Цели урока:
образовательные:
- углубить представления учащихся о жизни детей в далеком прошлом;
- развивать умение вчитываться в текст и анализировать язык рассказа;
- формировать умение правильно называть произведение;
- закреплять литературоведческие понятия, читательские умения: выделять голосом главную мысль произведения, наблюдать за тоном, темпом;
воспитательные:
- воспитание коллективных отношений (работа в парах, группах);
- развивающие: развитие интеллекта через память, речь, воображение.
I. Оргмомент
На доске Рисунок 1.
– Назовите тему урока.
– Что означает рубрика “Проверь себя”?
– Прочитайте план нашего урока
ПЛАН УРОКА:
- Перечитай
- Вспомни
- Докажи
- Сравни
(Выставка книг Л.Н. Толстого)
II. Повторение пройденного. (Рисунок 1)
– Что знаете о писателе Л.Н. Толстом? (факты из жизни, о его творчестве, какие писал рассказы, былины, сказки, научно-познавательные..)
– Докажите это из текста. (Ученик говорит: какой рассказ, какая страница, какой по счету абзац на этой странице)
III. Работа в группах.
– У вас на столах карточки. Переверните ее. Вам дается 1 минута, чтобы ее заполнить (обложку книги).
– Проверим
1 группа “Два брата”
2 группа “Лев и собачка”
3 группа “Белка и волк”
4 группа “Как боролся русский богатырь”
5 группа “Лебеди”
– Какие еще знаете произведения Л.Н. Толстого? (учащиеся перечисляют)
– Сравните мои модели (на доске) обложки с вашими (учитель перепутал заместителей жанров, учащиеся говорят, что неправильно, (каждый ученик говорит произведения своей группы), а учитель исправляет. (Приложение № 1)
– Свои модели соберите в книжку и приготовьте АННОТАЦИЮ
(учащиеся собрали книжку, в каждой группе скрепили листы, получилась книжка-малышка)
– Обсудите, кто будет выступать о книжке-малышке.
ПРОВЕРКА
1 группа.
– Мы выпустили книжку-малышку. Издательство: детская классная библиотека, г. Киселевск, школа № 27, 3 класс. Автор Л.Н. Толстой, сказка …, в ней рассказывается о людях …. Советую прочитать. Сделали книжку-малышку … (перечислить фамилии учащихся группы).
ФИЗМИНУТКА
– Когда вы читали произведения Л.Н. Толстого, то встречали в произведениях литературные слова.
– Кто правильно ответит, тот сядет (учитель показывает слова, написанные на карточках, учащиеся говорят, что оно означает)
IV. Работа в группах
(На карточках написаны цитаты)
– Прочтите и скажите из каких произведений эти строчки (обсуждение).
ПРОВЕРКА
(Ученик зачитывает цитату и говорит из какого произведения. По одной цитате от каждой группы.)
– Вам всем понравился какой-то рассказ, а именно какой отрывок?
– Прочтите этот отрывок и скажите: почему?
– Какой прием использует автор в произведении? (сравнение, олицетворение, др.)
(ОТВЕТ ученика после чтения):
– Мне понравился этот эпизод, в нем автор применяет прием ... .
– Зачем автор сравнивает?
– У нас в классе выставка книг автора. Здесь такие произведения… . Их можно взять в школьной библиотеке, городской, после прочтения, обменяются друг с другом.
V. Самостоятельная работа.
– До конца урока пять минут. Откройте тетрадь на стр. …. Выполните задания. На выполнение задания 2 минуты.
– Кто выполнил, закройте тетради.
– Оценки будут выставлены за выполнение заданий в тетради. В оценочной карте поставьте себе оценку.
VI. Итог урока.
– возьмите оценочную карту. (Приложение № 3)
– Я вас оценю и посмотрю вашу оценочную карту.
– Вернемся к плану урока. Скажите, когда мы перечитываем? (….)
– Когда вспоминаем? … Когда доказываем? А когда сравниваем?
На доске весь урок (Приложение № 4)