Цели:
1.Образовательные:
- продолжить знакомство с художественным жанром-басней;
- добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей; обобщить знания детей о творчестве И.А. Крылова на основе прочитанных басен.
2.Развивающие:
- развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение,
- умения и навыки анализа басни, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету; через языковые средства показать
- воспитательные возможности текста.
Оборудование:
портрет писателя И.А.Крылова, карточки на доске по басне, рисунки учащихся, иллюстрация Вороны и Лисицы, учебник “Родная речь” М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, выставка книг И.А. Крылова.
План урока.
- Речевая разминка.
а) опорная скороговорка.
б) вводная беседа.
в) словарик настроений.
г) психологический настрой. - Сообщение темы.
а) групповая работа.
б) главный вопрос урока. - Словарная работа.
- Инсценировка басни
а) вопросы.
б) вывод: учитель – дети.
в) выборочное чтение. - Индивидуальное чтение”цепочкой” басни
- Чтение басни учителем.
- Физ. минутка.
- Характеристика героев.
- Фотоглаз
- Пересказ басни.
- Выборочное чтение диалога Лисы и Вороны.
- Сопоставление героев.
- Психологический портрет
- Главный вопрос урока.
- Обобщение пройденного.
- Колодец желаний.
- Оценивание.Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1.Речевая разминка.
а) Опорная скороговорка Л.Н.Толстого.
Учитель: | Ученик: |
-Кто хочет разговаривать? | Мы будем разговаривать! |
-Тот должен выговаривать. | И будем выговаривать! |
-Всё правильно и внятно. | Так правильно и внятно. |
-Чтоб всем было понятно. | Чтоб всем было понятно! |
б) вводная беседа.
Диалог - “говорящий - слушающий” “слушающий – говорящий”.
-Поговорим? (поговорим)
-О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Чего – то знаешь ты, а что – то мне известно.)
-Поговорим? (поговорим).
-Нам будет интересно.
в) словарик настроений (таблица висит на доске).
-Как ваше настроение? (Приподнятое, бодрое, сонное, непонятное и т.).
Словарик настроений. | |
мечтательное | грустное |
уютное | печальное |
задумчивое | радостное |
таинственное | светлое |
приподнятое | неуютное |
спокойное | беспокойное |
тихое | капризное |
торжественное | привередливое |
тревожное | хвастливое |
сердитое | насмешливое |
обиженное | сонное |
восторженное | ленивое |
тоскливое | равнодушное |
праздничное | хмурое |
весёлое | мрачное |
шутливое | угрюмое |
прекрасное | непонятное |
сказочное | противоречивое |
доброе | приподнятое |
Настроение, как “хамелеон”, бывает изменчивое. Раньше других возникла внутренняя речь (голос), т.е. человек переживал, думал не вслух, а про себя. Внутренний голос души, сердца нужно будить. Прислушаемся к своему внутреннему голосу. О чём он должен напомнить?
г) психологический настрой (дети стоят, шёпотом (хором) проговаривают :
Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.
Мой язык – моё лицо.
Знаю, мне необходимо развивать, совершенствовать свою речь.
Я должен знать: что, где, кому и как сказать.
Буду говорить с чувством, с толком, с расстановкой.
Учусь чувствовать себя и другого.
Я спокоен и уверен в себе.
2.Сообщение темы.
(на доске портрет писателя И.А. Крылова, рисунки детские по прочитанным басням, выставка книг).
Продолжим знакомство и работу над баснями И.А. Крылова. Будем читать одну из лучших басен под девизом:
“Равнодушным вход запрещён”. (запись на доске).
а) групповая работа.
1 ряд: | 2 ряд: | 3 ряд: |
-Что такое басня? | Какие басни написал И.Крылов? | Что знаете о Крылове7 |
Какие басни прочитали?
б) главный вопрос на уроке:
-Над чем смеётся И.А. Крылов в своей басне?
(на этот вопрос вы ответите в конце урока).
3.Словарная работа.
Итак, прежде чем будем знакомиться с басней “ Ворона и Лисица”, нужно рассмотреть незнакомые, трудные слова. Кто знает, что обозначает каждое слово? Зачитаем их с ударением.
(на доске)
- “твердить” - говорить постоянно одно и то же
- “ежеле” - если
- “лесть” - похвала, не соответствующее истине.
- “льстец” - хитрый подлиза (хвалит из желания к себе расположить)
- “гнусна” - отвратительна
- “не впрок” - не на пользу.
- “бог послал” - так раньше говорили о чём – либо случайно добытом.
- “сырный дух” - запах сыра
- “пленил” - очаровал
- “плутовка”– обманщица, кто любит хитрить
- “ангельский”- нежный голосок
- “спёрло” - перехватило дух, дышать не может.
- “взгромоздясь” - еле взлетела вверх с тяжестью
- “зоб” - место у птицы, где обрабатывается заранее пища.
4.Инценировка басни И.Крылова “Ворона и Лисица” (под звуки музыкального сопровождения, создающего определённую тональность, дети рассказывают басню, в костюмах и масках).
Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание - изобразить себя в виде животных, птиц. Сделать это надо не кистью, а с помощью языка, жестов.
- А как вести себя в театре вы знаете? (правила поведения).
После представления положены аплодисменты всем артистам. Кто же вам больше всего понравится из артистов?
Представление артистов: 1.Лисица – И.Ф. ученицы.2.Автор – И.Ф. ученика.3.Ворона –И.Ф. ученицы.
Итак: тишина.
Инсценировка басни учащимися, заранее подготовленных дома.
а) Вопросы: “Делитесь мыслями”.
-Изменилось ли ваше настроение после прослушанной басни?
-В какую сторону?
- Понравилась ли басня? Чем именно?
- Что запомнилось?
-Все ли герои понравились?
(Таблица суждений на доске)
б) выводы: Слушая и читая басню – можем мы увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить. В басне есть вывод (в начале или в конце), где дана главная мысль басни.
в) Выборочное чтение. Нахождение в тексте выводов.
-Найдите, где в данной басне спрятан вывод? (в начале, зачитайте)
-Как вы его понимаете? (не надо льстить, надо говорить правду, ложь откроется, нужно быть честными и умными).
5. Индивидуальное чтение учащихся по “цепочке”.
6. Чтение басни учителем.
7. Физ. минутка. “Вы устали?”
учитель: -Вы устали?
дети: - что вы, что вы.
учитель: -Нет устали!
дети: Нет, нет, нет. Мы работали отлично и вели себя прилично!
8. Характеристика героев.
-Кто из вас видел ворону? Опишите её внешний вид.
-Поёт ли ворона? (каркает, а поют соловьи и т. п.)
-Кто наблюдал за лисицей? Опишите её внешний вид.
На общих основаниях ворона и лисица находятся в лесу …
-Какими предстали Ворона и Лисица в басне? Опишите их характер и поступки.
(Лисица нашла подход к вороне. Она с помощью нежных слов, добилась своей цели: накормила себя, отобрала сыр)
(вывешиваются картинки лисы и вороны на доске):
Ворона: | Лисица: |
-глупая | хитрая |
-самолюбивая | льстивая |
-тщеславная | лживая |
-доверчивая | умная |
коварная | |
лицемерная |
(дети прикрепляют карточки со словами).
-Какими способами Лисе удалось выманить сыр? (льстила)
-Кем вы довольны?
-Только ли птицы, звери могут так себя вести? А люди?
Читая басню, не задумывались вы, есть ли у вас отрицательные качества? (если есть, то надо их исправлять)
-Составьте одно предложение о Лисе, используя её характеристику.
(Лисица - самое хитрое животное в лесу.)
-Кому больше всего сочувствует автор?
9. Фотоглаз.
Сыр Ворона Муравей Лисица |
1.Запомните как можно больше слов из этой таблицы.
2.Какие слова лишние? Почему? (муравей не упоминается в
данной басне)
3. Из какого произведения этот герой?
(“Стрекоза и Муравей”)
10.Пересказ басни (2 человека).
(на доске опора)
Что произошло? 1. Сначала… 2. Потом.. 3. Затем.. 4. И, наконец.. |
11. Выборочное чтение диалога Лисы и Вороны.
- Что можно сказать о Вороне? (не слушать, а есть; оставаться при своём мнении, тогда была бы с сыром)
- Что можно сказать о Лисе? (не надо быть льстивой, говорить только правду)
- Чему учит басня? (не быть глупыми, не обращать внимание на льстивые слова, т.к. они могут не соответствовать некоторым, необходимо держаться своего мнения)
12.Сопоставление.
-Что в басне сказочное, а что настоящее?
Настоящее: животные: Лиса и Ворона.
Сказочное: герои говорят, поют, танцуют.
13. Психологический портрет (на доске лица с мимикой, рисунок 1).
Рисунок 1 – Психологический портрет.
Скажи фразу: “Спой, светик, не стыдись”- зло, ласково….
-Кто произнёс лучше? (думающие судьи – дети)
14. Главный вопрос на уроке:
- Над чем же смеётся автор? (над глупостью вороны)
15. Обобщение пройденного.
а) зачитываю 8 отрывков из басен И.А. Крылова. Отгадайте названия басен?
б) составьте текст – рассуждение по таблице: “Самая любимая басня”.
16. Колодец желаний.
“ Если бы я был баснописцем (волшебником), то я бы…….потому что….
17.Оценивание. Итог урока.
-Понравились как эмоционально рассказывали басню ребята…
- Хорошо мыслили….
- Выразительно читали….
18. Домашнее задание: выучить наизусть басню и нарисовать понравившейся отрывок.