Задачи.
- Способствовать формированию навыков правильного произношения звука [л] в слогах, слова, словосочетаниях.
- Развитие фонематического восприятия при помощи упражнений при определении места звука в слове, воспроизведении ряда слогов.
- Расширение активного словаря посредством уточнения значений отдельных слов и введения новых слов
- Воспитание гостеприимства.
- Воспитание мотивации учения.
Ход занятия
1. Оргмомент.
- Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости.
2. Ввод в познавательную деятельность.
- Ты любишь ходить в гости?
- Зачем люди ходят в гости?
- А к тебе приходят гости?
- Сегодня мы встречаем гостей?
3. Артикуляционная гимнастика.
- Сначала мы должны подготовиться к приходу гостей. Убраться в квартире, сделать нужные покупки.
Приступаем.
- «Улыбочка- бублик- трубочка»
- «Иголочка»
- «Часики»
- «Качельки»
- «Вкусное варенье»
- «Змея»
- «Маляр»
- «Чистим Зубы»
- «Футбол»
- «Блинчик- иголочка».
4. Постановка темы и целей.
- На сегодняшнем занятии мы продолжим учиться правильно говорить звук [л].
5. Характеристика звука [л]
- Расскажи про артикуляцию.
- Губы
- Зубы
- Язык
- Воздушная струя
ИЗОЛИРОВАННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА [л].
- Преграда есть? Значит он …
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Выбери кружочек.
- Скажи столько раз звук [л], сколько услышишь сигналов.
- Угадай, какую цифру я написала, и произнеси столько же звуков [л].
7. Фонемоминутка
- Покажи на полосочке место звука [л].
СВЁКЛА, ЯБЛОКО, ЛУК.
Послушай еще раз, какое слово лишнее?
МОЛОКО, ЛАПША, МАСЛО
Какое слово лишнее?
8. Работа со слогом.
- Мы вернулись домой. Включили веселую музыку. И начали подпевать.
ЛА- ЛЫ- ЛО
ЛУ- ЛА- ЛЫ
ЛЭ- ЛУ- ЛА
ЛО- ЛЫ- ЛУ
9. Автоматизация звука [л] в словах
- Гостей мы будем принимать за … (картинка =столом)
- Чего нам еще не хватает? (стула)
- Накрываем стол скатертью.
- Теперь нам надо расставить посуду. Выбери посуду со звуком [л].
Сахарница, вазочка, ложки, вилки, тарелки, молочник, чашки, чайник.
Развитие пространственной ориентировки. Поставь ЗА, МЕЖДУ,ОКОЛО.
- Что это? (салфетки)
- Какого они цвета?(белого)
БЕЛЫЕ САЛФЕТКИ
- Посчитай сколько их?
- Салфетки нам нужны для сервировки стола.
- Выбери угощения со звуком [л].
ВАРЕНЬЕ, ПЕЧЕНЬЕ, БУЛОЧКИ, ХАЛВА, КОЛБАСА, МАСЛО, МОЛОКО, СЛОЙКА, КОНФЕТЫ
10. Автоматизация звука [л] в словосочетаниях.
- Потрогай какое молоко?(холодное молоко)
- Какого цвета масло?(желтое масло)
- Бывает колбаса тонкая, а это … (толстая колбаса)
- Дифференциация понятий «булочка и слойка»
- Попробуй, какая халва на вкус?(сладкая халва). Халву еще можно назвать лакомством. Так называют сласти, сладкие лакомые блюда. А что еще здесь можно назвать лакомством? Конфеты.
- Выберите конфеты, в названиях которых есть звук [л].
11. Работа с буквой.
- Выложи печатную букву Л из конфет
12. Выход в связную речь.
У нас все готово. Давай пригласим гостей. Как можно позвать в госмти?(по телефону, лично позвать)
- Можно отправить по почте приглашение. Давай его сделаем.
Дидактическая игра «Собери слово» ПРИГЛАШЕНИЕ
- Выбери цветок для украшения открытки.
РОЗА,ГЕОРГИН,ГЛАДИОЛУС
- Сколько звуков в слове «Гладиолус»?
- Прочитай предложение, исправь ошибки
- РИГЛАШАЕМ В ПОЛДЕН- НА ВЕСЕЛЫЕ ПОСИДЕЛКИ
Что такое полдень? (12 часов. Значит прошла половина дня.)
А что такое посиделки? (Так в старину назывался сбор молодежи, где они пели, танцевали, ели сладости)
Мы готовы. Приглашай гостей. (Зачитать приглашение)
13. Итог.
Наше занятие подошло к концу. Чему мы учились на занятии?
- На следующих занятиях мы продолжим учиться правильно говорить звук [л].
Тема. Безударная гласная в корне слова.
Задачи:
- Способствовать развитию и уточнению навыков проверки безударной гласной в корне.
- Совершенствовать работу по уточнению и активизации словарного запаса, семантике слов.
- Продолжать работу по совершенствованию навыков самоконтроля.
- Формировать навыки общения в гостях, дома.
Средства обучения:
- оформленная доска,
- словарь С.И. Ожегова,
- схема-опора.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжим тему прошлого занятия.
- На доске висит схема- опора о безударной гласной
- Кто скажет, какая тема сегодняшнего занятия?
(рассказать, как пользоваться этой схемой)
- Хотите узнать, к какому слову мы будем подбирать проверочные слова?
II. Работа по теме.
a. На доске записано слово с пропущенными буквами. Вставить нужные буквы, прочитать и объяснить значение.
Г..СТ..ПР....МСТВ..
(семантику и правописание слова уточнить в словаре)
- Подобрать проверочное слово, выделить корень в слове.
(гость)
- Когда мы говорим о гостеприимстве, речь идет о хозяевах или гостях? (хозяевах)
b. Образование словосочетаний.
Образовать наречия от существительных, затем прилагательные.
- Как хозяйка может принимать гостей?
(С душой – душевно
С радостью – радостно
С хлебом, солью – хлебосольно)
- Какая хозяйка? (гостеприимная)
- Хозяин? (гостеприимный)
- Семейство? (гостеприимное)
(в родственных словах выделять корень, называть безударную гласную)
c. Подбор слов с безударной гласной к слову гость.
- Что поставит на стол гостеприимная хозяйка?
(угощение, гостинец)
- Как она может ласково назвать гостей?
(гостюшка, гостек, гостенек)
- Как называется комната, в которой принимают гостей?
(гостиная, гостевая комната)
- Что будет делать хозяйка? (угощать)
- А гость? (угощаться)
- Что еще может делать гость?
(гостить, гостевать, погостить, загоститься)
- Какие это части речи? (глаголы)
- Как называются все эти слова?
(родственные слова с безударной гласной в корне)
III. Динамическая пауза
Кинезиологические упражнения на тему «Гости»
IV. Закрепление материала
a. Для объяснения правила написания безударной гласной, использовать схему- опору.
- Записать все слова- глаголы, которые запомнили
(проверка задания, объяснение каждым учеником выполненных действий с помощью опоры.
b. С одним из этих слов составить и записать предложение, используя также слово ДОМ.
(К нам в дом приехал погостить долгожданный родственник)
V. Итог:
- Зачем использовалась схема- опора?
- какие интересные слова о доме, о гостях вы узнали?
- Спасибо, занятие окончено.
Литература
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. – М, Школа- Пресс, 1994
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, Просвещение, 1991
- Ефименкова Л.Н. , Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М, Просвещение, 1972
- Садовникова И.Н. нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва, Владос, 1995
- Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. Мигус,