Интегрированный урок по музыке, литературе и экологии на тему "В чем сила музыки?". 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Тип урока: Углубление.

Цель урока: показать красоту музыки, единства текста и мелодии, соответствие музыки с ее жизненным содержанием.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Ввести новые понятия: а капелла, речевая декламация.
2. Научить детей слушать и услышать, что хотел композитор показать.
3. Расширить познания детей о животном мире.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к музыке, природе, животному миру.
2. Активизировать эмоциональный отклик на музыку.

Развивающие:

1. Развивать интерес к музыке, в частности к народной, чувства ритма.
2. Совершенствовать певческие навыки при исполнении песен с сопровождением и без сопровождения.

Музыкальный материал: 4-я часть концерта для смешанного хора “Лебедушка” “Увели нашу подружку” В.Н.Салманова, “Лебединая верность” Е.Мартынова, “Дорога добра” М.Минкова, слова Ю Энтина (из к/ф “Приключение Маленького Мука).

Ход урока

1. Музыкальное приветствие.

2. Беседа:

Загадка: Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

…Улетели лебеди с севера на юг.
И теряли лебеди белый, белый пух.
То ли пух лебяжий в воздухе блестит
То ли в окна наши белый снег летит.

Как вы поняли, речь сегодня на уроке пойдет о таких прекрасных птицах – как лебеди (показываю иллюстрацию лебедей). Если мы глубже заглянем в жизнь животного мира, то можем сказать, что лебеди очень умные и понятливые птицы, умеющие реагировать на обстоятельства, редко утрачивающие свойственные им пугливость и осторожность.

Лебеди обычно живут дружными семьями. Обе птицы одной пары необыкновенно привязаны друг к другу, и раз заключенный союз уже не прерывается всю жизнь. Не менее нежно родители относятся к своему потомству: самец хотя и не разделяет труда насиживания, но самым преданным образом оберегает самку и предупреждает ее о малейшей опасности.

Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно лебедям в благодарность юный Аполлон натянул впоследствии столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение.

А в царевне-Лебеди у Пушкина, в образе благороднейшей из птиц, выражено главное чудо Гвидонова царства – его прекрасная невеста. Наконец “Гадкий утенок” Андерсена –разве это не история мучительного восхождения к своей подлинной сущности – недосягаемо высокой, чуждой мелкой суете птичьего двора, и в то же время не надменной, не отчужденной, способной к страданию, к благодарности.

Искусство (это музыка, литература, изобразительное искусство) не просто изображает лебедя, но выражает возвышенно-загадочную сущность этой птицы, издавна занимавшей особое место в представлениях людей.

Недаром говорят в народе про красивую, статную девушку: “Плывет словно лебедь, лебединая шея”.

Сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется “Увели нашу подружку” Вадима Николаевича Салманова, который родился в 1932 году в Петербурге. Народный артист РСФСР 1972 г.. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции. В 1941-1945гг. – в рядах Советской Армии. С 1946 года преподаватель музыкального училища при Ленинградской консерватории. Особенное широкое признание получил хоровой концерт “Лебедушка” на народные тексты. Композитору удалось возродить традиционный жанр и наполнить его новым содержанием. В музыке Салманова органично претворены элементы русского фольклора.

Итак, слушаем 4 часть концерта для смешанного хора “Лебедушка” “Увели нашу подружку”, написанную на народные слова, о том, как увел лебедь из одной стаи в другую лебедушку, и как тоскливо стало без лебедушки в родной ее стаи.

– Кто исполняет это произведение? (хор, мужские голоса без сопровождения)

– Как называется пение без сопровождения? (а капелла)

– Были ли солисты? (был один солист-тенор)

– Как вы думаете, почему композитор в этом хоре написал партию для солиста?

– Что было необычного в исполнении? (большую часть сочинения хор не поет, а говорит, то тише, то громче, то вовсе шепотом, но всегда в определенном ритме.)

Такое исполнение называется – речевая декламация. Прием речевой декламации встречается в музыке довольно редко, чаще в современном исполнении.

– Есть ли в музыке изобразительные моменты? (да, гомон птиц, журчание воды)

– А что музыка выражает? (растревоженность лебединой стаи)

– Есть ли в музыке какие-либо контрасты? (громко-тихо, медленно-быстро, ярко контрастных мелодий нет, но есть постоянный контраст между шелестом основной массы хоровых голосов и широкой, русской, народного характера распевностью в партии солиста).

– В чем сила этой музыки? (в правдивости изображения)

– Как она воздействует на вас?

– С какой песней созвучно это произведение? (русской народной песней “Матушка, матушка …”)

Слушаем еще раз, чтобы глубже оценить правдивость и высокую художественность, с которой композитор воплотил свой замысел.

Существует древнее поверье, что лебедь поёт один раз в жизни – перед смертью (лебединая песнь, о том, что стая окружает умирающего лебедя и плывет вокруг него до последней минуты, о том, что когда умирает лебедушка, от тоски по ней умирает и лебедь.)

О лебединой верности, преданности друг другу Евгением Мартыновым поэтом, композитором, нашим современником, к сожалению рано ушедшего из жизни, написана замечательная песня, которая так и называется “Лебединая верность”, которую мы сейчас и послушаем в исполнении самого автора.

Слушаем песню “Лебединая верность” Е.Мартынова

Насколько музыка отображает содержание этих стихов? Вот вам еще один пример, показывающий, что воздействие музыки или сила музыки зависит от того , насколько она правдива, то есть насколько верно воплощает жизненное содержание и насколько совершенны выразительные средства, примененные композитором.

Дерево, трава и птицы
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя. (Д.Родонич)

Творческое задание: написать обращение к человечеству (делю класс на три группы (можно по рядам), раздаю каждой группе по ватману и маркеру)

Цель творческого задания: выявить для себя нашла ли отклик в душе ребят тема данного урока.

– Ребята, созвучны ли ваши обращения к людям с песней, выученной на прошлом уроке “Дорогою добра” М.Минкова, слова Ю Энтина (да, нет, почему?)

Исполнение песни “Дорогою добра”

Вывод: Музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей. Если музыка веселая – веселимся и мы, если грустная – мы грустим вместе с ней. И неслучайно французский философ А.Бергсон сказал: “Когда музыка плачет, с нею вместе плачет всё человечество, плачет вся природа”.

Обратите внимание: плачут именно все, то есть воздействие музыки признается как всеобщее, одинаково покоряющее всех. Поэтому, действительно музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь.

Закончить урок я хотела бы стихами великого английского поэта и драматурга У.Шекспира:

Нет на Земле живого существа,
Столь жесткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота…