Урок в 5-м классе по теме "Предметы народных промыслов в повседневной жизни. Матрёшки"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей создания матрёшек, разнообразие форм, особенностями росписи.
  2. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
  3. Формировать навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).
  4. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Зрительный ряд:

Цветные фотографии матрёшек, “живые” игрушки – матрёшки, элементы росписи, работы учителя, работы учащихся прошлых лет.

Музыкальный ряд:

“Русские народные наигрыши”.

Литературный ряд:

Стихи, загадки о матрёшках.

Задание:

Вырезание и роспись силуэта матрёшки.

Содержание урока

Музыкальный ряд.

- Самый весёлый на Руси базар в прошлом веке был в Сергиевом Посаде. Мясники, молочники теснились здесь в стороне. На видных торговых рядах были разложены игрушки.

- Как вы думаете, ребята, какие были игрушки?

- Как только не исхитрялись бойкие торговцы, как не расхваливали свой товар!

“Купи-ка, мамаша, папаша,
Деточка-то ваша
С этой игрушкой пусть
Поиграет, повеселится,
Потешится, порезвится!”

- Казалось ничем уже не удивить покупателей. Но однажды насторожились продавцы, прислушались покупатели.

“Вот Машка, Дашка и Наташка –
Три штучки в одной кучке.
А сыночек Ванюша дома остался,
Мороза испугался”

- Так описывал свой товар крестьянин из села Абрамцево и неторопливо раскладывал перед покупателями деревянных кукол в разноцветных сарафанах. Вдруг переломил одну пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а из неё ещё одна смотрит.Что за невидаль? Вот так мастер! Но не он придумал эту диковинку. Привезла помещица Мамонтова из-за границы игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его,

А в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. Попросила она токаря Звёздочкина вырезать из дерева куклу, а художнику Малютину поручили расписать её.

Зрительный ряд)

- Первая матрёшка – восьмиместная фигурка – была наряжена в простонародный городской костюм: сарафан или юбку с кофтой, передник, платок. В руках она держала петуха, серп или хлеб. Изысканно положена на неё цветовая роспись, сдержанно вкраплён орнамент, деликатно прорисованы способом выжигания детали.

- Как вы считаете, ребята, матрёшки все одинаковые?

- Появились разные матрёшки. Украшались они на разный манер.

Зрительный ряд. Загорская матрёшка.

- Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г. Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

Зрительный ряд. Полхов – Майданская матрешка.

Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский - Майдан Горьковской области. Матрёшка неизменно расцвечена веткой с алыми цветами. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” - чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.

Зрительный ряд. Семёновская матрёшка.

- Эта игрушка из города Семёнова, Горьковской области (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему. Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.

Музыкальный ряд.

“Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может, три, а может шесть,
Разрумянилась немножко,
Наша русская матрёшка”.

- И хотя родилась матрёшка не в России, мы считаем её родной.

- Чем вам нравится матрёшки?

- Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:

“Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна,

Разбираю, собираю, то их восемь, то одна”.

- Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

- И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. Но сначала сконструируем нужную форму. (Вырезаем форму из бумаги, сложенной вдвое)

Показ.

- А сейчас мы будем матрёшку расписывать. Можно поучиться у мастеров, а можно придумать свои узоры. Главное, чтобы матрёшка была нарядная и весёлая.

Показ росписи.

Выполнение работы учащимися.

Уборка рабочих мест.

Выставка.