Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметный, межпредметный.
На перекрёстке этих подходов могут быть и разные результаты:
а) рождение абсолютно новых предметов (курсов);
б) рождение новых спец. курсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;
в) рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением независимого существования;
г) разовые уроки разного уровня и характера.
На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная.
Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как ИЗО и художественный труд, ИЗО и литература, ИЗО и музыка, которые просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Картины Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и ИЗО позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством.
Это не только рисование под музыку, но и создание более значимых работ. Например, в предлагаемом уроке.
Интегрированный урок музыки и ИЗО.
Тема: “Создание декораций в балете “Спящая красавица” П. И. Чайковского.
Цель: Развитие творческого воображения ребёнка.
Задачи:
1. Закрепить понятие жанра балета.
2. Продолжать знакомится с музыкой и сюжетом балета.
3. Познакомится с понятием декорация спектакля.
4. Создать собственную декорацию к балету.
5. Развивать изобразительные навыки.
6. Обобщить знания о тематическом рисовании, средствах художественной выразительности, выделение композиционного центра, пространства, умение образно представить задуманную композицию.
Необходимый материал: запись музыки балета, зрительный ряд: рисунки и этюды декораций Ивана Билибина, замки.
Ход урока
1. Повторение.
- На предыдущем уроке, ребята, мы познакомились с новым жанром - балетом.
Скажите, пожалуйста, что это за жанр? (Дети отвечают на вопрос и дают определение балета).
- Да, вы сказали всё правильно, что балет - это синтез танца, пластики, мимики и музыки. Но, скажите, а без чего не может быть написан балет? (Дети выходят на сюжет или либретто). А что такое либретто и кто его пишет? (Ответы учащихся). 5 мин.
2. Выход на новое понятие.
- А теперь, давайте представим - есть либретто, сочинена музыка, поставлен танец, а чего же будет не хватать на сцене? (Дети пытаются найти ответ и приходят к выводу, что нужно приготовить сцену для каждого отдельного спектакля, для каждой постановки и делают это специальные люди – художники-декораторы). 3 мин.
3. Рассказ педагога о художниках-декораторах. 5 мин.
- Литература, музыка, театр и изобразительное искусство тесно связаны. У них общее назначение – дарить людям красоту, радость. Театр, музыка не могут существовать без изобразительного искусства, а изобразительное искусство без музыки и театра.
- Почему любое представление не может обойтись без изобразительного искусства? (Ответы учащихся).
- Да, я согласна с вами, надо оформить сцену, оформление сцены называется –декорацией. Декорация - устанавливаемое на сцене, живописное, объемное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия.
- Давайте посмотрим с вами эскизы декораций к опере “Золотой петушок” художника Ивана Билибина.
Идет показ эскизов декораций. Параллельно идет обсуждение эскизов.
- Какой здесь преобладает цвет, холодный или теплый? (Ответы детей).
- Какие чувства передает художник теплым цветом?
- Холодным цветом передадим тревогу, напряжение.
4. Слушание музыки.
- А теперь вернёмся к балету и вспомним прекрасную музыку, которую написал П. И. Чайковский (звучит Вальс из 1 действия балета). Какой номер прозвучал? (Учащиеся отвечают). А сейчас представьте себя художниками- декораторами и создайте свою декорацию для этой сцены. 3 мин.
5. Объяснение педагога по практической работе. 5 мин.
Мы сегодня с вами нарисуем эскиз декорации к балету: “Спящая красавица”.
- Скажите, пожалуйста, что такое эскиз?
- Эскиз – предварительный, неоконченный рисунок, набросок, сделанный в общих чертах. (Ответ учащихся)
- Какой вы можете нарисовать сюжет?
(Старый замок в дремучем лесу, интерьер замка, или улицу старого города. )
- А теперь преступим, пожалуйста, к работе.
6. Практическая работа 15 мин.
Дети рисуют эскизы декораций под музыку балета.
7. Итоги урока.
Экспресс-выставка ученических работ.