Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова.
- Показать, какой вклад внес М.В.Ломоносов в развитие России.
- Учить детей анализировать факты, воспитывать любовь к знаниям.
Оборудование:
- карта "Россия в XVII–XVIII вв.";
- портрет М.В.Ломоносова;
- рисунок в журнале "Читаем, учимся, играем", № 4, 2001.
- учебник Ворожейкиной Н.И., Виноградовой Н.Ф. «Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России»/
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске: М.В.Ломоносов (1711–1765)
Первый русский академик
Эпиграф: "Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна..."
М. Ломоносов
Учитель (читает цитату): "Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова" (Б.В.Шергин). Сегодня вы узнаете, почему М.В.Ломоносова называют "звездою первой величины" и почему именно он стал первым русским академиком (Читает эпиграф урока). Задумайтесь над этими строками, а в конце урока скажете, как их понимаете.
А сейчас мы отправимся в путешествие в далекий восемнадцатый век, в Архангельскую губернию Поморского края.
II. Представление учащимися сцены того, как М. Ломоносов покинул отчий дом и ушел в Москву учиться.
Ведущий: Во времена Петра Великого в небольшой деревне в семье Ломоносовых в 1711 году родился сын Михаиле. Крепок он был здоровьем. Очень скоро отец Василий Дорофеевич стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле "Чайка" по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану (показывает на карте).
М. Ломоносов (задумчиво): Люблю я свой край. Простор кругом, река широкая. Рыбу люблю ловить. Люблю шторм на море, когда кажется, что корабль разнесет по щепочкам. А приложим с отцом силу, глядишь, и выбрались из беды. А вчера были мы с отцом в Холмогорах. Рыбы на торговой площади видимо-невидимо! Иностранных купцов видел, говорят они как-то чудно.
Торгуют разными товарами. На обратном пути отец поручил мне определить направление ветра, самому вести корабль. Эх, красота!
Ведущий: Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась.
М. Ломоносов: Вчера исполнилось мне 19 лет. А мечту свою я так и не осуществил. Хочу учиться. И грамматику, и арифметику я всю изучил. И книг много прочитал. Но, говорят, в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много. Но как это объяснить отцу?
Василий Дорофеевич, отец: Михаило, пойди-ка сюда. Вишь ты, какой большой вымахал. И с кораблем ты хорошо управляешься, и рыбак из тебя хороший. Решил я тебя женить. Пора тебе своим хозяйством обзаводиться. Невесту я тебе выбрал. Поставим дом, лодку справим. И не качай головой. Мое слово твердое. Учен уже и так. Видано ли дело, детина 19-ти лет учиться с малолетками захотел. Не бывать этому.
Ведущий: Упрям отец, но не меньше упрям и сын, быть рыбаком хорошо, но желание учиться все затмевает, да и жениться еще рано. И отправился Михаиле к соседу, который и раньше поощрял желание Ломоносова учиться. Когда Фома Иванович бывал в городах, обязательно привозил Михаилу книги, а он за это помогал Фоме Ивановичу по хозяйству.
М. Ломоносов: Здравствуй, Фома Иванович! За советом я к тебе. Падал к отцу в ноги, просил отпустить меня учиться добром. Но он не соглашается, я решил уйти тайком.
Фома Иванович: Как же ты уйдешь, Михайло, без паспорта, да и без денег? Тебя без паспорта на Москве поймают и будут палками на площади бить, будто беглого. Одумайся, Михайло.
М. Ломоносов: Я на все согласен и готов всякое мучение принять, такая у меня охота к наукам, все равно я из дому уйду.
Фома Иванович: Ладно, будь по-твоему. Вот тебе паспорт, новый полукафтан, чтобы было, в чем по Москве ходить. И еще дам тебе в долг три рубля. Деньги немалые. Если зря тратить не будешь, на них полгода можно прожить.
М. Ломоносов: Спасибо тебе, Фома Иванович. Век не забуду твою доброту.
Ведущий: Прошло несколько дней. В студеную зимнюю ночь Михайло тайно покинул отчий дом и с рыбным обозом отправился в Москву.
III. Продолжение рассказа учителя с демонстрацией репродукций из журнала "Читаем, учимся, играем", номер 4, 2001 г.
– Не сразу М. Ломоносова приняли в академию. Он скрыл свое происхождение, выдал себя за дворянина. Однако вскоре проявил выдающиеся способности к учению. Затем он был направлен в числе лучших в Петербург, в гимназию при Академии наук. Не прошло и года, как его в числе лучших студентов университета отправляют в Германию. Немецкие профессора были восхищены талантом, знаниями и трудолюбием Ломоносова. Возвратившись в Россию, полный сил и энергии, он приступает к работе в Петербургской Академии наук, где служит до конца своей жизни.
Ломоносов стал основоположником многих наук, которые после него получили широкое распространение в России.
В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый российский университет, добился того, чтобы принимали туда не только детей дворян, а всех сословий.
IV. Закрепление материала.
Чтение по учебнику (с. 122–123).
Учитель:
– Почему М. Ломоносов был первым академиком в России?
– Почему он добивался права поступления в университет для всех?
V. Викторина "История в лицах".
Кто изображен на портретах в рабочих тетрадях?
- Под его руководством монголо-татарам был нанесен сокрушительный удар. Современники писали, что он был "крепок и мужествен и телом велик". (Дмитрий Донской)
- Его первым стали именовать "царем всея Руси". При нем появились в России приказы, стрелецкое войско, печатная изба (типография). (Иван Грозный)
- Поход на кочах из Северного Ледовитого в Тихий океан. Открытие пролива между Азией и Америкой. (Семен Дежнёв)
- Нижегородский староста, один из руководителей ополчения, освободившего Москву от поляков. (Дмитрий Пожарский)
В продолжение викторины ученики надевают маски и говорят от имени исторических личностей.
Учитель: Отгадайте, кто это. Как вы думаете, какое они имеют отношение к нашему сегодняшнему уроку?
Первая маска: Я был дьяконом в одной из московских церквей. Я не только служил в церкви, но и умел переписывать книги, столярничать, занимался резьбой по дереву. А в 1564 году в типографии напечатал первую книгу. (Иван Федоров)
Вторая маска: Я сразу полюбила Россию и твердо шла к своей цели. Я умела находить умных и талантливых людей, многое сделала для просвещения народа и развития науки. (Екатерина II)
Учитель: Перед нами прошла череда выдающихся исторических личностей. И все-таки звездой первой величины считают М.В.Ломоносова. Почему? (Такого разностороннего человека Россия до него не знала.) Взгляните на схему.
На доске; Схема-таблица с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре которой – портрет М.В.Ломоносова.
Учитель: – Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон;
– Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
– Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
– Наблюдая за Венерой установил, что у этой планеты есть атмосфера;
– Он первый в мире географ-полярник;
– Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора;
– А сколько он сделал для совершенствования русского языка?
– Сочинял стихи;
– Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
– Открыл первый российский университет в Москве. Как вы думаете, чье имя он носит?
Таким образом, М.ВЛомоносов был таким великим ученым, так много сделал в разных областях науки, что его даже назвали "наш первый университет ".
V. Итог.
Учитель: – Как вы понимаете эпиграф нашего урока? Ответы на вопросы на с. 123 учебника.
– Прошло 290 лет. Почему потомкам – всем нам – известно имя М.В.Ломоносова?
Оценивание учащихся.
Домашнее задание: Подумайте, какой бы вы поставили памятник М.В.Ломоносову.