Дополнительное образование детей в настоящее время по праву рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, и социальный заказ определяет выбор стратегии и основных направлений деятельности. Основным предназначением учреждений дополнительного образования детей является создание условий для развития социально – адаптивной личности ребенка.
Условием реализации сущности учреждения является разработка программы развития. Программа развития – это важнейший стратегический документ, дающий развернутую характеристику инновационных процессов на определенный период деятельности учреждения. Это научно обоснованная целостная система взглядов на развитие учреждения.
Дом детского творчества «Кировский» - одно из крупнейших учреждений системы дополнительного образования детей города Новосибирска, как по численности педагогических работников, так и по количеству детей.
В течение 35 лет педагогический коллектив накапливал опыт организации познавательного досуга детей, который традиционно передавался от педагогов старшего поколения к молодым. Однако постоянная динамика в развитии социально-экономических и социокультурных условий формирования личности ребенка предполагает необходимость поиска новых форм, методов, содержания деятельности с использованием положительных моментов уже накопленного опыта.
В таких условиях особую актуальность приобретает вопрос планово-организационной деятельности.
Впервые программа развития Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества «Кировский» города Новосибирска была создана в 1999 году и была рассчитана на период до 2004 года.
Проанализировав сильные и слабые стороны деятельности по реализации первой Программы развития, педагогический коллектив учреждения приступил к разработке программы развития нового поколения. Так 2005 год стал для учреждения годом активного развития коллективной творческой деятельности по разработке программы. Инновационным направлением при разработке программы развития стал проектно-программный подход, ориентированный на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы.
Программа развития учреждения нового поколения содержит следующие разделы:
I. Информационная справка
II. Анализ выполнения Программы развития ДДТ «Кировский» за 1999 – 2004 годы
III. Концепция
- Введение
- Историческая справка
- Социальная ситуация
- Цель, задачи
- Теоретическое обоснование цели
- Модель выпускника
- Модель педагога
- Организация образовательного процесса
- Организация досуговой деятельности
- Управление ОУ
IV. Программа реализации Концепции
V. Приложения к анализу Программы развития ДДТ «Кировский» за 1999 – 2004 годы
VI. Нормативно-правовые документы
VII. Список используемой литературы
VIII. Публикации педагогических работников учреждения
IX. Публикации о работе детских объединений ДДТ «Кировский»
X. Тезаурус основных понятий
Цель деятельности ДДТ «Кировский» - создание условий для развития социально-адаптивной личности в рамках единого образовательного пространства района через становление ДДТ «Кировский» как ресурсного социально-педагогического центра дополнительного образования детей Кировского района. Эта цель реализуется через следующие проекты:
- «ДДТ «Кировский» - ресурсный центр»
- «ИнформатЕка»
- «Эксперт»
- «ДОКА» (Диагностика. Организация. Контроль. Анализ.)
- «Модули творчества»
- «Дом, где нас ждут»
- «Альтаир»
- «Социальное партнерство»
Проект «ДДТ «Кировский» - ресурсный центр» позволяет рассматривать Дом детского творчества как методический, кадровый, информационно-консультативный ресурсный центр для педагогов и учащихся Кировского района в области дополнительного образования.
Цель проекта «ИнформатЕка» - создание условий для формирования информационной культуры личности.
Целью проекта «Эксперт» является повышение качества образовательного процесса через совершенствование программного обеспечения.
Проект «ДОКА» (Диагностика. Организация. Контроль. Анализ.) предполагает создание и внедрение системы компьютерного мониторинга различных уровней. Цель мониторинговой службы – обеспечение эффективности функционирования и развития учреждения, сопоставление последовательно сменяющих друг друга состояний с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких либо процессов по четко определенным показателям.
Проект «Модули творчества». Модуль творчества – это структурный элемент матричной системы управления учреждением, имеет гибкую форму организации (творческая группа, лаборатория и т.п.). Цели деятельности творческой группы: повышение уровня сотрудничества между педагогическими работниками, развитие инновационного потенциала педагогов и учреждения, создание инновационного продукта как одного из факторов содействия развитию учреждения.
Целью проекта «Дом, где нас ждут» является формирование единого воспитательного пространства ДДТ, ориентированного на нравственное и патриотическое воспитание обучающихся, пропаганду здорового образа жизни, создание условий для творческой самореализации и социализации личности.
Проект «Альтаир» охватывает деятельность районной детской общественной организации. Цель проекта – создание условий для социального становления личности школьников.
Проект «Социальное партнерство». Цель – формирование эффективной системы социального партнерства, способствующей качественной модернизации дополнительного образования детей.
Проекты являются формой реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в конкретном доме детского творчества.
Таким образом, авторы проектов становятся соуправленцами, заинтересованными в реализации своих проектов, и делят меру ответственности за результат управления учреждением.