“Дайте мне рычаг, и я переверну землю!”. Кто-то может сказать, что Архимед не собирался переворачивать Землю, его знаменитая фраза лишь иллюстрировала возможности рычага. На самом деле он предложил одно из самых глобальных новшеств в истории человечества. Новшество заключалось в возможности изменить все, даже основы мироздания… Инновационная деятельность в нашем учреждении явилась как раз рычагом развития образовательного учреждения.
Формализованный подход к инновационной деятельности нам не удался. Тогда мы начали проводить семинары по инновационной деятельности, педагогические Советы, изучили инновационный потенциал педагогов через анкеты и собеседования. Создали банк инновационных идей педагогических работников, разработали модель инновационной деятельности. Проанализировав результаты, мы поняли, что при достижении желаемой цели педагог должен входить в соуправление развитием учреждения наравне с администрацией. При этом он трижды предстает как управленец:
- Управляет детским коллективом;
- Управляет собственной педагогической деятельностью;
- Входит в коллективное самоуправление развитием учреждения.
Следовательно, возникает необходимость в ликвидации управленческой безграмотности. Мы решили обучить педагогов основам управленческой деятельности. В учреждении был организован семинар (в количестве 36 часов в течение года) по достаточно общей теории управления, разработанной учеными г. Санкт-Петербурга. (Достаточно общая теория управления. Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики – процессом управления Санкт-Петербургского государственного университета (1997-2003гг.).- С.-Пб, 2003.)
В 2005 году ДДТ “Кировский” получил статус Городской экспериментальной площадки по теме: “Стимулирование инновационной деятельности педагогов дополнительного образования через обучение основам теории и практики управленческой деятельности”, целью которой является повышение качества оказания дополнительных образовательных услуг для детей в ДДТ “Кировский”.
Педагоги приняли участие в психологическом семинаре “Подготовка педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности”, семинаре-практикуме “Инновационная деятельность педагогов дополнительного образования” (22 часа). Постоянно проводился мониторинг хода эксперимента. Были предложены педагогам анкеты по самооценке, по уровню готовности педагогов к воспитательной работе, оценивался уровень творческого потенциала личности, творческий, деловой и нравственный климат в коллективе.
В ходе реализации эксперимента были получены следующие результаты:
- повысилась профессиональная компетенция педагогов,
- повысилась мотивация педагогов к инновационной деятельности,
- повысилось качество образовательных программ через включение в их содержание инновационных компонентов: 19 педагогов используют в работе проектную деятельность, 6 педагогов – проектно-исследовательскую деятельность, 3 педагога - проектно-поисковую деятельность, здоровьесберегающие технологии – 17 педагогов, коллективный способ обучения – 4 педагога.
2005/2006 учебный год был посвящен работе по анализу предыдущей Программы развития и созданию новой Программы развития на 2006- 2010 гг. Программа развития создана и опубликована. Инновационным направлением при разработке Программы развития стал проектно-программный подход, ориентированный на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы. Проекты являются формой реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. в конкретном Доме детского творчества. Цель деятельности - создание условий для развития социально-адаптивной личности в рамках единого образовательного пространства района через становление ДДТ “Кировский” как ресурсного социально-педагогического центра дополнительного образования детей Кировского района. Реализация программы развития будет проходить через проекты.
В нашем учреждении создана система стимулирования инновационной деятельности педагогов дополнительного образования:
- Книга почета ДДТ “Кировский”,
- Доска почета ДДТ “Кировский” - номинации:
- педагог-мастер
- педагог-исследователь
- педагог-новатор
Виды вознаграждения:
- перевод на самоконроль
- премия
- предоставление часов на методическую работу
- представление к награждению
- отгулы
- творческий отпуск в каникулярное время
- благодарность в приказе
- повышение самостоятельности (расширение полномочий)
- публичная похвала на педагогическом совете, совещании, методическом совете.
Педагоги ДДТ “Кировский” с удовольствием делятся опытом работы с коллегами. Мы сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования области, города, района, с общеобразовательными школами, профессиональными училищами, детскими домами, клубами по месту жительства, детскими дошкольными учреждениями.
Таким образом, внутриучрежденческое управление способствует развитию педагогического процесса, формированию его результативности и действенности; развитию профессионального мастерства педагогического коллектива, творческого потенциала, как педагогов, так и обучающихся в ДДТ “Кировский” и в целом системе дополнительного образования детей.