Развитие творческих способностей учащихся

Разделы: Начальная школа


И мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли.

Иоганнес Бехер

Не мыслями надобно учить, а учить мыслить.

Э.Кант

I.

Традиционно главной целью образования считалось приобретение глубоких, разносторонних и прочных знаний. Этой цели соответствовала ценностная ориентация на эрудицию, культ знаний. Затем произошел определенный сдвиг в ориентации, в круг образовательных ценностей попал весь процесс движения к знанию, то есть культ познания, а в цели образования, наряду с усвоением знаний, было включено развитие умения познавать, мыслить, “учить учиться”, воспитание разнообразных познавательных интересов и в то же время умения и стремления коллективно мыслить (сознание) и коллективно трудиться.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создать новое, оригинальное.

Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определенной корректировке и усовершенствовании. С этой точки зрения большой интерес представляют наметившиеся новые подходы к использованию познавательных задач как наиболее эффективного средства развития творческих способностей.

Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. Именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Современные школьники ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. И великолепным способом решения данной проблемы являются познавательные задачи, развивающие способности детей, задачи, которые вызывают повышенный интерес и готовность их решать.

Познавательные задания должны включить в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно предложить следующую модель урока, направленного на развитие творческих способностей как в системе специальных уроков развития, так и занятий по различным учебным предметам. Его структура может включать в себя 4 последовательных этапа:

  1. Разминка.
  2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения)
  3. Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач.
  4. Решение творческих заданий, рассчитанных на новые “повороты” при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные, непривычные комбинации с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях.

I этап

Разминка.

Перед началом разминки учитель дает установку такого содержания: “Ребята, вам будет предложена серия довольно простых вопросов. Однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе. Ваша задача: прослушав очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ.

Общая разминка.

  • Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной?
  • Стоят 2 барана. Один смотрит на юг, а другой на север. Видят ли они друг друга?
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и пять угрей. Сколько птиц ответь скорей?
  • Кто становится выше когда садиться?
  • Сколько всего ушей и лап у трех мышей и двух медвежат?
  • Какие 2 месяца в году, идущие один за другим, имеют по 31 дню?
  • Что легче килограмм ваты или килограмм железа?

Могут быть использованы и другие приемы проведения разминки. Во всех случаях каждый вариант решения оценивается учителем, обращается внимание на ошибки, неточности, вскрываются причины их возникновения.

К одной из разновидностей разминки можно отнести прием, позаимствованный из программ обучения – цифровой диктант. Если ребенок считает высказывание правильным, он должен молча поставить в тетради “1”, если нет – “0”. Ответы группируются в трехзначные числа, которые можно быстро проверить.

Цифровой диктант.

Я утверждаю, что:

  • 225 делится на 5 без остатка;
  • существительное “мозоль” - женского рода;
  • в пустыне есть растение – ковыль;
  • 888 можно разделить по полам так, чтобы ничего не осталосьж
  • следующее словосочетание звучит правильно в следующем написании “Нет носков и чулок”ж
  • вторая мировая война началась 21 июня 1941 годаж
  • кораллы – это растение;
  • белый медведь – животное тундры.

Итоговый ответ: 1, 1, 0, 1, 1, 1, 0, (и 0, и 1).

Пример простой репродуктивной задачи интегративного характера:

“Ребята, прочитайте цифры, обращая внимание на знаки препинания:

1, 2, 3,……4? 5! 6?! 7, 8, 9

А теперь устно сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро и рационально? (Ответ: 1+9, 2+8, 3+7, 4+6 и 5 в сумме дают 45). Умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? (100).

Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам. А как это звучит по-английски?

При выполнении творческих заданий учащиеся не должны иметь негативные оценки.

2 этап

Развитие психических механизмов как основа РТС.

Эти специальные задания, формирующие приемы рационального запоминания, тренирующие внимание, особенно произвольное, необходимо постоянно включать в уроки.

Тренируем зрительную память.

В течение всего лишь 3 секунд посмотрите на нарисованные фигуры, затем быстро закройте их и попытайтесь воспроизвести все это у себя в тетрадях в таком же порядке:

За эти же 3 секунды, оговоренные в первом условии, некоторым будет уже гораздо сложнее выполнять такое задание. Но есть и в таком случае своя подсказка – мнемонический прием. Для этого обозначим геометрические фигуры начальными буквами их названий (работа на рисунке).

В итоге получаем: ОТКОТПО – запомним это слово, и, когда фигуры будут закрыты, по этому кодовому слову легко можно воспроизвести этот ряд без ошибок.

Можно, заменив геометрические фигуры рисунками, получить такое упражнение:

№4 Посмотрите внимательно на пронумерованные слова. Ваша задача – запомните каждое слово и его порядковый номер. Времени 15 секунд.

  1. Парта
  2. Стол
  3. Окно
  4. Сосна
  1. Тетрадь
  2. Облако
  3. Пирог
  4. Ребенок

Закрыли эти слова.

А теперь посмотрите на те же самые слова, но расположенные в ином порядке, и поставьте рядом с каждым из них тот номер, под которым оно было записано выше.

Тетрадь – стол –
Сосна – парта -
Пирог – облако -
Окно - ребенок –

Проверьте правильность выполнения задания.

Продолжаем тренировку. Теперь вновь, не подглядывая в книгу, напишите напротив каждого номера еще раз то слово, которое ему соответствовало:

1. 5.

2. 6.

3. 7.

5. 8.

Развиваем слуховую память.

Но следует заметить, что при выполнении этого рода заданий необходимо работать в паре, группе.

№1. Ваш партнер медленно вслух читает предложенный ряд чисел. Ваша задача – запомнить их в том же порядке, а затем воспроизвести. Количество чисел в рядах должно постепенно увеличиваться, трудность запоминания соответственно возрастает, так что будьте предельно внимательны и сосредоточены.

А

7

5

11

9

20

   

Б

4

3

17

2

5

19

8

№2. Партнер вслух читает один раз следующие пары слов, которые вам предстоит запомнить.

Булка – мука

дерево - кора

Сестра – брат

свитер - нитки

Бутон – цветок

папа - сын

Вагон – рельсы

родители - дети

№3. Усложняем задание. Запоминаем тройки слов:

куб – квадрат – точка
писатель – сказка – поговорка
синий – белый – красный
точка – запятая – тире
мама – папа – сын
сын – друг – учитель

Тренируем внимание.

№1. Ваш партнер должен читать вам ряды слов, в каждом из которых повторяется какой-либо звук. Ваша задача – определить его:

дротик

кров

песок

мост

лимон

килька

батист

виски

носки

астра

мокасины

стриж

№2. А какие 2 звука повторяются в каждом из следующих рядов:

Книга

гора

ангел

грамота

Бокс

короб

забой

роба

№3. Перед вами римские и арабские цифры. Сосчитайте в уме отдельную сумму римских цифр и арабских. Ответ запиши.

Тренируем внимание и быстроту реакции.

№1. Как можно быстрее в каждом ряду подчеркните все цифры кратные той, которая обведена в кружок:

10, 18, 11, 15, 12, 14, 48, 21, 6, 23, 9, 36, 40, 30, 42

6

27, 7, 4, 9, 11, 13, 30, 14, 15, 6, 17, 9, 22

3

20, 17, 18, 5, 6, 3, 25, 32, 40, 51, 15, 42

5

№2. Читайте внимательно задания и пытайтесь правильно на них ответить (причем как можно быстрее). Первые буквы ответов выписывайте по порядку в строчку. Если вы все сделаете правильно, из этих букв у вас должно составиться предложение. Прочитайте его и ответьте на сформулированный в нем вопрос.

Вставьте пропущенные слова:

  1. Тимур и его …
  2. Мы ходим парой с девочкой по имени …
  3. … роща золотая.
  4. Добрый доктор … всех излечит, исцелит.
  5. … весело шагать по просторам.
  6. Иногда говорят, что … - лишний.
  7. Как аукнется, так и …
  8. Над седой … моря ветер тучи разгоняет.
  9. Не все …, что блестит.
  10. Белеет парус …
  11. Старый друг … новых двух.
  12. Держи … на макушке.
  13. На воре … горит.
  14. Не плачь, … атаманом будешь.
  15. Платок мне друг, но … дороже.

3 ЭТАП.

Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Это задания на нахождения закономерности, на нахождении принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений, задания на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению и т.д.№1. В какие группы можно объединить следующие слова:

шкаф, конфета, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, ваза, варенье.

По какому признаку можно объединить следующие числа:

121, 40, 31, 22.

(По сумме цифр, из которых они состоят – она = 4.)

2, 9, 20.

(По начальной букве.)

1, 5, 7.

(По количеству букв в слове.)

№2. В верхнем ряду каждого задания имеется слово в скобках. Оно образовано каким-то образом из 2-х, рядом стоящих. Вы должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобках нижнего ряда.

Слава (сапог) порог.

Плешь (…) надел.

Река (Вера) ров.

Писк (…) сад.

После ознакомления с приемами работы на доступных всем примерах наступает этап ввода более сложных задач. Например. Определите, по какому принципу объединены следующие, так непохожие друг на друга слова в одну группу:

Вата, сова, дрова, олива.

(Если во всех словах заменить букву “В” на “Ф” получатся новые полноценные слова – фата, софа, дрофа).

Сень, беда, корь.

(Прибавляем к каждому из них букву “Я” и получаем – ясень, ябеда, якорь).

Особое место следует отводить подбору таких заданий, которые имеют внешнее сходство при различном их содержании и способах решения, например, разгадайте такие внешние похожие ребусы:

1очка, 1бор, ш1а, па3от, ф1а, 2д, по2л.

(Одиночка, разбор, школа, патриот, фраза, парад, подвал).

На данном этапе можно включать вопросы и задания, требующие от учащихся высказываний интуитивного характера, догадки.

Например: 9+8=5.

С точки зрения математики это полный абсурд. Но все-таки следует подумать и попытаться сообразить, в какой ситуации 5 = 17. и догадка приходит, что это возможно на языке “часов”. (Так, если к 9 часам утра прибавить 8, получится 17 часов дня, а в разговорной речи – пять часов).

4 ЭТАП.

Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа.

Первый – это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной.

Второй – это задачи повышенной трудности интегративного характера.

Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение заданий из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

Пример творческого задания.

№1. Как пользуясь тремя карточками с цифрами 9, 2, 9 и используя 2 математических знака “+”, изобразить сумму 20?

(Ответ: 9+9+2=20).

После этого предлагается при тех же условиях изобразить сумму 14.

(Ответ: необходимо перевернуть 2 карточки “вверх ногами” - 6+2+6=14).

№2. Пример интегративного задания.

Задание, в котором необходимо будет применить и свой интеллект, и память, и сообразительность, и внимание, и умение быстро считать в уме.

Задания читаются партнером в достаточно быстром темпе, а вы считаете и записываете ответы на листочке.

  1. Порядковый номер октября в году умножьте на количество звуков в слове РЕКА.
  2. Количество букв в полном имени Лермонтова умножьте на 2ую цифру даты рождения А.С.Пушкина.
  3. Количество строк в сонете разделите на количество основных цветов в спектре радуги.
  4. От количества дождливых дней, приведших ко всемирному потопу отнимите общую сумму цифр года Бородинского сражения во время войны России с Наполеоном.
  5. К количеству лет капитана, входящих в название хорошо известного романа Ж.Верна прибавьте число, которое было на “медной бляшке” человека “в синей форменной фуражке” С.Михалкова.
  6. Число букв в названии самой полноводной реки в мире умножьте на количество человек, находившихся в лодке, не считая собаки в известном произведении Дж.Джерома.

А теперь пользуясь предлагаемым кодом, выпишите буквы в соответствии с порядком их следования в вопросах – у вас должно получится слово. Объясните, что оно обозначает.

2,

10,

42,

9,

50,

24,

2,

13,

30

Д

В

А

Ц

Ш

А

Р

М

А

Занятия ориентированные на развитие творческих способностей, не только оказывают положительное влияние на качество знаний и умений, но и приводит к определенным сдвигам в общем умственном развитии учащихся. Не всегда люди с высокими показателями умственного развития обладают хорошими творческими способностями, но обратная зависимость прослеживается более четко: человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению.

Известный американский психолог Д.Морисс писал:”Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых … если бы процессы, с которыми они связаны, - чувство удивления и любопытства, тягу к пробам, поискам и находкам – можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество”.