Грамматические игры
Данные игры преследуют цели:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Большинство игр основаны на соревновании с обязательным подсчетом очков. Игры могут проводиться между учащимися по принципу индивидуального первенства или по командам.
The “If” Chain.
Учитель начинает с разговора о домашних животных: “This morning when I was going to school I saw a little stray kitten. It was sitting on the stairs and mewing pitifully. And I decided to take it home and now I have a pet at home. I am very happy.”
P1: I have a pet, too. I have a hamster.
P2: I have a dog. …etc.
Teacher: I read a story about a family who had a lion for a pet. And if I give you a lion cub, what will you do?
P3: If you give me a lion cub, I shall take it home.
Teacher: If you take it home…
P4: If I take it home, my mother will see it.
Teacher: If your mother sees it, she will cry.
P5: If my mother cries, our neighbours will hear her.
P6: If our neighbours hear her they will come to our flat.
P7: If our neighbours come to our flat they will cry, too.
P8: If the neighbours cry, the people in the street will come to see what has happened .
P9: If the people come to see what has happened, the lion will get frightened.
P10: If the lion gets frightened, it will run away.
P11: If the lion run away, I’ll run after him.
P12: If I run after him, the militiaman will stop me
P1: If he stops me, I will tell him about the lion cub.
P2: If I tell him about the lion cub, he will help me to catch it.
P3: If he helps me, I shall catch the cub.
P4: If I catch the cub, I shall take it at home
P5: If I take it home, I shall tell my mother not to cry.
P6: If my mother doesn’t cry, the lion cub will not run away.
P7: If the cub doesn’t run away, it will live with us and will be our pet.
Teacher: All is well that ends well.
The “When” Clause.
Учитель раздает заранее приготовленные два набора карточек- “А” и “Б”, которые раздаются участникам двух команд. Набор “А” содержит главные предложения, набор “Б” содержит придаточные предложения с союзом “when”.
Main Clauses |
“When” Clauses |
My pen- friend will answer my letter |
when we play three years together |
I shall learn the poem |
when I get only fives. |
I shall have my hair cut |
when the spring comes. |
The wall newspaper will be ready |
when I find the necessary postcards. |
The weather will be good |
when my teacher tells me to do so. |
I shall be pleased |
when I finish my composition. |
Our team will win |
when I write to her. |
Ребята команды “А” читают главные предложения. Команда “Б” подыскивает по смыслу соответствующие придаточные предложения, за каждую правильно подобранную фразу команда получает одно очко. За ошибку одно очко снимается. Когда все предложения будут прочитаны, команды меняются ролями.
Twenty questions (I spy with my little eye).
Условия игры в следующем. Ведущий (учитель или ученик) задумывает предмет, остальные ученики, задавая вопросы, должны отгадать его. Отгадывающие имеют право задать не долее 20 общих вопросов. Игра может иметь несколько вариантов.
Вариант “А”
Используются только предметы, находящиеся в классной комнате. Загадав предмет, ведущий начинает с присказки “I spy with my little eye something beginning with…” и далее называет первую букву задуманного слова, например “…beginning with D”.
Pupils |
Leader |
Is it a door? |
No, it is not. |
Is it a desk? |
No, it is not. |
Is it a doll? |
Yes, it is. |
Отгадавший получает очко и право загадать предмет.
Who is the last to finish the sentence?
Учитель пишет на доске простое предложение: “People go”. Теперь надо расширить предложение, не нарушив смысла и правил грамматики. Каждый добавляет по слову и стремится продолжить фразу, так как побеждает ученик, сказавший последнее слово. Учитель следит за тем, чтобы не было пауз.
Teacher: People go… One, two…
P1: People go to…
P2: People go to Scotland…
Teacher: One, two…
P3: Many people go to Scotland…
P4: In summer many people go to Scotland…
Teacher: One, two, three! You have won! One point to you!
I wish…
У учителя имеются карточки, на каждой карточке написано одно слово: a head- mistress, a poet, a musician, an actor, a writer, a mouse и т.д. Учитель каждому предлагает вытянуть карточку и задумать желание с написанным на ней словом. За каждое правильное предложение дается одно очко, два очка можно добавить за наиболее интересные и остроумные.
- I wish I were a head- mistress. If I were a head- mistress I would make a school garden.
- I wish I were a musician. If I were a musician I would compose a song.
- I wish I were an actor. If I were an actor I would play Hamlet.
- I wish I were a mouse. If I were a mouse I would run away and you wouldn’t notice that.
Who can make the statement richer?
Для проведения игры надо изготовить два набора карточек. Набор “А” содержит карточки с простыми законченными предложениями. Набор “Б” - карточки с причастными оборотами.
Команда получает карточки с главными предложениями, команда “Б” - карточки с причастными оборотами.
Набор “А” |
Набор “Б” |
We made a list of things… | Having sat down nearby… |
We put everything in the | Feeling I knew packing… |
middle on the floor… | Wishing to pack well and quickly… |
Harry and George were | Thinking about our future journey… |
looking at my work… | Having no experience… |
I had to open the bag… | Packing the baskets… |
I agreed that Harry and George | |
would pack the basket… | Being very tired… |
They broke the cups… | Having forgotten to pack the boots in… |
They packed the pies at bottom… |
Лексические игры
- Тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- Активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- Развивать речевую реакцию учащихся;
- Познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
How many pages?
Ученики должны отгадать количество страниц в книге. Учитель задает вопрос: “How many pages are there in the book?”
P1: There are three hundred and fifty.
Teacher: No, less.
P2: Three hundred.
Teacher: Less.
P3: Two hundred and fifty.
Teacher: More.
P4: Two hundred and eighty.
Teacher: That’s right.
Numbers line-up
Разделить класс на две команды. У всех карточки с цифрами. Ведущий командует: “Five hundred and forty”. Ученики поднимают свои карточки 5,4 и 0. Команда, построившая число первой получает одно очко. Числа могут быть и более сложными: четырех-, пятизначные т.д. Это зависит от уровня подготовки учащихся.
Memory game
Для игры необходимо определить круг лексики. Например, изучается текст “Географическое положение Великобритании”. В игре используются только географические названия, упомянутые в тексте. Называется первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если же кто забыл слово или перепутал порядок, выбывает из игры. Например:
Teacher: Great Britain…
P1: Great Britain, Scotland…
P2: Great Britain, Scotland, Denmark…и т.д.
Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки.
Geography
Правила игры несложны. Ученик называет страну или город. Следующий ученик должен сказать географическое название, которое бы начиналось с последней буквы предыдущего. Например: London- Newcastle-England- Denmark- Kentucky, и т.д. На придумывание слова следует отвести не более десяти секунд.
What colour is Misha’s shirt?
Это игра для развития наблюдательности. Учитель вызывает ученика и задает ему/ ей вопросы о его/её одноклассниках. Отвечая на вопросы, ученик не должен оглядываться, а должен отвечать по памяти. Например:
Teacher: Lena, come here and look at the board, don’t look at your friends. What colour is Misha’s shirt?
Lena: It’s black and brown.
Teacher: Nothing of the kind. It’s yellow. Kolya, what colour are Masha’s shoes?
Kolya: They are brown.
Teacher : Masha, show us your shoes. What colour are they?
Kolya: They are black.
Учитель может спросить про цвет ручек, карандашей, тетрадей, книг, домов напротив школы, листьев на деревьях, виднеющихся из окна класса, словом, все, что подскажет учителю его фантазия, может стать предметом этой игры.
I have a cat
Смысл игры состоит в том, чтобы ученики подобрали как можно больше прилагательных к одному слову. Например: What a wonderful day it is today! What do you think of it?
P1: Yes, it’s a real April day.
P2: It’s a bright day.
P3: It’s a happy day.
P4: It’s a long day. We have six lessons today.
P5: It’s a cheerful day.
P5: It’s a difficult day… и т.д.
“I have a cat.”
P1: It’s a black cat.
P2: It’s a smart cat.
P3: It’s a funny cat.
P4: It’s a fat cat… и т.д.
What kind?
Для проведения игры надо приготовить два набора карточек, Карточки “А” - существительные, каждая карточка набора “Б” содержит два прилагательных. Класс делится на две команды. Команда “Б” читает по очереди прилагательные, команда “А” должна немедленно назвать подходящее существительное. Примерный список прилагательных и существительных:
Набор “А” |
Набор “Б” |
mountains | grand, majestic |
soldier | brave, fearless |
river | calm, peaceful |
mother | loving, patient |
day | grey, rainy |
sea | vast, boundless |
deer | slender, graceful |
rhinoceros | clumsy, awkward |
bee | busy, buzzing |
cat | large, white |
stars | twinkling, distant |
rose | beautiful, fragrant |
kitten | playful, little |
girl | happy, joyful |
clouds | white, fleecy |
thunder | loud, roaring |
Речевые игры
Данные игры способствуют осуществлению следующих задач:
- Научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
- Научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;
- Обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.
Last word chain
Для начала игры любой ученик произносит первое предложение. Следующий ученик должен придумать предложение, которое бы начиналось с последнего слова предыдущего. Например:
P1: I like flowers.
P2: Flowers grow in summer.
P3: Summer is my favourite season.
P4: The season I like best is winter.
P5: Winter means cold.
P6: Cold days are pleasant… и т.д.