Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом.
Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к решению социально-экономических задач. Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социально-экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной социально-защитной “ниши” в семье, и ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.
Готовность ребенка-сироты к решению социально-экономических задач можно определить как личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа, структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение.
Готовность включает в себя различного рода мотивы, ориентированные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку возможности в их соотнесении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.
Формирование готовности детей-сирот к решению социально-экономических задач – сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка обществом, в котором он живет, в ходе его включения в различные виды социально-экономической деятельности. Чаще всего, как показал анализ практики, формирование такой готовности происходит стихийно.
Анализ проведенных диагностических исследований (опросник “Сформировать определение социально-экономических ролей”) детей группы Петропавловского детского дома показывает, что: владеют знаниями – 0% детей, недостаточно владеют знаниями – 56% детей, не владеют знаниями – 44% детей.
Изучая готовность детей-сирот нашего детского дома к решению социально-экономических задач, было выявлено, что часто ребенок использует в ходе этого решения безнравственные способы и средства, поэтому формирование готовности к решению социально-экономических задач необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека, с воспитанием в нем таких качеств, как человечность, готовность помочь другим.
Для того, чтобы обеспечить эффективность и высокий уровень формирования вышеназванной готовности, необходима определенная целенаправленная организационно-педагогическая работа в ходе воспитательного процесса с детьми-сиротами в детских домах и интернатах.
Традиционная система воспитательной работы не решает в должной степени решение данной проблемы. Поэтому возникла необходимость в разработке программы “Подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач”.
При разработке данной программы были использованы труды (М.И. Рожкова, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук, О.С. Гребенюка, Г.В. Семья), опыт работы детских домов Ярославской области.
Целью программы является: подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач.
Задачи:
- Формирование психологической составляющей готовности ребенка к решению социально-экономических задач.
- Вооружение ребенка системой знаний в социально-экономической области, способствующих его социальной адаптации.
- Формирование навыков, умений решать различные социально-экономические задачи; включение воспитанников в процесс решения социально-экономических задач, освоение различных социальных ролей.
- Особенностью данной программы является то, что готовность молодого человека к решению социально-экономических задач рассматривается как:
Психологическая готовность – осознание необходимости накопления опыта решения социально-экономических задач, понимание значимости такого опыта в ходе самостоятельной социально-экономической жизни, убежденность в необходимости включения в различные виды социально-экономической деятельности и решение различных социально-экономических задач, положительная установка на сотрудничество в процессе социально-экономического общения.
Важным психолого-педагогическим средством формирования психологической составляющей готовности ребенка к решению социально-экономических задач является использование тренингов.
Теоретическая готовность – характеризуется необходимой системой знаний ребенка об обществе, системе социально-экономических отношений, общения, знаний, возможностей своей личности и реальных социально-экономических сфер реализации собственного потенциала.
Психолого-педагогическим средством формирования теоретической готовности к решению социально-экономических задач являются уроки-лекции, практические и семинарные занятия, занятия-практикумы, экскурсии, в которых дети получают необходимые им знания; закрепление полученных знаний, воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабые стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления.
Практическая готовность – обеспечивается включением воспитанников в процесс решения социально-экономических задач, в ходе которого происходит накопление опыта ориентации в условиях социально-экономической жизни освоение различных социальных ролей. Формирование навыков и умений решать различные социально-экономические задач.
Психолого-педагогическими средствами, с помощью которых осуществляется такое включение, которые могут выступать социально-ориентированные игры. С помощью игр воспитанники вводятся в контекст сложных социально-экономических отношений, именно в игре идет решение разнообразных социально-экономических задач, и осваиваются различные социальные роли.
Результатом подготовки детей-сирот к решению социально-экономических задач будет являться активное и творческое участие воспитанника в процессе самостоятельной жизнедеятельности в социально-экономической деятельности; умение общаться с людьми в ходе решения социально-экономических задач, наличие знаний об особенностях социально-экономических отношений, навыков практического решения возможных социально-экономических задач.
Критерии результативности.
ЗНАНИЯ | УМЕНИЯ | НАВЫКИ |
- об экономическом развитии общества; - основных понятий экономического словаря - о семье, членах семьи; - о потребностях; - о различных профессиях; - о потребителе, о том кто потребляет товар; - о бюджете, где учитываются доходы и планируются расходы семьи; - о видах банков, кредитов; - торговли, посредничества, услуг. |
- представлять себя, показывать свои
еловые качества; - принятия оптимальных социально-экономических решений - ориентироваться на рынке труда; - вести учет своих финансов; - отличать экономические понятия друг от друга; - считать деньги и ими распоряжаться; - заполнение ценных бумаг; - рассчитывать предполагаемый результат от вложения денег. |
- ориентации в условиях рыночных
отношений; - экономии; - бережливости; - желание зарабатывать деньги самим; - самообслуживания; - активного делового взаимодействия. |
Диагностика перечисленных ЗУНов будет проводиться 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце учебного года (май).
С использованием метода наблюдения, тестирования, а также в процессе проведения игровых форм (викторины, игры-состязания и т.д.).
Программа рассчитана на 1 год для детей среднего и старшего школьного возраста. В планирование включены мероприятия различных форм, проведение которых дает возможность придать обучению интегрированный развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания.
Занятия будут проходить 2 раза в месяц по 40 минут в кабинете психолога, игровой и учебной комнате, библиотеке.
В ходе реализации программы предусматривается посещение магазина, почты, банка. Занятия будут проводиться со всеми детьми одновременно.
В реализации программы участвуют: психолог, воспитатели, музыкальный работник. Для проведения занятий потребуется следующее оборудование: рекламные щиты, магнитофон, сберегательные книжки, бланки приходных и расходных ордеров, образцы деловых бумаг, ручки, карандаши, бумага.
Разработанную программу можно использовать в детском доме при проведении досуговых мероприятий, в школе при проведении классных часов.
Содержание программы
ТЕМА 1 “Психологическая готовность”.
Теоретическая часть: ориентация детей в специфике тренинга, как метода подготовки к включению в деятельность по решению социально-экономических задач:
- знакомство с различными профессиями;
- обучение основным понятиям экономического словаря;
- информирование детей о потребителе, о том, кто потребляет товар; о бюджете; о расходах и доходах семьи;
- знакомство детей с видами банков, кредитов.
Практическая часть: тренинги.
- “Я и мои социальные роли”
- “Я и моя работа”
- “Человек и его судьба”
- “Я – самостоятельный человек”
ТЕМА 2 “Теоретическая готовность”.
Теоретическая часть: включение ребенка в процесс подготовки к решению социально-экономических задач, способствующих развитию активности и детской инициативы:
- обучение умению принять оптимальные социально-экономические решения;
- обобщение знаний ориентирования на рынке труда;
- обобщение знаний, необходимых для учета своих финансов, заполнения ценных бумаг.
Практическая часть: экскурсии.
- “Экономика в работе почтальона”
- “Рабочее место продавца”
- “Рабочее место банковских работников”
ТЕМА 3 “Практическая готовность”.
Теоретическая часть: включение детей в реальные или имитируемые социально-экономические отношения, через овладения различными социальными ролями, в ходе которого они решают социально-экономические задачи разного характера:
- создание необходимых условий для ориентации в условиях рыночных отношений;
- воспитание бережливости, навыка активного делового взаимодействия, навыка самообслуживания.
Практическая часть: социально-экономические и ориентирующие игры.
- “В гостях у семьи экономистов”
- “Расходы и доходы дяди Федора из Простоквашино”
- “Домик-копилка”
- “Интересный обмен”
- “Экономический калейдоскоп”
- “Волшебное превращение денежки”
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Возрастные стандарты социализации детей – сирот. /Под редакцией Н.П.Ивановой. М., 1999/
- Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: профилактика. Серия: Семья и воспитание. М., 2000.
- Детский дом – теплый дом: о некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот. М., 1995.
- Защита прав ребенка: социально-педогогический аспект: Рекомендации научно-практической конференции. Минск, 1999.
- Комплексные сопровождения и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под редакцией Л.М.Щипицыной и Е.И.Казаковой. С.Пб, 2000.
- Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухина В.И. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад. /Под ред. А.Н. Майорова. М., 2001.
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.т.1. /Под ред. И.А.Капрова. М.,1977.
- Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. /Под ред. Л.В.Байбородовой. Ярославль, 1997.
- Прихожан А.М., ТолстыхН.Н. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). М., Педагогика, 1990.
- Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. Ярославль, 1999.
- Психолог в учреждении сиротского типа: Опыт практической работы Ц.П.П.Ж. “Ярославна”. М.,2000.
- Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдинцова Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Под ред. Г.В.Семья. М., 1999.
- Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов. /Л.И.Смагина, А.К.Водиева, Ю.А.Сойка и др. /Под ред. Л.И.Смагиной. Минск, 1999.
- Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск, 1999.
- Хованец В. Обретение надежды: Перевод со словацкого. М., 1988.