Программа "Здоровый образ жизни"

Разделы: Начальная школа


Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Между тем, в последние годы резко снизилась роль школы в воспитании детей.

С каждым годом растет заболеваемость учащихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни. В начальных классах необходимо проводить уроки здоровья, на которых должны закладываться навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.

Все это побудило меня к созданию программы “Здоровый образ жизни”. Реализация данной программы может быть выполнена разными путями, но обязательно при условии решения задач осознания ценности здоровья как:

  • личной ценности;
  • наследственной ценности;
  • общественной ценности.

Здоровье как общественная ценность рассматривается в двух аспектах: нравственном (как одно из требующих бережного отношения к себе свойств личности) и экономическом (для индивида и общества). Рассматривая здоровье как собственность индивида, следует обращать внимание детей на ответственность этой собственности, анализируя с помощью частных примеров.

Осознание ценностей здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в нем. Эта потребность становится все более прочной и разносторонней. Закрепление ее осуществляется на каждом этапе образовательного процесса.

Следующая задача воспитательного процесса – формирование мотивации здорового образа жизни. Воспитанию следует предъявить большее жизненное значение, чем образованию.

Основные темы предлагаемой программы “Здоровый образ жизни”:

  1. Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания;
  2. Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов;
  3. Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников;
  4. Знание и навыки личной и общественной гигиены;
  5. Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка;
  6. Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма;
  7. Гигиенические аспекты полового воспитания;
  8. Профилактика вредных привычек.

Каждая тема включает в себя тематические беседы, помогающие формированию мотивации здорового образа жизни, и представлена в двух аспектах: теоретических и практических.

Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания.

а) Утренняя зарядка, водные процедуры.

  • Значение утренней зарядки и купания в бассейне для укрепления здоровья, воспитание силы воли, хорошего самочувствия.
  • Разучивание комплексов утренней зарядки.
  • Ежедневно выполнять утреннюю зарядку на свежем воздухе.
  • Четкая последовательность упражнений.

б) Закаливание.

  • Беседа о закаливающих процедурах: закаливание воздухом, водой, солнцем, ходьбой босиком, принципы закаливания.
  • Сознательно, систематически, последовательно, постепенно, с учетом физического развития и состояния выполнять правила закаливания.

в) Гигиена правильной осанки.

Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Большое значение для формирования правильной осанки имеет повседневный контроль за тем, как ребенок ходит, стоит при разговоре с учителем, при ответе с места, правильно ли он сидит при выполнении письменных заданий.

Школьник, сидящий за партой, в сущности, неподвижен. С этим связано статистическое напряжение мускулатуры. Если ребенок наваливается грудью или животом на край стола, то происходит сдавливание внутренних органов и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной и брюшной полостях. Неестественное положение туловища ведет к неправильному развитию опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, позвоночника, способствует его искривлению. Близкое расстояние от глаз до рабочей поверхности ведет к напряжению зрения, способствует развитию близорукости.

У ребенка должен быть выработан автоматизм в привычке правильно сидеть. Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка было сформировано убеждение в необходимости правильной осанки с помощью понятных им мотивов.

  • Значение правильной осанки для гармоничного развития организма.
  • Здоровьесберегающее воздействие спортивных мероприятий, утренние зарядки на формирование осанки.
  • Санитарно-гигиенические требования к подбору школьной мебели, правильная поза во время учебных занятий.
  • Регулярно выполнять зарядку, контролировать правильную осанку.
  • Строго выполнять правила правильной посадки и осанки.
  • Пользоваться правилами самоконтроля и саморегуляции.

г) Двигательная активность.

  • Основные здоровьесберегающие факторы двигательной активности: утренняя зарядка, физкульпаузы на уроках, подвижные игры на динамических часах, переменах, прогулки перед сном плавание в бассейне.
  • Правила поведения во время перемен, соответствие одежды погоде и характеру занятий.
  • Активное участие в динамических часах, подвижных играх, спокойный отдых перед звонком, перед отбоем.
  • Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов.

Учеными установлено, что десятки процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. В дневное время наиболее активны те отделы вегетативной нервной системы, которые стимулируют артериальное давление, сокращение кишечника, потоотделение и другие функции, дающие организму наиболее благоприятные возможности для физической и умственной работы.

Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, опорожняет кишечник, то у него вырабатывается рефлекс на время. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий все жизненные процессы, помогает выполнению такой важной деятельности школьника, как учебное занятие. У ученика, в определенное время приступающего к урокам, происходит не только психологический, но и физиологический настрой к необходимому часу – несколько усиливается дыхание, кровообращение, биоэлектрическая активность мозга и т.д. Эта готовность к выполнению умственной работе позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.

Выполнение режима дня дает хорошую возможность воспитания самодисциплины. При этом должны соблюдаться единые требования, учебные обязанности, предъявляемые к ребенку дома и в школе, предусматриваться время для необходимой социальной деятельности школьника – общественные работы, самообслуживание, помощь по дому.

  • Здоровьесберегающий фактор – правильный режим дня, четкая организация умственной деятельности, гигиена рабочего места, проветривание, выполнение физпауз на уроках, активная деятельность на переменах, динамических часах. Гигиенические требования ко сну, значение проветривания перед сном.
  • Самоконтроль за правильным поведением на уроках, поведением на переменах, соблюдением правильного режима дня. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроках, во время перемен, во время приготовления домашних заданий. Соблюдение рекомендаций по выполнению гигиенических требований к просмотру телепередач, к режиму отбоя.

Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников.

Трудовую деятельность детей организуют взрослые.

Помимо большого воспитательного значения посильный труд оказывает и оздоровительное влияние: улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышаются обменные процессы, укрепляется костно-мышечная система, повышаются выносливость, работоспособность, совершенствуется координация движений, появляются новые условнорефлекторные связи. Под влиянием труда в коре больших полушарий головного мозга быстрее протекают нервные процессы. Вместе с тем, оздоровительное влияние физического труда возможно только при соответствии его как по характеру, так и по объему, возрастным возможностям и состоянию здоровья учащихся, а также при соблюдении гигиенических требований к режиму трудового обучения и условиям его проведения. Однообразная длительная работа не дает возможности чередовать нагрузку на разные группы мышц, что ведет к снижению уровня насыщения крови кислородом, нарушению физиологических функций.

Нельзя “наказывать” трудом. Дети должны видеть реальные результаты своего труда.

а) Организация рабочего места.

  • Беседа по санитарно-гигиеническим требованиям к учебным помещениям, рабочему месту.
  • Проветривание помещений, уборка рабочего места и класса, хранение рабочего инвентаря в определенном месте.

б) Предупреждение и профилактика травматизма.

Эта проблема может решаться только при тесном содружестве семьи и школы.

Важно обучить детей, привить навыки по пользованию опасными предметами в школе, группе, дома, правильному поведению и ориентированию в опасных ситуациях, и довести их до полного автоматизма.

Должны быть под запретом особо опасные для здоровья и жизни школьников игры и занятия. В данном случае необходим контроль со стороны взрослых, организация отдыха и досуга.

  • Выполнение требований к организации рабочего места, правила пользования рабочими инструментами и инвентарем.
  • Соблюдение и самоконтроль по выполнению санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности на уроках трудового обучения.

в) Организация отдыха.

В основе рационального отдыха лежит перемена деятельности. Отдыхом во время урока является перемена деятельности, переход с письма и чтения на более легкую для большинства форму обучения: рассказ, собеседование. Игровые элементы и особенно физкультминутка помогают снять утомление мышц, ослабить умственное напряжение.

Перемену лучше всего проводить на свежем воздухе на пришкольном участке под контролем старших, привлекая к участию всех детей. Игры рекомендуется прекращать за 2 минут до звонка, чтобы ученики успокоились.

  • Сочетание труда и отдыха.
  • Организация пауз во время работы под контролем учителя.

Знание и навыки личной и общественной гигиены.

Весьма эффективной формой достижения единства требований школы и семьи в воспитании здорового ребенка является информация по вопросам гигиенического воспитания.

За несоблюдение правил гигиены можно постыдить школьника, действуя на его самолюбие, но вместе с тем поддерживать в нем уверенность в возможности отказа от дурной привычки. Но нужно иметь в виду, привычка грызть ногти, ручки, дергать волосы, кусать и облизывать губы, может быть проявлением детской нервозности.

  • Правила личной гигиены.
  • Правила ухода за чистотой тела, одежды, смены белья.
  • Важность овладения правилами культуры поведения.
  • Регулярное соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, уход за ногтями, за полостью рта, за чистотой, одежды, частей тела, головы).
  • Умение правильно оценивать и контролировать соблюдение правил личной гигиены.

Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка.

В настоящее время значительная часть гигиенических рекомендаций строится на знании ритмической деятельности организма. Десятки процессов, протекающих в организме человеке, подчинены суточному расписанию.

К определенному часу, когда происходит прием пищи, выделяются пищеварительные соки, организм готов к еде, ребенок хочет есть. Усвоение питательных веществ в данном случае максимальное, что так важно для растущего организма. Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой режима дня.

  • Правильный режим питания, значение пищи для растущего организма.
  • Животная и растительная пища – основа рационального питания.
  • Значение витаминов для организма.
  • Здоровьесберегающий фактор – выполнение правил поведения, гигиены.
  • Употребление разнообразной пищи, ограничение в употреблении сладостей, кондитерских изделий, вред переедания, еды всухомятку.
  • Прием ужина не позднее 1,5 часов до отбоя.
  • Соблюдение рационального режима питания, употребление в пищу продуктов, содержащих витамины.

Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма.

Анализ заболеваемости показывает, что среди детей младшего школьного возраста травматизм стоит на 4 месте. В последние годы изменилось отношение к этому вопросу. Установлено, что травмы носят сезонные колебания, имеют возрастную избирательность, встречаются в определенных местах.

При обучении правилам безопасности важное место занимает проведение так называемых “экскурсий безопасности”. Учитывая обстоятельства, что более чем в 50% несчастных случаев на дорогах повинны дети, то полезно разобрать с ними несколько конкретных ситуаций, в результате которых произошла трагедия. Не менее важным является участие в профилактических мероприятиях представителей специализированных ведомств и органов.

  • Соблюдение ПДД, правил пользования общественным транспортом, правил перехода улиц и дорог.
  • Профилактика и предупреждение бытовых травм (дома, на улице, в школе, в группе).
  • Правила поведения на переменах, во время экскурсий, при проведении
  • динамических часов.
  • Правила поведения и безопасности в экстремальных ситуациях (во время пожара, теракта и др.).
  • Соблюдение техники безопасного поведения на улицах и дорогах города. Движение по сигналам светофоров (при их отсутствии, согласно правилам ДД). Соблюдение правил безопасного поведения дома, в школе, в группе при работе с колющими и режущими предметами, при использовании спортивного и рабочего инвентаря и инструментов. Соблюдение правил безопасного поведения на льду, в воде, в незнакомых местах, во время паводка.
  • Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения на переменах, лестницах, в столовой, других общественных местах.
  • Строгое соблюдение правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Умение оказать первую медицинскую помощь при травмах, ранах, ушибах и т.д.

Гигиенические аспекты полового воспитания.

а) Мальчики.

  • Уважительное отношение к женщине, матери. Значение дружной и крепкой семьи. Дружба с девочками. Специфическая гигиена. Понятие о вредных привычках, их профилактика и предупреждение.
  • Соблюдение личной и специфической гигиены, регулярное выполнение зарядки, принятие водных процедур. Посильная помощь дома, в классе, в группе.

б) Девочки.

  • Значение дружной и крепкой семьи. Почтительное отношение к родителям, к взрослым. Необходимость дружбы и откровенности с теми, кому доверяешь. Содержание в чистоте тела, соблюдение специфической гигиены.
  • Активное участие в семейных, классных, внеклассных делах мероприятиях. Неукоснительное и строгое соблюдение правил личной и специфической гигиены, выполнение зарядки, принятие водных процедур.

Профилактика вредных привычек.

Более серьезного внимания требуют вредные привычки, формирование которых происходит в младшем школьном возрасте – курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания.

В беседах с детьми необходимо не ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты. Эта проблема должна оставаться в зоне постоянного внимания учителя.

В борьбе с вредными привычками школьников, как показывает педагогическая практика, хороший результат дают даже простейшие опыты или демонстрации знакомых детям натуральных предметов, они хорошо запоминаются и побуждают выполнять гигиенические рекомендации, бороться с вредными и дурными привычками.

В воспитании здорового ребенка важен тесный контакт и содружество учителей с медицинскими работниками, особенно в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей.

Понятие о вреде курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании.

Заключение.

Завершить работу хочется напоминанием коллегам о том, что от каждого учителя в значительной степени зависит направленность вектора воздействия школы на здоровье учащихся: или это воздействие оказывается здоровьеразрушающим, травмирующим тело и психику ребенка, или здоровьеразвивающим (в оптимальном варианте).