Цель: продолжить у учащихся представление о литературе, как об искусстве слова, как об одном из видов искусства в контексте других его видов.
Задачи:
- Показать учащимся особенности авторского, собственного литературного произведения как произведения, в котором содержится авторская точка зрения.
- Учить, обсуждая эстетические проблемы, обращаться к материалу другого вида искусства.
- Учить обнаруживать средства художественной выразительности текста, учить давать характеристику литературному произведению.
- Учить передавать свое отношение к изображаемому, используя для этого возможности композиции, ритма и цвета.
- Воспитывать переживание красоты труда и развивать творческие способности.
Оборудование:
- Портреты Б.Пастернака, Ф.Тютчева.
- Выставка книг с произведениями Б.Пастернака.
- Карточки со словами для классификации.
- Картина В. Серова “Зимой”.
- Тонированные акварелью листы бумаги, акварель, кисти, палитра.
Ход урока
I.Организационный момент
Учитель:
Прозвенел опять звонок
Начинается урок.
Все в порядке, все готовы.
Работать быстро и толково.
II .Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Учитель:
Литературное чтение имеет большое значение,
Кто литературу поймет и полюбит,
Для того она станет настоящим увлечением,
А возможно и жизненным предназначением.
Сегодня мы с вами поговорим об удивительном явлении, а о каком, узнаете,если отгадаете кроссворд:
а | в | т | о | р | |||||
ж | а | н | р | ||||||
л | и | т | е | р | а | т | у | р | а |
р | и | ф | м | о | в | к | а | ||
п | о | э | з | и | я |
- Конкретный человек, создатель художественного произведения.(Автор)
- Произведения одного литературного рода (вида), имеющие общие признаки (Жанр)
- Вид искусства. Слово является средством создания художественных образов. (Литература)
- Расположение рифмующихся строк в стихе. (Рифмовка)
- Это творчество, в нем особая организация речи, которая отличается рифмой и ритмом. (Поэзия)
Учитель: Какое слово у нас получилось по вертикали?
Дети: ВРЕМЯ
Учитель: Что такое время? (Выслушать все мнения учащихся)
Информация для учителя: Время – (филос.) необходимая форма, в которой мы сознаем все наши представления, а через это и все то, что только может быть доступным нашему сознанию.
Учитель: Можно ли остановить время? (Выслушать все мнения детей)
Помните, у А. Вознесенского есть строки:
Тихо-тихо. Слышно точно.
Как текут секунды дней.
Время – это движение. Давайте сходим в “Третьяковскую галерею”, найдем там картину В.Серова
“Зимой” (Дети рассматривают картину)
Учитель: Удалось ли художнику передать движение лошадки? (Выслушать все мнения учащихся)
Учитель: Резкая диагональ низа дощатой избы, которая идет от левого нижнего края вглубь картины, к ее центру и пересекается в центре вертикалью угла избы, побуждает глаз проделать этот путь от края картины к центру и завернуть за тот угол, откуда только что выехала лошадка.
Лошадка своим движением, которое совпадает с направлением протоптанной дорожки, создает другую диагональ, которая закругляется прямо на зрителя. Именно ритм, который создается сочетанием прямых и закругляющихся линий (дуга дорожки, дуга оглобли, дуга согнутой ножки лошадки), создает впечатление движения.
Художник В.Серов передал движение, само течение, протекание жизни во времени. Он запечатлел этот момент жизни, это мгновение.
Какой афоризм, какое краткое изречение вспоминается?
Дети: Остановись мгновение.
Учитель: Значит время во власти…….человека…….
А как вы думаете, какие виды искусства могут остановить время, показать нам те моменты, которые их взволновали, восхитили, удивили?
Дети: Музыка, живопись, литература.
Учитель:
Огромное поле художественной культуры…
Большая часть отдана литературе.
Нам и будущее искусство представляет,
И в прошлое нас возвращает.
Время во власти человека,
Так было и будет век из века
III. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Б. Пастернака “ Опять весна”.
Прошу обратить внимание на выставку книг с его произведениями. Cпасибо ребятам, которые приняли участие в ее составлении.
В основном произведения Б.Пастернака для старших. Стихотворение “ Опять весна” является авторским произведением.
Откройте учебник на стр.52.Литературное чтение Н. А. Чуракова (часть 1)
Учитель: Назовите вид произведения?
Ученик: Поэзия
Учитель: Назовите жанр произведения ?
Ученик: Стихотворение
Учитель: Кто из вас желает принять участие в конкурсе стихотворений?
(учащиеся рассказывают стихи, проводится анализ чтения учащимися)
Учитель: Расскажите,что вы узнали о Б.Пастернаке от взрослых или из дополнительных источников ? (рассказы детей )
Информация для учителя: Борис Леонидович Пастернак родился в 1890 году в Москве. Его отец был художником, мать - музыкантом. Мальчиком он был впечатлительным. Обстановка родительского дома, где царил дух искусства, стало для него основой его художественного становления Он учился в гимназии и одновременно с гимназией. Он практически закончил курс консерватории, блестяще за – кончил университет. Первая книга Пастернака Б.Л. вышла в 1941 году. Стихотворения поэта сложные по форме. Поэтика его особенная, свойственная только ему и никому более. В поэзии Пастернака природа обретает лицо и собственный язык. Пастернак был в числе ведущих русских поэтов.
“Человек и мироздание даны в одном измерении…человек, и природа одинаково одушевлены для него и одинаково одухотворены” (А. Якобсон)
Учитель: Борис Пастернак “ Опять весна”. (отрывок)
(чтение стихотворения)
Анализ стихотворения
Учитель: Прочитайте еще раз первую строфу. Как (в каких именно словах) поэт говорит о том,что наступление весны –это то чудо, которое происходит прямо на наших глазах?
Ученик: То, что наступление весны дело обычное видно из слов: “слышал уж как-то порой прошлогодней”, “это как в прежние времена”, “это как прежде”. О том что наступление весны – это новое чудо, которое рождается прямо на наших глазах, говорят слова”Ах, это сызнова, верно, сегодня”,”это поистине новое чудо”, “это…снова весна”
(чтение стихотворения учащимися)
Учитель: Какое настроение создается тем, что многие строчки начинаются со слова “Это”?
Ученик: Подобные начала строк придает стихотворению какой-то песенный характер.
Учитель: Давайте вспомним былинные строчки “Садко”, начала которых отличаются повторяющимися союзами:
И опять Садку да соскучилось
И пошел Садко да к Ильмень – озеру,
Как садился он на синь горюч камень,
Как он начал играть во гусли во яровчаты,
Как опять он играл с утра до вечера,
А волна уж в озере расходилась,
А вода с песком до сомутилась!
Учитель: Повторами зачинов-слов, с которых начинаются строчки, что подчёркивается?
Ученик: Подчёркивается песенность былин.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученик: Что повторы слов, с которых начинаются строчки, придают песенный характер.
Учитель: А вот с другой стороны, повтор короткого слова (это) что придаёт стихотворению?
Ученик: Придаёт какую-то взволнованность, повышенную эмоциональность.
Учитель: Удаётся ли поэту создать впечатление нарастающего нашествия весны?
Внимательно перечитайте все стихотворение и подготовьте ответ (дети читают стихотворение про себя)
Ученик: Впечатление нарастающего нашествия весны, большого влияния весны на всё Борис Пастернак создаёт системой повторов: (Это она, она) ((Это её, это её )), часто слова, которые повторяются: ((это…, это…,это…)
Учитель: Кто из поэтов в своём стихотворении о весне пользовался этими же средствами, повторами?
Ученик: Фёдор Тютчев .
Учитель: А какой образ весны создал Тютчев ?
Ученик: весна у Тютчева красивая, полногласная, светлая, румяная, молодая, заботливая, бодрая.
Учитель: А какой образ весны создал Пастернак.
Ученик: Весна у Пастернака непредсказуемая, неупорядоченная, стихийная, бестолковая, будничная, скромная, в косынке и телогрейке.
Учитель: А почему именно в косынке и телогрейке показывает Пастернак образ весны?
Ученик: Да потому что весной бывает и тепло, и прохладно.
Учитель: А что использует Пастернак, создавая такой образ весны?
Ученик: Использует обилие контрастов: (прошлогодний - сегодня), (сызнова – как в прежние времена), (прежние времена), (прежде – снова).
Учитель: Какой образ весны вам больше нравится: весны, за спиной у которой румяный хоровод майских дней или весны-Снегурки в косынке и телогрейке? (выслушиваем и обсуждаем все мнения)
Учитель: Какой образ ручья (ручей – гонец ; ручей – робкий воришка ; ручей – торопливый полубезумный болтун ) нравится вам больше и почему ? (выслушать и обсудить мнения учишься )
Учитель: Найдите рифмующиеся слова, соедините их карандашом. Как они расположены?
Ученик: Впервой строфе два четверостишия. В них рифмуются первая с четвертой, и вторая с третьей строка. С такой рифмой мы еще не встречались.
Учитель: Как бы вы назвали такую рифму?
Ученик: Кольцевая, круговая.
Учитель: Такая рифма называется охватной. Что вы можете сказать о второй строфе?
Ученик: Во второй строфе тоже два четверостишия. В первом – охватная рифма, а во втором – перекрестная.
Учитель: Какой рифмой заканчивается произведение?
Ученик: Оно завершается перекрестной рифмой. (на доску вывешиваются схемы)
Учитель: Что объединяет оба эти стихотворения?
Ученик: Их объединяет одна тема: “Весна”, оба поэта рисуют образ весны.
Учитель: Соотнесите эти определения с образом весны каждого поэта.
Красивая | Бестолковая | Блестящая |
Ясная | Эмоциональная | Румяная |
Будничная | Песенная | Бодрая |
Сумбурная | Полногласная | Взволнованная |
Непредсказуемая | Светлая | Неупорядоченная |
Учитель: В каком стихотворении лучше всего, на ваш взгляд, передано течение времени: где вы видите те изменения, которые происходят с природой?
Ученик: Это лучше видно в произведении Пастернака, потому, что у него больше конкретной наблюдательности, а у Тютчева обобщенный и красочный образ – олицетворение.
IV. Творческая работа учащихся:
Учитель: Предлагаю вам подумать и выбрать работу по душе: заняться поэзией или быть художниками.(ребята делятся на две группы по интересам: одни сочиняют стихи о весне, другие будут рисовать) Каждый художник, даже самый великий, всегда начинает с малого . Приготовьте свое рабочее место: тонированный лист бумаги, акварель, кисти, палитру .
Сегодня мы узнали, как поэты воплотили художественный замысел, а именно создали образ весны. А мы попробуем создать образ весны посредством живописи, ведь время во власти человека.
Какими красками будем передавать весеннее настроение?
Ученик: Все оттенки зеленого цвета, яркие, желтый, солнечные тона.
Учитель: Подумайте, договоритесь, что вы будите размещать на рисунке, поговорите о композиции размещения, Помните, что зрительные равновесия форм – одно из главных условий красивого расположения объектов. Постарайтесь умело отразить колорит весенних красок. Если вы будете изображать деревья, что надо помнить?
Ученик: Деревья на первом плане будут несколько больше и ниже расположены на листе бумаге, чем деревья на заднем плане.
Учитель: Природа никогда не бывает застывшей, хорошие художники всегда передают ее бесконечность. Вспомните свои зрительные представления о весне, ведь время во власти человека. Возьмите на вооружение впечатления от произведений Тютчева и Пастернака. Секрет зрительского успеха всех выставок известного художника Хакасии Григория Серебрякова в том, что у него “певучая кисть”. Я желаю вам, чтобы и ваша кисть была такой же. Удачи вам!
Учащиеся в группах выполняют работу. Для создания эмоционального настроения звучит соответствующая теме музыка. Готовые работы крепятся на доску. Рассматриваем и анализируем выставку картин.
Учитель:
- Где соблюдено композиционное равновесие?
- На каких картинах деревья изображены в движении?
- Чей колорит вам больше по душе?
- На каких работах видно хорошее владение приемами акварелью?
А теперь послушаем стихи, которые ребята сочинили сами.
V.Рефлексия
- Что узнали?
- Чему научились?
- Кто кому помогал?
- Какое было настроение?
- Как мы берегли свое здоровье?
Приложение№1
схемы
Парная
|
Охватная
1._____________ 2.________________________________ 3_________________________________ 4._____________ |
Перекрестная
1.______________________ 2.______________________________________ 3.______________________ 4._____________________________________ |