Урок по истории искусств "Этот волшебный мир"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Живя в родном городе, в одном подъезде, в соседних квартирах люди часто живут в совершенно разных мирах. В каком мире будут наши дети, как помочь им не свернуть в мир жестокости и наркотических иллюзий? Путь только один – жить вместе с ребенком в мире труда, творчества и красоты. И этот мир называется искусство.

Ценность искусства в образовании человека, в развитии личности, в становлении характера ребенка давно известна.

Повсеместно в школах вводятся предметы МХК, история искусств.

Но словосочетание “история искусств” предполагает у начинающего заниматься этим предметом целый ряд занятий – представление о хронологии, какие-то понятия об искусстве и т.д. Поэтому предметы эти появляются в средних, а подчас и в старших классах школ.

А нельзя ли раньше начать заниматься историями об искусстве? Конечно, можно и нужно! К счастью, очень многие неравнодушные педагоги ищут и находят пути в история мира через прекрасный мир искусства для детей все более младшего возраста. Ведь известно, как легко берут малыши и впитывают все, что видят и слышат. А главное, на этом пути находят место и для себя в этой мировой истории. И еще общеизвестно, что важно не столько то, что ты даешь, а то, как ты даешь. Только это “как” еще надо найти.

В нашей школе есть отделение эстетического развития, куда принимаются дети шестилетнего возраста на восемь лет обучения. Они занимаются на музыкальных инструментах, у них есть музыкально-теоретические дисциплины, ИЗО, театр, а также история искусств. На этот предмет в первом классе отводится лишь один час в неделю. Но именно он оказался и отправным и объединяющим для всего курса обучения в первом классе, так как было найдено ключевое слово. Именно одно слово. Но оно открыло и для педагогов и для детей понятный и удобный путь в такой прекрасный и сложный мир искусства.

И слово это – превращение. Цвета и линий – в картинку, звуков - музыку. Движения - в танец. Слов - в сказку и т.д.

Глина под ногами может оказаться грязью, а может превратиться в изящную вазу. И кто же этот волшебник, умеющий творить чудеса? Конечно, человек! Здесь совершенно естественно появляются названия профессий творческих людей и их имена, произведения. И даже так же естественен вопрос к ребенку: а можешь ли ты быть таким волшебником? Конечно, да!

И не только можешь, но и являешься, уже, исполняя маленькими пальчиками отточенный веками шедевр “Во саду ли, в огороде”, создавая на белом листе живописную композицию, превращаясь в театральной постановке то в Буратино, то в падающий осенний лист. Так ребенок постепенно оказывается волшебником – творцом в этом волшебном мире.

Вообще-то, этот курс начинается со столь любимых детьми сказок, где царствуют первые в их жизни волшебники, феи, гномы, маги. Это позволяет заинтересовать ребенка, быстро создать на уроке атмосферу, в которой ребенку очень комфортно.

Далее мы переходим к не менее яркому волшебству, тому которое происходит в природе:

Яйца – в цыпленка, семян – в растения, гусеницы – в бабочку и т.д.

И лишь потом находим в этом волшебном мире место человеку вообще и себе лично.

Только для превращений руками человека недостаточно взмахнуть волшебной палочкой или произнести магические слова. Дети очень рано понимают, что нужно много и терпеливо работать.

Само слово “искусство” тоже все время присутствует на уроках. Конечно, на сухую теорию и правила шестилетние дети вряд ли откликнутся. Поэтому, это не определение, а как бы составляющие это слова: живое или неживое, сделала природа или человек, зачем это человеку и т.д.

Постепенно такое “взрослое” слово становиться естественным и в чем-то понятным. Ребенок, возможно, неосознанно, но все же привыкает, что за этим словом – целый мир, в котором ему тоже есть место.

Маленькие дети не в состоянии целый урок воспринимать материал в лекционной форме. Практически на каждом занятии используются видеоматериалы. Например, фрагменты фильма “Что такое искусство”, “В мастерской художника”, “В мастерской скульптора”, “В гостях у Фафали”, “Поиграем в архитектора”.

В теме “Превращение дерева” просматриваются мультфильм “Буратино”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, где есть резная красота и русской избы и терема, а также фильм о шедеврах музея-заповедника Кижи. Для привыкания к сложным словам, таким как архитектор или хормейстер (который работает с ними на хоре), они обводятся разными цветами, собираются из карточек. Некоторые уроки проводятся в библиотеке, где дети учатся обращаться с большими и красочными альбомами по искусству. Часто такой альбом – открытие для ребенка. Иногда, наоборот, ребенок вспоминает и рассказывает о книгах по искусству, которые есть дома, начинает их изучать и с большой гордостью приносит на урок. Бывает, после таких занятий книга по искусству становится ценным подарком для ребенка в семье.

На уроки приходят гости, педагоги и учащиеся других отделений – музыканты, художники, хореографы.

Педагоги работают в тесном контакте и многие ознакомительные темы урока “История искусств” имеют практическое продолжение на других предметах. Так тема “Я архитектор” в графическом варианте выполняется на “Истории искусств”, а в макете – на ИЗО. Просмотр театральных спектаклей переходит в практикум на уроке “Театральные игры”.

Хоть и нечасто, но учащиеся вывозятся в театр и музеи областного центра. Ребята хорошо знают, что музеи бывают очень разные.

Работа идет также в тесном контакте с родителями. Им дети рассказывают о своих открытиях – кто такой скульптор, как я был архитектором; оказывается на трубе играет трубач, а на арфе не арфач, а арфистка. С родителями дети ходят в лес и новыми глазами смотрят на фигуру сухого дерева или корягу – корешок. Дома материалом для превращений становятся пуговицы или морские камушки. А на урок вновь придут волшебники – то Моцарт, то Леонардо да Винчи.

Специального и удобного учебного пособия для этого возраста и предмета у нас пока нет, педагоги собирают его сами.

Для работы каждому ребенку заводится тетрадь, большая и толстая, чтобы и картинки было куда приклеить и неуклюжим печатными буквами хватало места.

Вот так мы вместе с детьми тоже участвуем в сотворении мира.

Предмет “История искусств” будет у ребят все восемь лет обучения в школе. Далее, как и положено, изучаются виды и жанры искусства, содержание, средства, стили и направления. Но основные принципы сохраняются – знакомство с творческим опытом других людей и накопление своего.

Наша практика показывает, что интерес к искусству, творческое мировосприятие закладывается с этих первых шагов в этом волшебном мире.