Урок-игра "Клуб весёлых математиков (КВМ)"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать интерес к предмету, творческие способности;

  • воспитывать у учащихся умение работать в коллективе.

Ход урока-игры

Класс разбивается на 2 команды.

I. Введение в игру

Ведущий: Привет, друзья! Сегодня в классе
Большой и интересный день.
Мы приготовили веселый
Наш школьный праздник –

Дети (все вместе): КВМ!
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВМ играть!

Учитель: В нашей игре принимают участие две команды.

Напоминаю правила игры:

  • время на обсуждение 30 секунд или одна минута, в зависимости от задания;
  • ответы не выкрикивать, при готовности поднять сигнальную карточку;
  • если команда дала неправильный ответ, слово предоставляется соперникам.

II. Представление команд

Как нету на свете
Без ножек столов,
Как нету на свете
Без рожек козлов,
Котов без усов –
И без панцирей раков,
Так нет в математике
Действий без знаков.

/Стихотворение по-очереди читают представители двух команд/

Команда № 1 “Плюсы”

Мы – плюсы!
И этим мы гордимся.
Мы для сложения годимся,
Мы добрый знак соединенья,
И наше в том предназначенье.

Команда № 2 “Минусы”

Мы – минусы!
Мы – добрый знак
Ведь не со зла мы отнимаем,
А свою роль лишь выполняем.

Команда “Плюсы”

Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье
Не получится сложенья!

Команда “Минусы”

Вычитаем! Начинаем
Изо всех ручьев и рек
Вычитать и лед, и снег,
Если вычесть снег и лед,
Будет птичий перелет.
Сложим солнышко с дождем
И немножко подождем…
И получим травы.
Разве мы не правы?
Чтоб работать быстро и ловко
Нам нужна для ума тренировка.

Учитель: Итак, уважаемые команды, разминка. На каждое задание дается по 30 секунд. По окончании работу нужно сдать членам жюри на проверку.

/У учащихся на столах лежат листочки с заданиями. Формулировку задания читает учитель. Команды получают одинаковые задания/

Возьмите карточку № 1.

Решив необычные примеры, вы сможете прочитать пословицу.

Карточка № 1

1 команда

Знамя – мя + нить – ть + е = /знание/
Лучи – и + шея – я + е = /лучшее/
Богатырь – ырь + ствол – л = /богатство/

/Ответ: Знание – лучшее богатство/

2 команда

Ученый – ый + омлет – лет + уж – ж = /ученому/
Везение – ение + дом – ом + еда – да = /везде/
Доска – ска + роза – за + газета – зета = /дорога/

/Ответ: Ученому везде дорога/

Учитель: Ну, а теперь проверим домашнее задание. Каждая команда должна была найти и выучить как можно больше пословиц, в которых идет речь о числах. Приготовились. Итак, внимание конкурс “Бой пословиц”!

Карточка № 2

Разгадайте загадки и запишите ответы.

Первые буквы правильных ответов вписать в клетки.

Учитель: Мы продолжаем осваивать математические просторы и следующая карточка № 3. Узнав закономерность, продолжите каждый ряд на 4 числа.

3,4,6,9,13… /18,24,31,39/

2,19,3,18,4,17… /5,16,6,15/

2,3,5,8,13… /21,34,55,89/

Карточка № 4

Даны числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Что больше: их сумма или произведение? /сумма, произведение равно 0/.

Блиц-турнир /команды отвечают по очереди, на каждую задачу – 30 секунд/.

  1. На столе стояло 5 стаканов с ягодами, Вова съел ягоды из одного стакана. Сколько стаканов на столе? /5 стаканов/
  2. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? /два/
  3. Эльдар записал в тетради число 54 и цифру 5 зачеркнул. На сколько уменьшилось число?
  4. У квадрата отрезали один угол. Как можно назвать полученную фигуру? /пятиугольник/
  5. Трое друзей поехали на дачу в поезде. Дорога заняла 6 часов. Сколько часов ехал каждый? /6 часов/
  6. Каждую головку сыра разрезали пополам. Сколько было головок сыра, если получилось 6 половинок?
  7. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? /двое/
  8. Алла – дочь Марии, а Мария – дочь Арины. Кем приходится Алла Арине? /внучкой/

Подведение итогов разминки

Учитель: Наши команды – достойные соперники и приготовили свои задания.

/Представители команд зачитывают свои задания друг другу./

Учитель: А теперь нас ждет математическая рыбалка; выиграет та команда, которая лучше всех знает таблицу умножения.

/Из бумаги вырезаются рыбки, к тыльной стороне которых скрепками прикрепляются карточки с примерами. Игра проходит в виде эстафеты. У детей удочки с магнитными “поплавками”. Дети бегут к рыбкам, вытаскивают по 1 и, решив пример, каждая команда складывает в свое ведро. Последним бежит капитан, забирает весь улов и приносит жюри. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок решила все примеры./

Учитель: Молодцы, ребята! Вы показали хорошее знание таблицы умножения.

Ученик: И таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права,
Чтоб не случилось в мире,
А все же будет 2 х 2
По прежнему – 4.

Учащиеся исполняют песню “Дважды два четыре” /сл. Пляцковского М., муз. Шаинского В./

ПРИПЕВ: Дважды два – четыре, дважды два – четыре –
Это всем известно в целом мире.
Дважды два – четыре, дважды два – четыре –
Это всем известно в целом мире.
Дважды два – четыре, дважды два – четыре,
А не три, а не пять – это надо знать.
Дважды два – четыре, дважды два – четыре,
А не шесть, а не семь – это ясно всем.

1. Трижды три навеки девять,
Ничего тут не поделать,
И не трудно сосчитать
Сколько будет пятью пять –
Пятью пять – двадцать пять,
Пятью пять – двадцать пять –
Совершенно верно.

2. У кого друзья ни спросим
Шестью восемь – сорок восемь,
Шестью шесть, прошу учесть,
Неизменно тридцать шесть.
Шестью шесть – тридцать шесть.
Шестью шесть – тридцать шесть
Совершенно верно.

Инсценировка стихотворения Б.Заходера “Пошел Сережа в первый класс”.

Пошел Сережа в первый класс.
С Сережей не шути!
Считать умеет он у нас
Почти до десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:
– Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь на пари –
Я доказать могу всегда
Что их не два, а три!
Считаем вместе:
Вот один, а вот и два, смотри!
Один да два – закончил сын, –
Как раз и будет три!
– Вот молодец! – сказал, отец. –
И в самом деле три!
И потому я два возьму,
А третий ты бери!

Учитель: А теперь посмотрим насколько внимательны и хорошо считают наши команды.

Конкурс “Кто быстрее сосчитает до 30?”

По одному игроку из команды выходят к таблицам. Они должны считать вслух и одновременно показывать называемые цифры. Побеждает тот, кто быстрее и точнее покажет все числа.

1 команда            2 команда

Конкурс капитанов

1 Конкурс. Перед вами три пустые карточки:

В течение 10 секунд запомните расположение кружочков в трех квадратах, а затем воспроизведите их в пустых квадратах.

2 Конкурс Логические задачи.

  1. Ване надо встать завтра утром в 9ч. Вечером в 6ч. он завел будильник на 9ч. и лег спать. Через какое время его разбудит будильник? /Будильник зазвонит в 9 ч. вечера, т.о., он разбудит Ваню через 3 часа./
  2. Незнайка решил прогуляться и пошел по левому берегу ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел этот ручей. На левом или правом берегу ручья он оказался?
  3. В 2 часа дня в Москве шел дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10 часов? /Нет, т.к. через 10 часов будет 12 часов ночи, а солнца в это время не бывает./

Конкурс болельщиков

Во время последнего тура конкурса капитанов проводится конкурс болельщиков.

1) Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нем
И пишут они и считают,
Читают, творят и мечтают. /Школа/

2) Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. /Цифры/

3) Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. /Девятка/

4) Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик. /Ноль/

5) Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. /Стулья/

6) Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. /Циркуль/

7) Я люблю прямоту, и сама прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.  /Линейка/

8) Кулик не велик,
Да целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. /Школьный звонок/

Конкурс для команд

1. Математический кроссворд.

Разгадав кроссворд, вы получите слово, ради которого мы сегодня здесь собрались.

  1. Один из компонентов вычитания /уменьшаемое/.
  2. Число, состоящее из ста десятков /тысяча/.
  3. Мера измерения жидкости: один… /литр/.
  4. Линия, ограниченная с двух сторон /отрезок/.
  5. Сумма длин всех сторон – это… /периметр/.
  6. Геометрическая фигура, у которой все 4 стороны равны /квадрат/.
  7. 24 часа – это одни… /сутки/.
  8. Один из компонентов деления /делитель/.
  9. 100 лет – один… /век/.
  10. Что измеряют в квадратных единицах измерения /площадь/.

2. Таблица и лица

Вот забавная таблица,
На таблице только лица.
Повнимательней взгляни:
Очень строгому закону
Подчиняются они.
Присмотрись, довольно просто
До конца распутать нить,
И лицо, где знак вопроса, –
Поразмыслив, начертить.

3. Семь утят в пруду все время ссорятся. Как разделить утят тремя линиями, чтобы прекратить ссоры?

Учитель: Итак, время подводить итоги. Этим займется наше жюри. Команды работали очень хорошо. Ну, а кто сегодня победитель, мы узнаем через несколько минут. Пока жюри подводит итог, учащиеся инсценируют стихотворение Б. Заходера “Вредный кот”.

Объявление результатов.

Учитель: Надеюсь, что это время вы провели не только весело, с пользой для себя, и поняли, что математика не простая наука.

I ученик: И прекрасна и сильна
Математика – страна

II ученик: Здесь везде кипит работа,
Все подсчитывают что-то.

III ученик: Сколько печкам угля надо?
А детишкам шоколада?

IV ученик: Сколько звезд на небесах?
А веснушек на носах?
Без счета не будет на улице света,
Без счета не может подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Вот для этого нужна МАТЕМАТИКА!

Учащиеся исполняют песню “Раз, два, три…” /сл. Панина, муз. А.Варламова/

1. Нас с детства учили по пальцам считать,
Нас с детства учили задачки решать.
И мы на родителей страшно сердились,
Но годы прошли, мы всему научились.

ПРИПЕВ: Мы поем сейчас для вас – это раз,
Этой песенки слова – это два,
От зари и до зари – это три;
На природе и в квартире,
Раз и два, и три четыре,
Нам не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.

2. Нам с детства твердили: “Учись, не ленись!”
Нам с детства бубнили: “Пойдет на всю жизнь!”
Но годы прошли, знанья нам пригодились,
На взрослых напрасно, мы видно, сердились.

3. А мы ведь любили по пальцам считать,
А мы ведь любили читать и писать.
Но взрослым об этом мы не говорили,
Какими мы глупыми все-таки были.

Все: Спасибо за внимание.
Игра окончена, до свидания!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 1993;
  2. Дмитриева О.Д., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике 2 кл. – М.: Вако 2004г., Ярославль;
  3. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение 1972;
  4. Едуш О.Ю., Угроватова Т.Ю. Математика 5 кл. “Подсказки на каждый день” I полуг. – М.: Владос 1998;
  5. Казанцева Я.Ю. Математика с улыбкой. “Академия развития” 1998;
  6. Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. – СПб 2006;
  7. Фефилов Е.П., Гараева Я.Ш. Поурочное планирование по математике 2 кл. – М.: Вако 2005.