Метод проектов как средство обогащения словарного запаса младших школьников

Разделы: Начальная школа


Две проблемы обозначены в заглавии предложенной статьи. Одна из них связана с обогащением словарного запаса младших школьников, другая соотносится с методом проектов. В данной статье рассказано, каким образом объединяются эти темы, дополняют друг друга.

Обогащение активного словарного запаса учащихся составляют одну из основных задач обучения русскому языку. Основным средством обогащения словаря учащихся является чтение. Читая на русском языке, учащиеся постепенно накапливают новые и закрепляют в своей памяти ранее встречавшиеся слова. Следующее средство обогащения словаря – это телепередачи, радиопередачи. Эффективным средством обогащения словаря учащихся является заучивание наизусть песен, стихотворений, прозаических отрывков. Расширение словарного запаса происходит также при работе над загадками, пословицами, побасенками, небылицами, скороговорками, считалками, потешками. Большое значение для обогащения словаря учащихся имеет работа с иллюстрациями. Особенно широко нужно использовать предметные и сюжетные картины. Среди этих разнообразных работ, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место должно быть отведено методу проектов. Так как в основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания. На начальном этапе обучения второму языку со значениями многих слов лучше всего знакомить учащихся посредством натуральной или предметной наглядности. Если же предмет нельзя показать в натуре, то нужно для объяснения значения слова использовать картинки. Объяснение значения слова с помощью наглядных пособий целесообразно сопровождать переводом на родной язык или разъяснением на родном языке, если в родном языке нет соответствующего слова. К объяснению значения слова путем словообразовательного анализа можно прибегать лишь в третьем, четвертом классе.

Для осознания словообразовательных средств русского языка следует проводить упражнения на сопоставление названий предметов с соответствующими им названиями действий, например: футбол – футболист, велосипед – велосипедист. Для объяснения значения и лучшего усвоения можно также использовать подбор антонимов, например: толстый – тонкий, большой – маленький, длинный – короткий и т.д. Учащиеся читают слова с противоположным значением, переводят их на родной язык, включают предложения. Задача учителя заключается в том, чтобы научить детей различать антонимы по их значению и правильно пользоваться ими в своей речи. В этих целях проводятся разнообразные упражнения. Например: Игры со словами, творческий проект “Словарик антонимов”, творческий проект “Словарик профессий”, пробный проект “Словарик омонимов”.

В нашей школе с 1999 года ведется экспериментальная работа по теме: “Внедрение метода проектов в начальной школе”. Используем метод проектов на уроках технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, русского языка.

Теоретической основой метода проектов явилась концепция американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма Дж. Дьюи, осуществлявшего свои исследования в экспериментальной школе – лаборатории при Чикагском университете (1896 – 1904 г.г.). Значительный вклад внесли педагоги и психологи Л.Э. Левин, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, С.П. Щацкий и многие другие.

Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективный или объективной новизной выполнения под контролем и консультированием учителя. Проектный метод обучения заключается в постановке проблемы, затем исследования данной проблемы, поиска идей и вариантов решений или изготовление, проверка на практике. Или же: факты – проблема – гипотеза – теоретическое исследование – эксперимент. Это соответствует этапам научного познания и служит условием эффективной познавательной деятельности детей.

Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, критическое мышление. При защите проекта развивается устная речь учащихся. Метод проектов предоставляет ребенку уникальную возможность развивать свои фантазии. Этот проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую работу, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

На уроках русского языка в 3 классе выполнили два творческих групповых проекта: “Словарик антонимов”, “Словарик профессий”. Далее дано описание, как проводилась эта работа.

1.1. Проект “Словарик антонимов”. Проект предназначен для коллективного создания учащимися в процессе творческой деятельности. Тема проекта связана с изучением слов – антонимов, с применением навыка работы с разными материалами (бумагой, клеем, ножницами, карандашами, фломастерами и т.п.).

Цели, образовательные и воспитательные:

  1. Познакомить учащихся с принципом создания “Словарика антонимов”, вовлечь каждого в активный познавательный, творческий процесс.
  2. Учить производить презентацию своего труда, отстаивать свои взгляды на выбор материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, ИЗО, технологии к творческому взаимодействую при совместной работе

Возраст: 8-9 лет (3 класс)

Время работы над проектом: 3 недели.

Режим работы: Использование учебных часов русского языка, ИЗО, технологии, занятий кружка.

Материально-техническое оснащение: карточки со словами антонимов, игры со словами, ватман, чертежная бумага, ножницы, дырокол, лента, фломастеры.

I. Осуществление проекта.

1 этап. Подготовка.

В классе учащихся знакомлю со словами антонимами. Проводятся всевозможные игры с антонимами. 5 игр, описание которых в 2.2.

2 этап. Планирование оформления и исследование дизайн – папки.

После этого класс делится на группы. Каждая группа оформляет свою страницу дизайн – папки.

  • 1 группа – Решает, из чего будет изделие, сколько оно будет стоить, для кого какие материалы будут использоваться. Оформляют свою страницу и рассказывают об этом.
  • 2 группа – Планирует весь ход работы. Кратко записывают и оформляют на своем листочке.
  • 3 группа – Занимается выбором формы изделия. Нарисовали 6 - 7 форм изделия. Выбрали форму, которая им больше понравилась, доказывают, почему они ее выбрали.
  • 4 группа – Рисуют некоторые эскизы парам словам – антонимам. Рассказывают о том, что нарисовали. После этого все листочки соединяются, и получается дизайн – папка. Затем одна группа оформляет обложку.

II. Индивидуальная работа

Дальше идет индивидуальная работа. Пара слов дается на выбор. Каждый оформляет свою страницу, некоторые по 2 – 3 страницы.

III. Результаты

Все соединяют листочки и перевязывают ленточкой. И вот готовое изделие.

IV. Защита проекта

Все защищают свой проект группой и индивидуально.

  1. Перед учителем.
  2. Перед родителями

V. Оценка результатов.

Планы на будущее. Все ребята делятся мнениями, отвечают на вопросы:

  • Понравился ли вам ваш словарик?
  • Чем?
  • Что планируете еще?

Давайте еще сделаем другой словарик со словами – профессиями

1.2. Проект: “Словарик профессий”

Проект предназначен для коллективного создания учащимися в процессе творческой деятельности. Тема проекта связана с изучением слов – профессий, с применением навыка работы с разными материалами (бумагой, клеем ножницами, карандашами, фломастерами и т.п.), ИЗО.

Цели образовательные и воспитательные

  1. Познакомить учащихся с принципом создания: “Словарика профессий”, вовлечь каждого в активный познавательный, творческий процесс.
  2. Обогатить активный словарь младшего школьника новыми словами - профессиями
  3. Учить производить защиту своего творческого труда, отстаивать свои взгляды на выбор материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку, ИЗО технологии, к творческому взаимодействию при совместной работе, к выбору своей профессии.

Возраст: 8-9 лет ( 3 класс)

Время работы над проектом: 3 недели.

Режим работы: Использование учебных часов русского языка, ИЗО, технологии, занятий кружка.

Материально-техническое оснащение:

карточки со словами-профессиями, игры со словами, ватман, чертежная бумага, ножницы, дырокол, лента, фломастеры, клей, цветная бумага.

I. Осуществление проекта.

1 этап. Подготовка.

Сначала я обратила внимание на то, что ребятам многие слова, обозначающие профессии ничего не говорят. Они их не знают. Начала проводить игры со словами – профессиями.

Провела 4 игры, описание которых в 2.2. Затем провела 3 классных часа: “Все профессии нужны, все профессии важны”, “Все работы хороши – выбирай на вкус”, “Профессии от А до Я”.

2 этап. Исследование и планирование. Оформление дизайн – папки.

На втором этапе класс делится на группы. Каждая группа оформляет свою страницу дизайн – папки.

  • 1 группа – Решает, из чего будет изделие, для кого, сколько оно будет стоить, какие материалы будут использоваться. Оформляют свою страницу и рассказывают об этом.
  • 2 группа – Планирует весь ход работы. Кратко записывают и оформляют на своем листочке.
  • 3 группа – Занимается выбором формы изделия. Нарисовали 7 форм изделия. Выбрали форму, которая им больше понравилась. Доказывают, почему они ее выбрали.
  • 4 группа – Рисуют некоторые эскизы слов - профессий. Рассказывают о том, что нарисовали.

После этого все листочки соединяются и получается дизайн – папка. Затем одна группа оформляет обложку по выбранному замыслу.

II. Индивидуальная работа

Дальше идет индивидуальная работа. Каждому даются слова – профессии. Дается задание сделать эскиз, найти и написать определение профессии. На уроке русского языка каждый оформляет свою страницу.

III. Результаты

Все соединяют листочки, перевязывают ленточкой. И вот готовое изделие.

IV. Защита проекта

Все защищают свой проект группой и индивидуально.

  1. Перед учителями на семинаре учителей начальных классов
  2. Перед родителями класса

V. Оценка результатов.

Все ребята делятся мнениями, отвечают на вопросы:

  • Понравился ли вам ваш словарик?
  • Чем?

Наблюдение за ходом и результатом работы учащихся в процессе выполнения творческого проекта показали следующее:

  1. Учащиеся были заинтересованы ходом и результатом своей работы. Использование метода проектов обеспечивает комфортное условие для развития личности.
  2. Использование метода проекта в качестве обогащения словарного запаса учащихся позволило более полно реализовать задачи. Ребята узнали и заполнили много слов – антонимов, слов – профессий.
  3. Большинство учащихся проявили в ходе работы над проектом творческий подход, ответственность
  4. Метод проектов развивает умения самовыражения, самопрезентации.
  5. В беседах учащимися выявлено положительное отношение к использованию творческого проекта на уроках русского языка.

Таким образом, метод проекта оказался эффективной формой обогащения словарного запаса младших школьников.