Структура программы развития учреждения дополнительного образования детей

Разделы: Администрирование школы


Дополнительное образование детей в настоящее время по праву рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, и социальный заказ определяет выбор стратегии и основных направлений деятельности. Основным предназначением учреждений дополнительного образования детей является создание условий для развития социально – адаптивной личности ребенка.

Условием реализации сущности учреждения является разработка программы развития. Программа развития – это важнейший стратегический документ, дающий развернутую характеристику инновационных процессов на определенный период деятельности учреждения. Это научно обоснованная целостная система взглядов на развитие учреждения.

Дом детского творчества «Кировский» - одно из крупнейших учреждений системы дополнительного образования детей города Новосибирска, как по численности педагогических работников, так и по количеству детей.

В течение 35 лет педагогический коллектив накапливал опыт организации познавательного досуга детей, который традиционно передавался от педагогов старшего поколения к молодым. Однако постоянная динамика в развитии социально-экономических и социокультурных условий формирования личности ребенка предполагает необходимость поиска новых форм, методов, содержания деятельности с использованием положительных моментов уже накопленного опыта.

В таких условиях особую актуальность приобретает вопрос планово-организационной деятельности.

Впервые программа развития Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества «Кировский» города Новосибирска была создана в 1999 году и была рассчитана на период до 2004 года.

Проанализировав сильные и слабые стороны деятельности по реализации первой Программы развития, педагогический коллектив учреждения приступил к разработке программы развития нового поколения. Так 2005 год стал для учреждения годом активного развития коллективной творческой деятельности по разработке программы. Инновационным направлением при разработке программы развития стал проектно-программный подход, ориентированный на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы.

Программа развития учреждения нового поколения содержит следующие разделы:

I. Информационная справка

II. Анализ выполнения Программы развития ДДТ «Кировский» за 1999 – 2004 годы

III. Концепция

  1. Введение
  2. Историческая справка
  3. Социальная ситуация
  4. Цель, задачи
  5. Теоретическое обоснование цели
  6. Модель выпускника
  7. Модель педагога
  8. Организация образовательного процесса
  9. Организация досуговой деятельности
  10. Управление ОУ

IV. Программа реализации Концепции

V. Приложения к анализу Программы развития ДДТ «Кировский» за 1999 – 2004 годы

VI. Нормативно-правовые документы

VII. Список используемой литературы

VIII. Публикации педагогических работников учреждения

IX. Публикации о работе детских объединений ДДТ «Кировский»

X. Тезаурус основных понятий

Цель деятельности ДДТ «Кировский» - создание условий для развития социально-адаптивной личности в рамках единого образовательного пространства района через становление ДДТ «Кировский» как ресурсного социально-педагогического центра дополнительного образования детей Кировского района. Эта цель реализуется через следующие проекты:

  • «ДДТ «Кировский» - ресурсный центр»
  • «ИнформатЕка»
  • «Эксперт»
  • «ДОКА» (Диагностика. Организация. Контроль. Анализ.)
  • «Модули творчества»
  • «Дом, где нас ждут»
  • «Альтаир»
  • «Социальное партнерство»

Проект «ДДТ «Кировский» - ресурсный центр» позволяет рассматривать Дом детского творчества как методический, кадровый, информационно-консультативный ресурсный центр для педагогов и учащихся Кировского района в области дополнительного образования.

Цель проекта «ИнформатЕка» - создание условий для формирования информационной культуры личности.

Целью проекта «Эксперт» является повышение качества образовательного процесса через совершенствование программного обеспечения.

Проект «ДОКА» (Диагностика. Организация. Контроль. Анализ.) предполагает создание и внедрение системы компьютерного мониторинга различных уровней. Цель мониторинговой службы – обеспечение эффективности функционирования и развития учреждения, сопоставление последовательно сменяющих друг друга состояний с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких либо процессов по четко определенным показателям.

Проект «Модули творчества». Модуль творчества – это структурный элемент матричной системы управления учреждением, имеет гибкую форму организации (творческая группа, лаборатория и т.п.). Цели деятельности творческой группы: повышение уровня сотрудничества между педагогическими работниками, развитие инновационного потенциала педагогов и учреждения, создание инновационного продукта как одного из факторов содействия развитию учреждения.

Целью проекта «Дом, где нас ждут» является формирование единого воспитательного пространства ДДТ, ориентированного на нравственное и патриотическое воспитание обучающихся, пропаганду здорового образа жизни, создание условий для творческой самореализации и социализации личности.

Проект «Альтаир» охватывает деятельность районной детской общественной организации. Цель проекта – создание условий для социального становления личности школьников.

Проект «Социальное партнерство». Цель – формирование эффективной системы социального партнерства, способствующей качественной модернизации дополнительного образования детей.

Проекты являются формой реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в конкретном доме детского творчества.

Таким образом, авторы проектов становятся соуправленцами, заинтересованными в реализации своих проектов, и делят меру ответственности за результат управления учреждением.