И мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли.
Иоганнес Бехер
Не мыслями надобно учить, а учить мыслить.
Э.Кант
I.
Традиционно главной целью образования считалось приобретение глубоких, разносторонних и прочных знаний. Этой цели соответствовала ценностная ориентация на эрудицию, культ знаний. Затем произошел определенный сдвиг в ориентации, в круг образовательных ценностей попал весь процесс движения к знанию, то есть культ познания, а в цели образования, наряду с усвоением знаний, было включено развитие умения познавать, мыслить, “учить учиться”, воспитание разнообразных познавательных интересов и в то же время умения и стремления коллективно мыслить (сознание) и коллективно трудиться.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.
Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создать новое, оригинальное.
Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определенной корректировке и усовершенствовании. С этой точки зрения большой интерес представляют наметившиеся новые подходы к использованию познавательных задач как наиболее эффективного средства развития творческих способностей.
Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. Именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Современные школьники ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. И великолепным способом решения данной проблемы являются познавательные задачи, развивающие способности детей, задачи, которые вызывают повышенный интерес и готовность их решать.
Познавательные задания должны включить в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно предложить следующую модель урока, направленного на развитие творческих способностей как в системе специальных уроков развития, так и занятий по различным учебным предметам. Его структура может включать в себя 4 последовательных этапа:
- Разминка.
- Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения)
- Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач.
- Решение творческих заданий, рассчитанных на новые “повороты” при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные, непривычные комбинации с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях.
I этап
Разминка.
Перед началом разминки учитель дает установку такого содержания: “Ребята, вам будет предложена серия довольно простых вопросов. Однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе. Ваша задача: прослушав очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ.
Общая разминка.
- Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной?
- Стоят 2 барана. Один смотрит на юг, а другой на север. Видят ли они друг друга?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и пять угрей. Сколько птиц ответь скорей?
- Кто становится выше когда садиться?
- Сколько всего ушей и лап у трех мышей и двух медвежат?
- Какие 2 месяца в году, идущие один за другим, имеют по 31 дню?
- Что легче килограмм ваты или килограмм железа?
Могут быть использованы и другие приемы проведения разминки. Во всех случаях каждый вариант решения оценивается учителем, обращается внимание на ошибки, неточности, вскрываются причины их возникновения.
К одной из разновидностей разминки можно отнести прием, позаимствованный из программ обучения – цифровой диктант. Если ребенок считает высказывание правильным, он должен молча поставить в тетради “1”, если нет – “0”. Ответы группируются в трехзначные числа, которые можно быстро проверить.
Цифровой диктант.
Я утверждаю, что:
- 225 делится на 5 без остатка;
- существительное “мозоль” - женского рода;
- в пустыне есть растение – ковыль;
- 888 можно разделить по полам так, чтобы ничего не осталосьж
- следующее словосочетание звучит правильно в следующем написании “Нет носков и чулок”ж
- вторая мировая война началась 21 июня 1941 годаж
- кораллы – это растение;
- белый медведь – животное тундры.
Итоговый ответ: 1, 1, 0, 1, 1, 1, 0, (и 0, и 1).
Пример простой репродуктивной задачи интегративного характера:
“Ребята, прочитайте цифры, обращая внимание на знаки препинания:
1, 2, 3,……4? 5! 6?! 7, 8, 9
А теперь устно сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро и рационально? (Ответ: 1+9, 2+8, 3+7, 4+6 и 5 в сумме дают 45). Умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? (100).
Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам. А как это звучит по-английски?
При выполнении творческих заданий учащиеся не должны иметь негативные оценки.
2 этап
Развитие психических механизмов как основа РТС.
Эти специальные задания, формирующие приемы рационального запоминания, тренирующие внимание, особенно произвольное, необходимо постоянно включать в уроки.
Тренируем зрительную память.
В течение всего лишь 3 секунд посмотрите на нарисованные фигуры, затем быстро закройте их и попытайтесь воспроизвести все это у себя в тетрадях в таком же порядке:
За эти же 3 секунды, оговоренные в первом условии, некоторым будет уже гораздо сложнее выполнять такое задание. Но есть и в таком случае своя подсказка – мнемонический прием. Для этого обозначим геометрические фигуры начальными буквами их названий (работа на рисунке).
В итоге получаем: ОТКОТПО – запомним это слово, и, когда фигуры будут закрыты, по этому кодовому слову легко можно воспроизвести этот ряд без ошибок.
Можно, заменив геометрические фигуры рисунками, получить такое упражнение:
№4 Посмотрите внимательно на пронумерованные слова. Ваша задача – запомните каждое слово и его порядковый номер. Времени 15 секунд.
|
|
Закрыли эти слова.
А теперь посмотрите на те же самые слова, но расположенные в ином порядке, и поставьте рядом с каждым из них тот номер, под которым оно было записано выше.
Тетрадь – стол –
Сосна – парта -
Пирог – облако -
Окно - ребенок –
Проверьте правильность выполнения задания.
Продолжаем тренировку. Теперь вновь, не подглядывая в книгу, напишите напротив каждого номера еще раз то слово, которое ему соответствовало:
1. 5.
2. 6.
3. 7.
5. 8.
Развиваем слуховую память.
Но следует заметить, что при выполнении этого рода заданий необходимо работать в паре, группе.
№1. Ваш партнер медленно вслух читает предложенный ряд чисел. Ваша задача – запомнить их в том же порядке, а затем воспроизвести. Количество чисел в рядах должно постепенно увеличиваться, трудность запоминания соответственно возрастает, так что будьте предельно внимательны и сосредоточены.
А |
7 |
5 |
11 |
9 |
20 |
||
Б |
4 |
3 |
17 |
2 |
5 |
19 |
8 |
№2. Партнер вслух читает один раз следующие пары слов, которые вам предстоит запомнить.
Булка – мука |
дерево - кора |
Сестра – брат |
свитер - нитки |
Бутон – цветок |
папа - сын |
Вагон – рельсы |
родители - дети |
№3. Усложняем задание. Запоминаем тройки слов:
куб – квадрат – точка
писатель – сказка – поговорка
синий – белый – красный
точка – запятая – тире
мама – папа – сын
сын – друг – учитель
Тренируем внимание.
№1. Ваш партнер должен читать вам ряды слов, в каждом из которых повторяется какой-либо звук. Ваша задача – определить его:
дротик |
кров |
песок |
мост |
лимон |
килька |
батист |
виски |
носки |
астра |
мокасины |
стриж |
№2. А какие 2 звука повторяются в каждом из следующих рядов:
Книга |
гора |
ангел |
грамота |
Бокс |
короб |
забой |
роба |
№3. Перед вами римские и арабские цифры. Сосчитайте в уме отдельную сумму римских цифр и арабских. Ответ запиши.
Тренируем внимание и быстроту реакции.
№1. Как можно быстрее в каждом ряду подчеркните все цифры кратные той, которая обведена в кружок:
10, 18, 11, 15, 12, 14, 48, 21, 6, 23, 9, 36, 40, 30, 42 |
6 |
27, 7, 4, 9, 11, 13, 30, 14, 15, 6, 17, 9, 22 |
3 |
20, 17, 18, 5, 6, 3, 25, 32, 40, 51, 15, 42 |
5 |
№2. Читайте внимательно задания и пытайтесь правильно на них ответить (причем как можно быстрее). Первые буквы ответов выписывайте по порядку в строчку. Если вы все сделаете правильно, из этих букв у вас должно составиться предложение. Прочитайте его и ответьте на сформулированный в нем вопрос.
Вставьте пропущенные слова:
- Тимур и его …
- Мы ходим парой с девочкой по имени …
- … роща золотая.
- Добрый доктор … всех излечит, исцелит.
- … весело шагать по просторам.
- Иногда говорят, что … - лишний.
- Как аукнется, так и …
- Над седой … моря ветер тучи разгоняет.
- Не все …, что блестит.
- Белеет парус …
- Старый друг … новых двух.
- Держи … на макушке.
- На воре … горит.
- Не плачь, … атаманом будешь.
- Платок мне друг, но … дороже.
3 ЭТАП.
Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Это задания на нахождения закономерности, на нахождении принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений, задания на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению и т.д.№1. В какие группы можно объединить следующие слова:
шкаф, конфета, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, ваза, варенье.
По какому признаку можно объединить следующие числа:
121, 40, 31, 22.
(По сумме цифр, из которых они состоят – она = 4.)
2, 9, 20.
(По начальной букве.)
1, 5, 7.
(По количеству букв в слове.)
№2. В верхнем ряду каждого задания имеется слово в скобках. Оно образовано каким-то образом из 2-х, рядом стоящих. Вы должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобках нижнего ряда.
Слава (сапог) порог.
Плешь (…) надел.
Река (Вера) ров.
Писк (…) сад.
После ознакомления с приемами работы на доступных всем примерах наступает этап ввода более сложных задач. Например. Определите, по какому принципу объединены следующие, так непохожие друг на друга слова в одну группу:
Вата, сова, дрова, олива.
(Если во всех словах заменить букву “В” на “Ф” получатся новые полноценные слова – фата, софа, дрофа).
Сень, беда, корь.
(Прибавляем к каждому из них букву “Я” и получаем – ясень, ябеда, якорь).
Особое место следует отводить подбору таких заданий, которые имеют внешнее сходство при различном их содержании и способах решения, например, разгадайте такие внешние похожие ребусы:
1очка, 1бор, ш1а, па3от, ф1а, 2д, по2л.
(Одиночка, разбор, школа, патриот, фраза, парад, подвал).
На данном этапе можно включать вопросы и задания, требующие от учащихся высказываний интуитивного характера, догадки.
Например: 9+8=5.
С точки зрения математики это полный абсурд. Но все-таки следует подумать и попытаться сообразить, в какой ситуации 5 = 17. и догадка приходит, что это возможно на языке “часов”. (Так, если к 9 часам утра прибавить 8, получится 17 часов дня, а в разговорной речи – пять часов).
4 ЭТАП.
Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа.
Первый – это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной.
Второй – это задачи повышенной трудности интегративного характера.
Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение заданий из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.
Пример творческого задания.
№1. Как пользуясь тремя карточками с цифрами 9, 2, 9 и используя 2 математических знака “+”, изобразить сумму 20?
(Ответ: 9+9+2=20).
После этого предлагается при тех же условиях изобразить сумму 14.
(Ответ: необходимо перевернуть 2 карточки “вверх ногами” - 6+2+6=14).
№2. Пример интегративного задания.
Задание, в котором необходимо будет применить и свой интеллект, и память, и сообразительность, и внимание, и умение быстро считать в уме.
Задания читаются партнером в достаточно быстром темпе, а вы считаете и записываете ответы на листочке.
- Порядковый номер октября в году умножьте на количество звуков в слове РЕКА.
- Количество букв в полном имени Лермонтова умножьте на 2ую цифру даты рождения А.С.Пушкина.
- Количество строк в сонете разделите на количество основных цветов в спектре радуги.
- От количества дождливых дней, приведших ко всемирному потопу отнимите общую сумму цифр года Бородинского сражения во время войны России с Наполеоном.
- К количеству лет капитана, входящих в название хорошо известного романа Ж.Верна прибавьте число, которое было на “медной бляшке” человека “в синей форменной фуражке” С.Михалкова.
- Число букв в названии самой полноводной реки в мире умножьте на количество человек, находившихся в лодке, не считая собаки в известном произведении Дж.Джерома.
А теперь пользуясь предлагаемым кодом, выпишите буквы в соответствии с порядком их следования в вопросах – у вас должно получится слово. Объясните, что оно обозначает.
2, |
10, |
42, |
9, |
50, |
24, |
2, |
13, |
30 |
Д |
В |
А |
Ц |
Ш |
А |
Р |
М |
А |
Занятия ориентированные на развитие творческих способностей, не только оказывают положительное влияние на качество знаний и умений, но и приводит к определенным сдвигам в общем умственном развитии учащихся. Не всегда люди с высокими показателями умственного развития обладают хорошими творческими способностями, но обратная зависимость прослеживается более четко: человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению.
Известный американский психолог Д.Морисс писал:”Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых … если бы процессы, с которыми они связаны, - чувство удивления и любопытства, тягу к пробам, поискам и находкам – можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество”.