Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Технология: Личностно–ориентированная.
Дидактические цели:
Обеспечить условия для:
- Раскрытия геометрического смысла коэффициента k и b функции y=kx + b
- Введения понятия “угловой коэффициент”;
- Формирования умений по внешнему виду формул задающих линейные функции устанавливать взаимное расположение графиков этих функций;
- Формирования умений строить графики линейных функций.
Развивающие цели:
Обеспечить условия для:
- Самостоятельного добывания знаний, осмысленного отношения к своей деятельности;
- Самостоятельности мышления: выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы;
- Формирования культуры учебной деятельности;
- Личностного саморазвития учащихся;
- Развития критического мышления;
- Развития глазомера учащихся.
Воспитательные цели:
Обеспечить условия для:
- Воспитания аккуратности;
- Воспитания ответственного отношения к учению;
- Воспитания культуры общения.
Методы:
- Наблюдение;
- Эвристическая беседа;
- Диалог;
- Педагогической поддержки;
- Создание ситуации успеха.
Формы: Фронтальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальная работа.
Структура урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
- Актуализация опорных знаний. (5-6 мин.)
- Введение в тему. Постановка учебных задач. (3-4 мин.)
- Ознакомление с новым материалом. (12-15 мин.)
- Первичное осмысление и закрепление изученного. (10 -12 мин.)
- Рефлексия. (2-3 мин.)
- Домашнее задание. (1-2 мин.)
- Итог. (1-2 мин.)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Цель: Обеспечить рабочую обстановку на уроке. |
Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку. | Дежурные помогают учителю. |
2. Актуализация знаний. Цель: Организовать познавательную деятельность учащихся. |
– Назовите известные вам функции. – Какая функция называется линейной?
– Какая функция называется прямой пропорциональностью? Среди формул (на доске): , , , , , , найдите те, которые задают линейную функцию. Для этих формул укажите и .
|
– Линейная функция и прямая
пропорциональность. – Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида , где - независимая переменная, и - некоторые числа. – Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида , - независимая переменная, - не равное нулю число. , =12, = -10 , = -0,5, =4, , =0, =11, , =, =0. .
Две прямые могут быть параллельными, могут пересекаться и совпадать. |
3. Введение в тему. Постановка учебных задач. Цель: Обеспечить целеполагание. |
Мы с вами знаем, что графиком линейной
функции является прямая, поэтому графики двух
линейных функций тоже могут быть параллельными,
могут пересекаться и совпадать. А теперь выясним, что нового мы должны узнать на уроке, что выяснить, чему научиться? На основе предыдущих рассуждений попытайтесь самостоятельно сформулировать тему урока. Учитель корректирует ответы учащихся. Верно. Тема урока: Взаимное расположение графиков линейных функций. Выясним, что должны узнать на уроке. Попытайтесь самостоятельно поставить цель, которую вы хотите достичь. Учителем на доске заранее подготовлена запись: Должны узнать: После наиболее точной формулировки цели урока учащимися, учитель записывает цель урока на доске. |
Возможные ответы учащихся: – Расположение графиков линейных функций; – Взаимное расположение графиков линейных функций; Ученики записывают тему урока в тетрадь. Возможные ответы: – Должны рассмотреть параллельность, пересечение и совпадение графиков линейных функций; – Графики, каких линейных функций параллельны, пересекаются, совпадают; – От чего зависит параллельность, пересечение, совпадение графиков линейных функций; – В каком случае графики двух линейных функций параллельны, в каком случае пересекаются, в каком случае совпадают. (То, что говорят дети, учитель быстро записывает на доске). |
4. Ознакомление с новым материалом. Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с новым материалом.
|
На доске записаны три группы заданий: Задание№1. В одной системе координат постройте графики функций: 1., 2. 3. . Задание№2. В одной системе координат постройте графики функций: 1., 2. , 3. Задание№3. В одной системе координат постройте графики функций: 1. , 2. , 3. . |
|
Первичное осмысление и закрепление
изученного. Цель: Создать условия для первичного осмысления и закрепления полученных знаний. |
Учитель знакомит учащихся с заданиями. – Построение графика функции под цифрой 3 выполняете, если уже построено по два графика в каждой группе заданий. – В итоге выполнения заданий у вас в тетради должно быть изображено три системы координат, в каждой из которых обязательно по два графика. У сильных учащихся в тетрадях возможно – по три графика. Учитель даёт возможность каждому учащемуся самостоятельно определиться с формой работы. Те учащиеся, которые уверены в своих силах и могут самостоятельно построить все графики садятся на левый ряд и работают самостоятельно. Учитель контролирует их деятельность. Остальные, которые не уверены в своих силах, садятся на правый ряд и выполняют построение вместе с учителем, работая по одному у доски. После выполнения заданий на доске изображены три системы координат, в каждой из которых по два графика, а у сильных учащихся в тетрадях возможно – по три графика. – Обратите внимание на доску: Работаем над заданием №1. –Посмотрите на формулы, задающие графики этих функций, что вы заметили? –Обратите внимание на то, как расположены графики этих функций? – Какой вывод можно сделать, сопоставив запись формул, задающих функции и взаимное расположение их графиков? – Как графики данных функций располагаются по отношению к оси ох? – Верно, и этот угол зависит от коэффициента , который называется угловым коэффициентом прямой графика функции . Отметьте на чертеже углы наклона графиков функций к оси ох. Работаем над заданием №2. Учитель задаёт аналогичные вопросы, а также обращает внимание на то, в какой точке пересекаются прямые. Работаем над заданием №3. Учитель задаёт аналогичные вопросы, что и при работе над заданием №1. – Откройте учебник на странице 65 и проверьте, правильные ли мы с вами сделали выводы. – Обратите внимание на цели, которые вы поставили в начале урока. – На какой вопрос осталось ответить? –В каком же случае графики двух линейных функций совпадают? Запишите выводы в тетрадь. Ученики выполняют задания индивидуальных рабочих листов. Приложение1. |
– Коэффициенты при
одинаковые. – Графики данных функций параллельны. Возможные ответы: – Когда коэффициенты равны, то графики параллельны. – Графики линейных функций параллельны, если коэффициенты при одинаковые. Возможные ответы: – Графики пересекают ось. – Графики данных функций наклонены к оси ох под одним и тем же углом.
– Коэффициенты при различные, а одинаковые. – Графики пересекаются. – Прямые пересекаются в точке (0; 2). – Графики пересекаются, когда одинаковые. Точка пересечения (0; ). – Графики пересекаются, когда коэффициенты при различны.
– Коэффициенты при различные и различные. – Графики пересекаются. – Графики пересекаются, когда коэффициенты при различны. Открывают учебник и читают: Графики двух линейных функций, заданных формулами вида , пресекаются, если коэффициенты при различны и параллельны, если коэффициенты при одинаковые.
– В каком случае графики двух линейных функций совпадают. –Графики двух линейных функций совпадают, в том случае, если совпадают и . Ученики записывают. |
6. Рефлексия Цель: Создать условия для формирования навыка самоанализа. |
–Что каждый из вас сегодня узнал, понял,
открыл? –Что понравилось особенно, что бы хотелось выполнить еще раз? –Что не понравилось и почему? –Что бы вы хотели изменить? |
Ответы учащихся. |
7. Домашнее задание. Цель: Дать инструкцию по выполнению домашнего задания. |
П. 15 № 337, 339, 341(а, в) – для всех. По желанию: Две космические станции – российская и американская. Одна движется по пути, описываемому функцией у = 2х + 1, а другая – у = -2х + 5. Определить координаты стыковки этих двух станций. |
|
8. Итог урока. Цель: Подвести итоги урока, обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке. |
- Что делали на уроке? - Что нового узнали на уроке? Сделайте вывод. Учитель оценивает работу: учитывает правильность, самостоятельность, оригинальность. |
Ответы учащихся. |