Основные понятия: компьютер, электричество, техника безопасности, клавиатура, мышь, рабочий стол.
Практическая работа: изучение правил техники безопасности, упражнения на предупреждение утомляемости, развивающие компьютерные игры.
Тема 1. Манипулятор типа мышь. Основные приемы работы. Знакомство с устройством манипулятора типа мышь. Назначение левой и правой кнопки мыши. Приемы работы с мышью.
Основные понятия: компьютер, монитор, клавиатура, мышь, левая, правая кнопка.
Практическая работа: упражнения на овладение навыками управления манипулятором.
Тема 2. Графический редактор Paint. Понятие компьютерной графики. Окно программы и его активация. Панель инструментов и приемы работы с инструментами, палитра. Использование графических примитивов.
Основные понятия: графика, раскраска, графический редактор, окно программы, панель инструментов, палитра цветов, курсор.
Практическая работа: Графика (собрать картинку). Раскраска (раскрашивание рисунков). Освоение режимов работы графического редактора.
Тема 3. Игровые (обучающие и развивающие) программы. Знакомство с понятиями: компьютерная игра, конструирование, сопоставление, множество. Приемы конструирования и сопоставления. Правила и приемы компьютерной игры.
Основные понятия: конструирование, сопоставление, множества, компьютерная игра.
Практическая работа: Мир информатики - 1,2 год (Конструирование. Сопоставление. Множества.). Компьютерные игры.
Тема 4. Текстовый редактор Блокнот. Буквенно-цифровая клавиатура. Понятие: текстовый редактор, текстовый редактор Блокнот. Окно программы. Работа в текстовом редакторе Блокнот. Элементарные навыки набора и редактирования текстового документа.
Основные понятия: текстовый редактор, окно программы, основные элементы окна, клавиатура, мышь, курсор.
Практическая работа: Выполнение заданий клавиатурного тренажера. Работа в текстовом редакторе Блокнот. Освоение элементарных приемов создания и редактирования текстовых документов.
Итоговое занятие. Повторение и обобщение основных моментов курса. Анализ зачетных работ.
Основные понятия: компьютер, электричество, клавиатура, мышь, графический редактор, текстовый редактор, окно программы, текстовое меню, панель инструментов, палитра цветов, курсор, компьютерная игра.
Практическая работа: защита зачетного задания
№ | тема | часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2 | Тема 1. Манипулятор типа мышь. Основные приемы работы. | 5 | 1 | 4 |
3 | Тема 2. Графический редактор Paint. | 8 | 2 | 6 |
4 | Тема 3. Игровые (обучающие и развивающие) программы: | 8 | 2 | 6 |
5 | Тема 3. Текстовый редактор Блокнот. | 5 | 1 | 4 |
6 | Зачетное занятие | 1 | 1 | |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 30 | 7 | 23 |
Введение. Техника безопасности.
Цели:
изучение правил техники безопасности и правил работы за компьютером
_____________________________________________________________
Основные понятия: компьютер, электричество, техника безопасности, клавиатура, мышь, рабочий стол.
Рекомендовано на первом занятии: знакомство с кабинетом ИКТ, техникой безопасности, правилами поведения в кабинете ИКТ, архитектурой ПК.
Ход занятия:
Актуализация опорных знаний
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.
Что такое компьютер? Внешняя архитектура ЭВМ.
Что такое рабочий стол? Основные элементы рабочего стола.
Порядок включения и выключения компьютера.
Примерное содержание:
Техника безопасности.
Назначение основных составных частей ПК
Внешняя архитектура компьютера
Рабочий стол:
На втором занятии рекомендуется организовать практическую работу: повторение - проговор правил техники безопасности; упражнения на предупреждение утомляемости (физминутки на основе СанПин); развивающие компьютерные игры (ЦОР “Мир информатики. 1 год обучения. Раздел “Компьютер”, тема: Правила поведения в кабинете информатики. Компьютер и его основные устройства).
Рекомендуемые домашние задания: Под руководством родителей изучить страницы РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по теме “Техника безопасного поведения”, “Состав компьютера”, “Рабочий стол” и выполнить предложенные задания по теме: “Столица планеты”, задание на внимание упражнений для рук.
Задание:
Разберитесь поскорее,
Где же все же чья же шея?
Где же чья же голова?
Начинайте с цифры 2.
Тема 1. Манипулятор типа мышь. Основные приемы работы.
Цели:
знакомство с устройством мыши и основными приемами работы с ним
_____________________________________________________________
Основные понятия: компьютер, монитор, клавиатура, мышь, левая, правая кнопка, мышь
Рекомендовано на первом занятии: познакомить с устройством мыши и основными приемами работы с ним и выполнить упражнения на закрепление первичных знаний данного и предыдущего урока.
Ход занятия:
Актуализация опорных знаний
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.
Что такое мышь? Зачем ей две кнопки-глазки?
Примерное содержание:
“Мышь” (Mouse) – устройство, позволяющее упростить работу с компьютерными программами. Благодаря своей конструкции мышь стала незаменимым инструментом при работе с компьютерными программами.
На следующих четырех занятиях рекомендуется: работа с компьютером под руководством преподавателя в индивидуальном режиме. Для достижения хорошего результата предлагается использовать ЦОР “Мир информатики. 1 год обучения”, раздел Компьютер, темы: Компьютер и его основные устройства. Мышь. Пиктограммы.; раздел Информационные технологии, тема: Гимнастика для рук. ЦОР “Мир информатики. 2 год обучения”, раздел Информационные технологии, тема: Работа с мышью.
Физминутка (1-2 мин). Упражнение на снятие напряжения для глаз, спины
Рекомендуемые домашние задания. Под руководством родителей выполнить задания в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЕ по теме Мышь.
Задание: Нахождение всех отличий свидетельствует о произвольном восприятии и наблюдательности. Рассмотри парные картинки и найди, чем они отличаются друг от друга
.
Тема 2. Графический редактор Paint .
Цели:
- изучение методов и приемов работы с графическим редактором
- закрепление и развитие приемов работы с мышью
- развитие памяти, логического, творческого мышления
Основные понятия: графика, раскраска, графический редактор, окно программы, панель инструментов, палитра цветов, курсор.
Ход занятия:
Актуализация опорных знаний
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.
Что такое графика, графический редактор?
Окно программы. Основные элементы рабочего окна.
Графические примитивы, приемы их использования.
Примерное содержание:
Рекомендовано два теоретических занятия, на которых познакомить с понятиями графического редактора, графикой, палитрой цветов, курсора.
В течении шести следующих занятий организовать индивидуальную практическую работу под руководством преподавателя с целью создания и сбора картинок, раскрашивания рисунков, что в конечном результате поможет ребенку освоить режимы работы графического редактора Paint, а также закрепить ранее приобретенные навыки работы на компьютере.
Оборудование: ЦОР “Мир информатики. 1-2 год обучения”, рабочая тетрадь
Графический редактор - это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений.
Paint один из самых простейших графических редакторов. Он есть практически на любом компьютере.
Окно графического редактора (
Работа с компьютером:
Мир информатики. Знакомство с графикой слушатели начинают, работая в программе “Мир информатики. 1 год”.
Под руководством преподавателя дети последовательно просматривают и выполняют задания блока “ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ”: “Графика”, “Раскрашивание компьютерных рисунков”, “Конструирование”, “Гимнастика для рук”. Слушатели работают в индивидуальном темпе, для тех кто справляется с заданиями блока быстрее используются задания блока “ИНФОРМАЦИЯ”: “Информация вокруг нас”, “Как мы получаем информацию”, “Способы представления и передачи информации”, “Элементы логики. Суждение: истинное и ложное”
Запуск программы Paint : для этого выполним следующие действия:
Установим указатель мыши на кнопку “Пуск” и щелкнем по левой клавише мыши 1 раз.
Переместим указатель мыши на строку “Программы” и дождемся появления справа ещё одного меню (Щёлкать мышкой не надо!).
Снова перемещаем указатель мыши без щелчка! На этот раз - на строку “Стандартные”.
Находим строчку с надписью “Paint”,перемещаем на неё указатель и щёлкнем 1 раз по левой клавише мыши.
Панель Инструменты: если ты будешь подводить указатель мыши к кнопкам, то увидишь всплывающие подсказки с названиями инструментов.
Например:
Для того чтобы выбрать инструмент для рисования достаточно подвести указатель мыши к кнопке и щёлкнуть по нему левой кнопкой мыши.
Графические примитивы (Прямоугольник, Эллипс, Линия, Многоугольник).
Для создания простейших геометрических фигур применяют инструменты Прямоугольник, Эллипс, Линия, Многоугольник. С помощью компьютера вы научитесь быстро и без особого труда рисовать ровные линии, круги, прямоугольники и другие фигуры.
Примеры заданий.
Задание 1: используя инструмент линия создать рисунок по образцу, представленному в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЕ.
Задание 2: используя инструмент прямоугольник создать рисунок по образцу, представленному в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЕ.
Задание 3: используя инструменты овал и заливка создать рисунок по образцу, представленному в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЕ.
Задание 4: дорисовать МОРСКУЮ ЗВЕЗДУ, используя инструмент карандаш и раскрасить, используя инструмент распылитель и палитру.
Задание 5: используя инструмент заливка и палитру, раскрасить рисунок. (рис)
Задание 6: используя любые инструменты и палитру, создать и раскрасить рисунок. (Рисунок является домашним заданием и должен быть выполнен в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ)
Задание 7,8: используя любые инструменты и палитру, создать и раскрасить рисунок. (Рисунки: АКВАРИУМ и ПОРТРЕТ в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ)
Физминутка (1-2 мин) Упражнение на снятие напряжения для глаз, спины
Рекомендуемы домашние задания. Под руководством родителей изучить соответствующие разделы РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ - Город “Графический редактор Paint”, самостоятельно выполнить задания
Задание: найди отличия ()
Подведение итогов занятия
Тема 3. Игровые, развивающие программы:
Цели:
развитие памяти, внимания, логического, творческого мышления
_____________________________________________________________
Основные понятия: конструирование, сопоставление, множества, компьютерная игра.
Рекомендовано два учебных часа (можно дисперсно) использовать для изучения теоретических вопросов данной темы. Шесть занятий использовать для практической работы с ЦОРом “Мир информатики. 1-2 год обучения” и комплеям: “Обучение с приключением Первоклашкам! 5-7 лет”, “Учимся думать” из серии “НЕсерьезные уроки”
Ход занятия:
Актуализация опорных знаний
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.
Компьютерная игра. Развивающие компьютерные игры.
Конструирование. Множества. Элементы логики.
Примерное содержание:
Мир информатики. Данный раздел курса включает в себя блоки ИНФОРМАЦИЯ программы МИР ИНФОРМАТИКИ 1-2 года обучения. Слушатели работают преимущественно самостоятельно, выполняя задания блоков: “Элементы логики. Суждение: истинное и ложное”, “Элементы логики. Сопоставление.”, “Множество”, “План и правило”, “Исполнитель. Пример исполнителя” (1 год обучения), “Логика”, “Множества”, “Обобщение”, “Отношение между множествами”, “Модели”, “Алгоритм” (2 год обучения). Задания “Способы представления алгоритмов”, “Исполнитель” блока ИНФОРМАЦИЯ выполняют те слушатели курса, которые справляются с заданиями быстрее остальных.
Работа с компьютером :
Конструирование. Раздел КОНСТРУИРОВАНИЕ блока ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (задания 1 и 2 года идентичны) используется как дополнительное задание .
Компьютерные игры
Обучение с приключением Первоклашкам! 5-7 лет
Цель программы:
Игра “Обучение с приключением” направлена на то, чтобы ребенок учился самостоятельно думать. В ней собраны интересные, доступные игры, которые обучают детей и одновременно развлекают.
“Учимся думать” из серии “НЕсерьезные уроки”
Цель программы:
Игра “Учимся думать” направлена на то, чтобы ребенок учился самостоятельно думать и принимать решения. Игра развивает логику, тренирует внимание и память.
Физминутка (1-2 мин). Упражнение на снятие напряжения для глаз, спины
Рекомендуемые домашние задания:
Вариант 1: при наличии домашнего компьютера родителям предлагается копии комплеев “Обучение с приключением”, “Учимся думать”, чтобы ребенок мог закрепить навыки, полученные на занятии дома.
Вариант 2: при отсутствии компьютера предлагается выполнить задания в рабочей тетраде в разделе ГОРОД КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР.
Задание: Данное задание развивает умение анализировать, сравнивать, обобщать, тренируется произвольное внимание. Среди предметов один лишний. Найди сначала его на рисунке, затем на и объясни свой выбор. Раскрась рисунок .
Подведение итогов занятия
Тема 4. Текстовый редактор Блокнот
Цели:
знакомство с текстовым редактором Блокнот
овладение элементарными приемами набора и редактирования текстового документа
_____________________________________________________________
Основные понятия: текстовый редактор, окно программы, основные элементы окна, клавиатура, мышь, курсор.
Рекомендовано первое занятие посвятить теоретическому изучению темы.
В течении четырех следующих занятий организовать индивидуальную практическую работу под руководством преподавателя с целью выполнения заданий клавиатурного тренажера, работы в текстовом редакторе Блокнот, освоении элементарных приемов создания и редактирования текстовых документов.
Ход занятий:
Актуализация опорных знаний
Буквенно-цифровая клавиатура.
Текстовый редактор Блокнот. Окно программы. Запуск программы. Установка шрифта.
Основные приемы набора и редактирования текстового документа.
_____________________________________________________________
Примерное содержание:
Работа на клавиатуре. Пришло время познакомиться с устройством ввода информации – клавиатурой. Красным цветом на клавиатуре выделены буквы русского алфавита. На клавиатуре выделяются отдельные группы клавиш .
Окно текстового редактора Блокнот.
Запуск программы: чтобы запустить программу выполни последовательно:
- Установим указатель мыши на кнопку “Пуск” и щелкнем по левой клавише мыши 1 раз.
- Переместим указатель мыши на строку “Программы” и дождемся появления справа ещё одного меню (Щёлкать мышкой не надо!).
- Снова перемещаем указатель мыши без щелчка! На этот раз - на строку “Стандартные”.
Находим строчку с надписью “Блокнот”, перемещаем на неё указатель и щёлкнем 1 раз по левой клавише мыши .
Установка шрифта:для того чтобы настроить оформление текстового документа выполни последовательно:
Открой меню “Формат”
Выбери пункт “Шрифт”
В открывшемся окне выбери название шрифта в окошечке “Шрифт”, в окне “Начертание” выбери один из вариантов, в окне “Размер” определи высоту буквы.
В окне “Образец” компьютер покажет как будет выглядеть текст, который ты наберешь, если тебе нравиться смело щелкни по кнопке “Ok”.
приступай к набору документа .
Работа с компьютером (приложение 2):
Физминутка (1-2 мин). Упражнение на снятие напряжения для глаз, спины
Рекомендуемые домашние задания:
Вариант 1: при наличии домашнего компьютера родителям предлагается копия ЦОР “Мир информатики. 1-2 год обучения”, чтобы ребенок мог закрепить навыки, полученные на занятиях дома.
Вариант 2: при отсутствии компьютера предлагается выполнить задания в рабочей тетраде в разделе ГОРОД “ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР БЛОКНОТ”.
Задание: С помощью подобных заданий развивается пространственные представления, сообразительность. Рассмотри рисунки и укажи, какая рука изображена на каждом из них. Ребенок ставит буквы “Л” и “П” в клеточках. Если у тебя возникают затруднения, можно повторить изображенные на картинках движения кисти
Задание: используется для развития эмоций и воображения. Дорисуй гномиков, превратив одного в доброго, а другого в злого, третьего в веселого, четвертого в грустного . Нарисуй своих добрых и злых гномов.
Подведение итогов занятия
Зачетное занятие
Итоговое занятие
Список использованной литературы. (Приложение 4)