-исключений;
- Закрепить умение спрягать глаголы, распознавать спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределённой форме или по 3 лицу множественного лица
- Формировать навык опознания глаголов-исключения, умения писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типа спряжения;
- Развивать память, внимание, восприятие на слух, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
- Продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать логическое мышление;
ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки (I и II), мультимедийная установка, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Словарная работа.
Выражение, жёлтый, фантазия, обида.
Образуйте от данных слов однокоренные глаголы, запишите их в трёх
временных формах.
Поставьте ударение, отметьте орфограммы.
3. Постановка проблемы.
Выделите в неопределённой форме словарных слов глагольные суффиксы.
Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть глаголы?
Проверим ваши догадки.
Проспрягайте последний глагол (обидеть).
ед.ч. | мн.ч. | |
1 л. | обижу | обидим |
2 л. | обидишь | обидите |
3 л. | обидит | обидят |
Выделите личные окончания.
О чём они говорят?
Какого же спряжения глагол “обидеть”?
4. Сообщение темы и цели урока (кадр 1).
Сегодня мы с вами познакомимся с необычными глаголами (их
называют глаголами – исключениями) и научимся определять спряжение
таких глаголов.
5. Знакомство с правилом (кадр 2)
Чтение правила на экране.
Почему же эти глаголы называются глаголами – исключениями?
Они являются исключениями из чего?
Физ. Пауза
6. Составление алгоритма (кадр 3).
Как определить спряжение глаголов?
На что в первую очередь надо обратить внимание?
Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется
спряжение?
А если окончание безударное ?
Алгоритм выглядит следующим образом:
7. Первичное закрепление.
1) Упражнение 262 (определение спряжения глаголов).
Образец рассуждения:
Глагол слышит.
Зрительная гимнастика
2) Игра “Эстафета”.
Команды получают карточки со словами:
Веять | полоть | клеить |
Бороться | колоть | тащить |
Брить | стелить | слышать |
Топтать | будить | успокоить |
Слышать | держать | видеть |
Каждый игрок указывает спряжение глаголов и передаёт карточку
сидящему сзади. Побеждает команда, быстрее и грамотнее
выполнившая задание.
(Проверка с помощью сигнальных карточек.)
8. Повторение изученного.
Игра “Верь – не верю”.
Правильное высказывание отмечается знаком “+”, неправильное – “- ”.
- Глагол обозначает действие предмета.
- В предложении глаголы обычно являются подлежащими.
- Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопрос “ что делает?”
- В прошедшем времени глаголы изменяются по лицам и числам.
- Глаголы в неопределённой форме имеют только суффиксы “е” или “и”.
Ответы: + – + – -
9. Итог урока.
Какова была тема урока?
А проблема?
Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению?
Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению?
Они являются исключением из чего?
Что надо сделать, чтобы определить спряжение глагола?