О безотметочном обучении в начальной школе (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Одно из направлений эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, который проводится сегодня в части российских школ, – изменение системы оценивания в начальной школе. В частности апробируется безотметочное обучение.

Как сказано в Письме Министерства образования РФ «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» от 03.06.03 г. «Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания. Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы:

  • устранить негативные моменты в обучении;
  • способствовал бы гуманизации обучения;
  • индивидуализации учебного процесса;
  • повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения. Оценка – важный элемент нашего существования. Оценка – это показатель качества работы и её исполнения. Нужно помнить о том, что реализация «безотметочного обучения» сохраняет оценку, только предлагает выставлять её не в 5-ти балльной шкале, а использовать иные формы и способы.

Имея достаточно большой опыт работы в начальной школе (более 25 лет), могу с уверенностью сказать, что все ученики хотят учиться только на «пятерки». Часто и родители, и учитель придают неоправданно большое значение отметкам. А это создает у школьника определенный конфликт между желанием познавать, учиться, думать и оценкой этих процессов со стороны учителя.

Еще одна опасность кроется в том, что методы самостоятельной познавательной деятельности еще не заняли в начальном обучении должного места, дети часто получают в готовом виде, а, следовательно, их отметка зависит от развития у них памяти, нежели мышления, сообразительности, любознательности и т.п.

В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки я применяю во всех классах начальной школы.

Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.

Например, первоклассники в конце декабря пишут свой первый диктант. Разумеется, в нём будут ошибки и несовершенства. Если провести этот же диктант в мае и показать детям, как они выполнили эту работу полгода назад, гордость за свои достижения неизбежна. Для первоклассников такие праздники роста нужно устраивать почаще. При этом необходимо особенно отметить заслуги именно тех детей, которые в своей первой самостоятельной работе не могли похвастаться успехами.

Это особенно важно для детей, которые отстают от своих одноклассников и практически всегда оказываются «в хвосте». Такое отставание может быть связано с:

  • исходной неподготовленностью ребёнка к школе;
  • с семейными проблемами;
  • с характерологическими особенностями ребёнка;
  • с множеством не зависящих от него обстоятельств, которые мы не умеем преодолеть средствами школьного обучения, но за которые ребёнок расплачивается низкой школьной успешностью.

Однако невозможно сохранить в чистоте принцип сравнения только с самим собой: в классе есть группа ребят, которые самостоятельные работы выполняют без ошибок, и по сравнению с ними ошибающийся ребёнок всегда оказывается в невыгодном положении, даже если его прогресс несомненен.

Здесь особенно важна роль учителя, насколько он может одобрить, заметить и отметить самые незначительные подвижки в обучении ребёнка.

В своей практике с первого класса применяю такой вид самооценки, как «линеечка». С помощью линеечек можно предельно лаконично оценить всё, что подлежит оцениванию в терминах «больше – меньше».

Ребёнок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил, то есть исправил ошибки. Во-вторых, – четвёртых классах исправить по образцу на доске могут и сами учащиеся.

С самого начала учитель подробнейшим образом объясняет критерии оценивания, где нужно ставить крестик, если работа выполнена абсолютно верно, или не совсем верно, или вовсе не верно.

Первоклассники поначалу долго думают над каждой линеечкой, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень быстро. Но этот приём будет чисто формальным, если около детского крестика на линеечке немедленно не появится учительский. Поэтому, дав детям самостоятельное задание, учитель обходит весь класс и в каждой тетради расставляет свои крестики. Если самооценка ребёнка и учителя совпадают, учитель просто обводит детский крестик своей красной ручкой. Некоторым детям учитель комментирует свои оценки индивидуально, некоторые расхождения учительской и детской оценок обсуждаются со всем классом.

Детям очень нравится оценивать себя и на уроках русского языка и на уроках математики, после тестовых заданий или математических или словарных диктантов.

Работая в рамках безотметочного обучения, учитель не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «звёздочек», «зайчиков», «черепашек» и т.п. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по успеваемости.

Так, в октябре месяце на родительском собрании прошу родителей нарисовать на альбомном листе для детей ёлочку, которую они будут «наряжать» к Новому году. На уроках за правильные ответы ученики получают «жетоны» – маленькие картинки, наклейки, принесёнными самими учениками в общую копилку. А дома вместе с родителями они «наряжают» свою ёлочку.

Таким же образом, с января дети наклеивают свои жетоны на вырезанную из цветного картона восьмёрку (чтобы подарить маме в день 8 Марта) а затем на кораблик, чтобы отправиться на нём в океан «Знаний». Все без исключения дети стараются быть активными на уроках, чтобы получить заветный жетон.

У учителя могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений» в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров.

Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения.

В своей работе во время проведения проверочных работ предоставляю ученикам право выбора заданий по степени сложности. Таким образом, стараюсь вселить в учеников уверенность в знаниях, помогаю им чувствовать себя успешными.

Ребёнок имеет право на сомнение. При проведении самостоятельных работ, ученики могут поднять сигналы: красный кружок, если не могут справиться с заданием, жёлтый – если сомневаются. Они знают, учитель всегда придёт на помощь, объяснит. Иногда ребенку нужна только поддержка, одобрение со стороны учителя или наводящий вопрос.

Во время тестовых заданий использую такой знак сомнения, как вопросительный знак.

Формирование объективной самооценки у младших школьников – проблема, так сказать, вечная. Актуальность её решения обусловлена, прежде всего, необходимостью гуманизировать весь процесс обучения в начальной школе, признать право каждого ребёнка быть индивидуальностью. В данном случае «социальная» индивидуальность должна быть также признана, как и биологическая: не сердимся же мы на ребенка за то, что у него зелёные глаза и белокурые волосы, тогда как предпочитаем голубоглазых и черноволосых.

Хотелось бы обратить внимание на то, что за недисциплинированностью, излишней подвижностью, дерзостью ребенка очень часто скрывается эмоциональная неудовлетворённость в семье, хронический недостаток признания и одобрения. Конечно, очень важно с детства формировать положительную адекватную самооценку у ребёнка. Как, каким путём, в какой последовательности можно добиться самопонимания и повысить самоуважение ребенка?

Вот некоторые советы:

  1. сообщать ребенку, что он добился хороших результатов, даже если в действительности эти результаты были средними;
  2. говорить ученику о хороших результатах в форме внушения, то есть соответствующим эмоциональным воздействием (жму руку, поглаживаю по плечу и т.д.);
  3. дать ребенку возможность закрепить впечатления о хороших результатах, предлагая облегченный вариант задания;
  4. создать в окружении ученика благожелательное к нему отношение (прежде всего со стороны одноклассников);
  5. чтобы помочь ребенку достичь хороших результатов, мы «болеем за него», «держим его сторону» даже тогда, когда он учится слабо, если показатели у него нестабильны.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Безусловно, в первых классах необходима безотметочная система оценивания. Только при соблюдении всех необходимых условий переход на отметочную систему оценивания в последующих классах будет носить менее травмирующий характер.

Во-вторых – четвертых классах следует, по моему мнению, совмещать безотметочное обучение наряду с выставлением отметок, которые, тем не менее, так стремятся получать дети. При этом нужно стремиться к тому, чтобы дети жаждали получать знания, а не оценки. Считаю, что не за все работы нужно всем ученикам ставить оценки.

А такие предметы, как ИЗО, физическую культуру и музыку следует перевести на зачётную систему оценивания, учитывая посещение отдельными детьми спортивных и музыкальных школ, изостудий.