Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Между тем, в последние годы резко снизилась роль школы в воспитании детей.
С каждым годом растет заболеваемость учащихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.
Важную роль в сохранении здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни. В начальных классах необходимо проводить уроки здоровья, на которых должны закладываться навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.
Все это побудило меня к созданию программы “Здоровый образ жизни”. Реализация данной программы может быть выполнена разными путями, но обязательно при условии решения задач осознания ценности здоровья как:
- личной ценности;
- наследственной ценности;
- общественной ценности.
Здоровье как общественная ценность рассматривается в двух аспектах: нравственном (как одно из требующих бережного отношения к себе свойств личности) и экономическом (для индивида и общества). Рассматривая здоровье как собственность индивида, следует обращать внимание детей на ответственность этой собственности, анализируя с помощью частных примеров.
Осознание ценностей здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в нем. Эта потребность становится все более прочной и разносторонней. Закрепление ее осуществляется на каждом этапе образовательного процесса.
Следующая задача воспитательного процесса – формирование мотивации здорового образа жизни. Воспитанию следует предъявить большее жизненное значение, чем образованию.
Основные темы предлагаемой программы “Здоровый образ жизни”:
- Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания;
- Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов;
- Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников;
- Знание и навыки личной и общественной гигиены;
- Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка;
- Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма;
- Гигиенические аспекты полового воспитания;
- Профилактика вредных привычек.
Каждая тема включает в себя тематические беседы, помогающие формированию мотивации здорового образа жизни, и представлена в двух аспектах: теоретических и практических.
Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания.
а) Утренняя зарядка, водные процедуры.
- Значение утренней зарядки и купания в бассейне для укрепления здоровья, воспитание силы воли, хорошего самочувствия.
- Разучивание комплексов утренней зарядки.
- Ежедневно выполнять утреннюю зарядку на свежем воздухе.
- Четкая последовательность упражнений.
б) Закаливание.
- Беседа о закаливающих процедурах: закаливание воздухом, водой, солнцем, ходьбой босиком, принципы закаливания.
- Сознательно, систематически, последовательно, постепенно, с учетом физического развития и состояния выполнять правила закаливания.
в) Гигиена правильной осанки.
Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Большое значение для формирования правильной осанки имеет повседневный контроль за тем, как ребенок ходит, стоит при разговоре с учителем, при ответе с места, правильно ли он сидит при выполнении письменных заданий.
Школьник, сидящий за партой, в сущности, неподвижен. С этим связано статистическое напряжение мускулатуры. Если ребенок наваливается грудью или животом на край стола, то происходит сдавливание внутренних органов и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной и брюшной полостях. Неестественное положение туловища ведет к неправильному развитию опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, позвоночника, способствует его искривлению. Близкое расстояние от глаз до рабочей поверхности ведет к напряжению зрения, способствует развитию близорукости.
У ребенка должен быть выработан автоматизм в привычке правильно сидеть. Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка было сформировано убеждение в необходимости правильной осанки с помощью понятных им мотивов.
- Значение правильной осанки для гармоничного развития организма.
- Здоровьесберегающее воздействие спортивных мероприятий, утренние зарядки на формирование осанки.
- Санитарно-гигиенические требования к подбору школьной мебели, правильная поза во время учебных занятий.
- Регулярно выполнять зарядку, контролировать правильную осанку.
- Строго выполнять правила правильной посадки и осанки.
- Пользоваться правилами самоконтроля и саморегуляции.
г) Двигательная активность.
- Основные здоровьесберегающие факторы двигательной активности: утренняя зарядка, физкульпаузы на уроках, подвижные игры на динамических часах, переменах, прогулки перед сном плавание в бассейне.
- Правила поведения во время перемен, соответствие одежды погоде и характеру занятий.
- Активное участие в динамических часах, подвижных играх, спокойный отдых перед звонком, перед отбоем.
- Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов.
Учеными установлено, что десятки процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. В дневное время наиболее активны те отделы вегетативной нервной системы, которые стимулируют артериальное давление, сокращение кишечника, потоотделение и другие функции, дающие организму наиболее благоприятные возможности для физической и умственной работы.
Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, опорожняет кишечник, то у него вырабатывается рефлекс на время. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий все жизненные процессы, помогает выполнению такой важной деятельности школьника, как учебное занятие. У ученика, в определенное время приступающего к урокам, происходит не только психологический, но и физиологический настрой к необходимому часу – несколько усиливается дыхание, кровообращение, биоэлектрическая активность мозга и т.д. Эта готовность к выполнению умственной работе позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.
Выполнение режима дня дает хорошую возможность воспитания самодисциплины. При этом должны соблюдаться единые требования, учебные обязанности, предъявляемые к ребенку дома и в школе, предусматриваться время для необходимой социальной деятельности школьника – общественные работы, самообслуживание, помощь по дому.
- Здоровьесберегающий фактор – правильный режим дня, четкая организация умственной деятельности, гигиена рабочего места, проветривание, выполнение физпауз на уроках, активная деятельность на переменах, динамических часах. Гигиенические требования ко сну, значение проветривания перед сном.
- Самоконтроль за правильным поведением на уроках, поведением на переменах, соблюдением правильного режима дня. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроках, во время перемен, во время приготовления домашних заданий. Соблюдение рекомендаций по выполнению гигиенических требований к просмотру телепередач, к режиму отбоя.
Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников.
Трудовую деятельность детей организуют взрослые.
Помимо большого воспитательного значения посильный труд оказывает и оздоровительное влияние: улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышаются обменные процессы, укрепляется костно-мышечная система, повышаются выносливость, работоспособность, совершенствуется координация движений, появляются новые условнорефлекторные связи. Под влиянием труда в коре больших полушарий головного мозга быстрее протекают нервные процессы. Вместе с тем, оздоровительное влияние физического труда возможно только при соответствии его как по характеру, так и по объему, возрастным возможностям и состоянию здоровья учащихся, а также при соблюдении гигиенических требований к режиму трудового обучения и условиям его проведения. Однообразная длительная работа не дает возможности чередовать нагрузку на разные группы мышц, что ведет к снижению уровня насыщения крови кислородом, нарушению физиологических функций.
Нельзя “наказывать” трудом. Дети должны видеть реальные результаты своего труда.
а) Организация рабочего места.
- Беседа по санитарно-гигиеническим требованиям к учебным помещениям, рабочему месту.
- Проветривание помещений, уборка рабочего места и класса, хранение рабочего инвентаря в определенном месте.
б) Предупреждение и профилактика травматизма.
Эта проблема может решаться только при тесном содружестве семьи и школы.
Важно обучить детей, привить навыки по пользованию опасными предметами в школе, группе, дома, правильному поведению и ориентированию в опасных ситуациях, и довести их до полного автоматизма.
Должны быть под запретом особо опасные для здоровья и жизни школьников игры и занятия. В данном случае необходим контроль со стороны взрослых, организация отдыха и досуга.
- Выполнение требований к организации рабочего места, правила пользования рабочими инструментами и инвентарем.
- Соблюдение и самоконтроль по выполнению санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности на уроках трудового обучения.
в) Организация отдыха.
В основе рационального отдыха лежит перемена деятельности. Отдыхом во время урока является перемена деятельности, переход с письма и чтения на более легкую для большинства форму обучения: рассказ, собеседование. Игровые элементы и особенно физкультминутка помогают снять утомление мышц, ослабить умственное напряжение.
Перемену лучше всего проводить на свежем воздухе на пришкольном участке под контролем старших, привлекая к участию всех детей. Игры рекомендуется прекращать за 2 минут до звонка, чтобы ученики успокоились.
- Сочетание труда и отдыха.
- Организация пауз во время работы под контролем учителя.
Знание и навыки личной и общественной гигиены.
Весьма эффективной формой достижения единства требований школы и семьи в воспитании здорового ребенка является информация по вопросам гигиенического воспитания.
За несоблюдение правил гигиены можно постыдить школьника, действуя на его самолюбие, но вместе с тем поддерживать в нем уверенность в возможности отказа от дурной привычки. Но нужно иметь в виду, привычка грызть ногти, ручки, дергать волосы, кусать и облизывать губы, может быть проявлением детской нервозности.
- Правила личной гигиены.
- Правила ухода за чистотой тела, одежды, смены белья.
- Важность овладения правилами культуры поведения.
- Регулярное соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, уход за ногтями, за полостью рта, за чистотой, одежды, частей тела, головы).
- Умение правильно оценивать и контролировать соблюдение правил личной гигиены.
Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка.
В настоящее время значительная часть гигиенических рекомендаций строится на знании ритмической деятельности организма. Десятки процессов, протекающих в организме человеке, подчинены суточному расписанию.
К определенному часу, когда происходит прием пищи, выделяются пищеварительные соки, организм готов к еде, ребенок хочет есть. Усвоение питательных веществ в данном случае максимальное, что так важно для растущего организма. Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой режима дня.
- Правильный режим питания, значение пищи для растущего организма.
- Животная и растительная пища – основа рационального питания.
- Значение витаминов для организма.
- Здоровьесберегающий фактор – выполнение правил поведения, гигиены.
- Употребление разнообразной пищи, ограничение в употреблении сладостей, кондитерских изделий, вред переедания, еды всухомятку.
- Прием ужина не позднее 1,5 часов до отбоя.
- Соблюдение рационального режима питания, употребление в пищу продуктов, содержащих витамины.
Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма.
Анализ заболеваемости показывает, что среди детей младшего школьного возраста травматизм стоит на 4 месте. В последние годы изменилось отношение к этому вопросу. Установлено, что травмы носят сезонные колебания, имеют возрастную избирательность, встречаются в определенных местах.
При обучении правилам безопасности важное место занимает проведение так называемых “экскурсий безопасности”. Учитывая обстоятельства, что более чем в 50% несчастных случаев на дорогах повинны дети, то полезно разобрать с ними несколько конкретных ситуаций, в результате которых произошла трагедия. Не менее важным является участие в профилактических мероприятиях представителей специализированных ведомств и органов.
- Соблюдение ПДД, правил пользования общественным транспортом, правил перехода улиц и дорог.
- Профилактика и предупреждение бытовых травм (дома, на улице, в школе, в группе).
- Правила поведения на переменах, во время экскурсий, при проведении
- динамических часов.
- Правила поведения и безопасности в экстремальных ситуациях (во время пожара, теракта и др.).
- Соблюдение техники безопасного поведения на улицах и дорогах города. Движение по сигналам светофоров (при их отсутствии, согласно правилам ДД). Соблюдение правил безопасного поведения дома, в школе, в группе при работе с колющими и режущими предметами, при использовании спортивного и рабочего инвентаря и инструментов. Соблюдение правил безопасного поведения на льду, в воде, в незнакомых местах, во время паводка.
- Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения на переменах, лестницах, в столовой, других общественных местах.
- Строгое соблюдение правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Умение оказать первую медицинскую помощь при травмах, ранах, ушибах и т.д.
Гигиенические аспекты полового воспитания.
а) Мальчики.
- Уважительное отношение к женщине, матери. Значение дружной и крепкой семьи. Дружба с девочками. Специфическая гигиена. Понятие о вредных привычках, их профилактика и предупреждение.
- Соблюдение личной и специфической гигиены, регулярное выполнение зарядки, принятие водных процедур. Посильная помощь дома, в классе, в группе.
б) Девочки.
- Значение дружной и крепкой семьи. Почтительное отношение к родителям, к взрослым. Необходимость дружбы и откровенности с теми, кому доверяешь. Содержание в чистоте тела, соблюдение специфической гигиены.
- Активное участие в семейных, классных, внеклассных делах мероприятиях. Неукоснительное и строгое соблюдение правил личной и специфической гигиены, выполнение зарядки, принятие водных процедур.
Профилактика вредных привычек.
Более серьезного внимания требуют вредные привычки, формирование которых происходит в младшем школьном возрасте – курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания.
В беседах с детьми необходимо не ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты. Эта проблема должна оставаться в зоне постоянного внимания учителя.
В борьбе с вредными привычками школьников, как показывает педагогическая практика, хороший результат дают даже простейшие опыты или демонстрации знакомых детям натуральных предметов, они хорошо запоминаются и побуждают выполнять гигиенические рекомендации, бороться с вредными и дурными привычками.
В воспитании здорового ребенка важен тесный контакт и содружество учителей с медицинскими работниками, особенно в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей.
Понятие о вреде курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании.
Заключение.
Завершить работу хочется напоминанием коллегам о том, что от каждого учителя в значительной степени зависит направленность вектора воздействия школы на здоровье учащихся: или это воздействие оказывается здоровьеразрушающим, травмирующим тело и психику ребенка, или здоровьеразвивающим (в оптимальном варианте).