Программа "Подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом.

Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к решению социально-экономических задач. Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социально-экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной социально-защитной “ниши” в семье, и ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.

Готовность ребенка-сироты к решению социально-экономических задач можно определить как личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа, структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение.

Готовность включает в себя различного рода мотивы, ориентированные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку возможности в их соотнесении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.

Формирование готовности детей-сирот к решению социально-экономических задач – сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка обществом, в котором он живет, в ходе его включения в различные виды социально-экономической деятельности. Чаще всего, как показал анализ практики, формирование такой готовности происходит стихийно.

Анализ проведенных диагностических исследований (опросник “Сформировать определение социально-экономических ролей”) детей группы Петропавловского детского дома показывает, что: владеют знаниями – 0% детей, недостаточно владеют знаниями – 56% детей, не владеют знаниями – 44% детей.

Изучая готовность детей-сирот нашего детского дома к решению социально-экономических задач, было выявлено, что часто ребенок использует в ходе этого решения безнравственные способы и средства, поэтому формирование готовности к решению социально-экономических задач необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека, с воспитанием в нем таких качеств, как человечность, готовность помочь другим.

Для того, чтобы обеспечить эффективность и высокий уровень формирования вышеназванной готовности, необходима определенная целенаправленная организационно-педагогическая работа в ходе воспитательного процесса с детьми-сиротами в детских домах и интернатах.

Традиционная система воспитательной работы не решает в должной степени решение данной проблемы. Поэтому возникла необходимость в разработке программы “Подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач”.

При разработке данной программы были использованы труды (М.И. Рожкова, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук, О.С. Гребенюка, Г.В. Семья), опыт работы детских домов Ярославской области.

Целью программы является: подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач.

Задачи:

  • Формирование психологической составляющей готовности ребенка к решению социально-экономических задач.
  • Вооружение ребенка системой знаний в социально-экономической области, способствующих его социальной адаптации.
  • Формирование навыков, умений решать различные социально-экономические задачи; включение воспитанников в процесс решения социально-экономических задач, освоение различных социальных ролей.
  • Особенностью данной программы является то, что готовность молодого человека к решению социально-экономических задач рассматривается как:

Психологическая готовность – осознание необходимости накопления опыта решения социально-экономических задач, понимание значимости такого опыта в ходе самостоятельной социально-экономической жизни, убежденность в необходимости включения в различные виды социально-экономической деятельности и решение различных социально-экономических задач, положительная установка на сотрудничество в процессе социально-экономического общения.

Важным психолого-педагогическим средством формирования психологической составляющей готовности ребенка к решению социально-экономических задач является использование тренингов.

Теоретическая готовность – характеризуется необходимой системой знаний ребенка об обществе, системе социально-экономических отношений, общения, знаний, возможностей своей личности и реальных социально-экономических сфер реализации собственного потенциала.

Психолого-педагогическим средством формирования теоретической готовности к решению социально-экономических задач являются уроки-лекции, практические и семинарные занятия, занятия-практикумы, экскурсии, в которых дети получают необходимые им знания; закрепление полученных знаний, воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабые стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления.

Практическая готовность – обеспечивается включением воспитанников в процесс решения социально-экономических задач, в ходе которого происходит накопление опыта ориентации в условиях социально-экономической жизни освоение различных социальных ролей. Формирование навыков и умений решать различные социально-экономические задач.

Психолого-педагогическими средствами, с помощью которых осуществляется такое включение, которые могут выступать социально-ориентированные игры. С помощью игр воспитанники вводятся в контекст сложных социально-экономических отношений, именно в игре идет решение разнообразных социально-экономических задач, и осваиваются различные социальные роли.

Результатом подготовки детей-сирот к решению социально-экономических задач будет являться активное и творческое участие воспитанника в процессе самостоятельной жизнедеятельности в социально-экономической деятельности; умение общаться с людьми в ходе решения социально-экономических задач, наличие знаний об особенностях социально-экономических отношений, навыков практического решения возможных социально-экономических задач.

 Критерии результативности.

ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ
- об экономическом развитии общества;

- основных понятий экономического словаря

- о семье, членах семьи;

- о потребностях;

- о различных профессиях;

- о потребителе, о том кто потребляет товар;

- о бюджете, где учитываются доходы и планируются расходы семьи;

- о видах банков, кредитов;

- торговли, посредничества, услуг.

- представлять себя, показывать свои еловые качества;

- принятия оптимальных социально-экономических решений

- ориентироваться на рынке труда;

- вести учет своих финансов;

- отличать экономические понятия друг от друга;

- считать деньги и ими распоряжаться;

- заполнение ценных бумаг;

- рассчитывать предполагаемый результат от вложения денег.

- ориентации в условиях рыночных отношений;

- экономии;

- бережливости;

- желание зарабатывать деньги самим;

- самообслуживания;

- активного делового взаимодействия.

 Диагностика перечисленных ЗУНов будет проводиться 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце учебного года (май).

С использованием метода наблюдения, тестирования, а также в процессе проведения игровых форм (викторины, игры-состязания и т.д.).

Программа рассчитана на 1 год для детей среднего и старшего школьного возраста. В планирование включены мероприятия различных форм, проведение которых дает возможность придать обучению интегрированный развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания.

Занятия будут проходить 2 раза в месяц по 40 минут в кабинете психолога, игровой и учебной комнате, библиотеке.

В ходе реализации программы предусматривается посещение магазина, почты, банка. Занятия будут проводиться со всеми детьми одновременно.

В реализации программы участвуют: психолог, воспитатели, музыкальный работник. Для проведения занятий потребуется следующее оборудование: рекламные щиты, магнитофон, сберегательные книжки, бланки приходных и расходных ордеров, образцы деловых бумаг, ручки, карандаши, бумага.

Разработанную программу можно использовать в детском доме при проведении досуговых мероприятий, в школе при проведении классных часов.

 Содержание программы

ТЕМА 1 “Психологическая готовность”.

Теоретическая часть: ориентация детей в специфике тренинга, как метода подготовки к включению в деятельность по решению социально-экономических задач:

  • знакомство с различными профессиями;
  • обучение основным понятиям экономического словаря;
  • информирование детей о потребителе, о том, кто потребляет товар; о бюджете; о расходах и доходах семьи;
  • знакомство детей с видами банков, кредитов.

Практическая часть: тренинги.

  • “Я и мои социальные роли”
  • “Я и моя работа”
  • “Человек и его судьба”
  • “Я – самостоятельный человек”

ТЕМА 2 “Теоретическая готовность”.

Теоретическая часть: включение ребенка в процесс подготовки к решению социально-экономических задач, способствующих развитию активности и детской инициативы:

  • обучение умению принять оптимальные социально-экономические решения;
  • обобщение знаний ориентирования на рынке труда;
  • обобщение знаний, необходимых для учета своих финансов, заполнения ценных бумаг.

Практическая часть: экскурсии.

  • “Экономика в работе почтальона”
  • “Рабочее место продавца”
  • “Рабочее место банковских работников”

ТЕМА 3 “Практическая готовность”.

Теоретическая часть: включение детей в реальные или имитируемые социально-экономические отношения, через овладения различными социальными ролями, в ходе которого они решают социально-экономические задачи разного характера:

  • создание необходимых условий для ориентации в условиях рыночных отношений;
  • воспитание бережливости, навыка активного делового взаимодействия, навыка самообслуживания.

Практическая часть: социально-экономические и ориентирующие игры.

  • “В гостях у семьи экономистов”
  • “Расходы и доходы дяди Федора из Простоквашино”
  • “Домик-копилка”
  • “Интересный обмен”
  • “Экономический калейдоскоп”
  • “Волшебное превращение денежки”

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Возрастные стандарты социализации детей – сирот. /Под редакцией Н.П.Ивановой. М., 1999/
  2. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: профилактика. Серия: Семья и воспитание. М., 2000.
  3. Детский дом – теплый дом: о некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот. М., 1995.
  4. Защита прав ребенка: социально-педогогический аспект: Рекомендации научно-практической конференции. Минск, 1999.
  5. Комплексные сопровождения и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под редакцией Л.М.Щипицыной и Е.И.Казаковой. С.Пб, 2000.
  6. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухина В.И. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад. /Под ред. А.Н. Майорова. М., 2001.
  7. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.т.1. /Под ред. И.А.Капрова. М.,1977.
  8. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. /Под ред. Л.В.Байбородовой. Ярославль, 1997.
  9. Прихожан А.М., ТолстыхН.Н. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). М., Педагогика, 1990.
  10. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. Ярославль, 1999.
  11. Психолог в учреждении сиротского типа: Опыт практической работы Ц.П.П.Ж. “Ярославна”. М.,2000.
  12. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдинцова Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Под ред. Г.В.Семья. М., 1999.
  13. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов. /Л.И.Смагина, А.К.Водиева, Ю.А.Сойка и др. /Под ред. Л.И.Смагиной. Минск, 1999.
  14. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск, 1999.
  15. Хованец В. Обретение надежды: Перевод со словацкого. М., 1988.