Задачи праздника: воспитывать уважительное отношение детей к своим родителям, дедушкам, бабушкам, развивать творчество учащихся; расширять знания о прошлом семьи; формировать культурные традиции в общении между детьми и взрослыми.
Ход праздника
На фоне мелодии «Родительский дом»
Учитель: Дорогие друзья! Бабушки и дедушки, папы и мамы, девочки и мальчики. Сегодня мы проведём тематический вечер о семье «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать на вечере – «семья».
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду. В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был показать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.
Рисунок родословного дерева (Приложение №1).
Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делится на две условные ветви: справа рисовался герб отца, слева – герб матери. Каждая из этих ветвей также делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской линии. Для того, чтобы составить своё родословное дерево, нужно было хорошо знать семьи своих предков. Вот и пригласили мы целые семьи, чтобы дети увидели, как папам и мамам, дедушкам и бабушкам интересно быть рядом всей семьёй. А что такое семья?
Ученики :
(инсценируют)
Когда появилось слово «семья»!
Когда – то о нём не слыхала земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам: ,,Сейчас я тебе семь вопросов задам –
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я"
Кто, моя царица, воспитаетих?
И Ева покорно ответила: "Я"
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
-Меня приласкает , украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь ,,Я??
Вот так на земле появилась семья.
Учитель: Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но всё же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовёте своей семьёй. Семья, по определению, данному в словаре Ожегова, - это группа живущих вместе родственников. Сколько же их этих родственников? Давайте считать.
Ученик: (читает стихотворение ,, Раз, два, три, четыре ?? А. Кардашова
Кто живёт в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живёт в квартире дедушка,
И Миха, папин сын.
Ещё красавицы живут
С родными неразлучно
Один из них её зовёт
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой зовёт её другой.
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей.
И называет мамой
Мужчина младший самый.
Учитель: А кто живет в нашей семье? (Стихотворный монтаж)
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна,
Всех дороже мне онаЛюблю тебя, мама,
За что, я не знаю
Наверно, за то, что дышу и мечтаю.И радуюсь солнцу, и свету, и дню
За это тебя я, родная, люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг.
Люблю тебя, мама,
Ты лучший мой друг.Ни усталости не зная,
Ни покоя каждый час,
День и ночь родная мама
Всё тревожится о нас.Нас баюкала, кормила,
У кровати пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словом.Кто кручинится, когда мы
Отчаянны подчас.
Сколько радости у мамы,
Если кто – то хвалит насСколько мук ей было с нами,
И наград не надо ей,
Об одном мечтают мамы –
О любви своих детей.
Звучит песня «Самая хорошая» (муз. В. Иванникова) в исполнении класса.
Конкурс: Кто быстрее и как узнают на фотографии свою жену в детском возрасте.
Ученик:
Какой наш дом без папы
Правда же, ребята?
Кто починит табуретку,
На машине подвезёт,
В дневнике моём отметки
Знает все наперечёт.
Учитель: Да папа – глава семьи, маме без папы бывает очень трудно справиться со многими домашними делами.
Ученик:
Почему в квартире грохочущий шум,
Зашкалили разом все датчики?
Это папа, забыв про сон и еду,
Решает со мной математику.
Инсценирование:
Мы с папой решили уборкой заняться.
«Мой друг! – сказал папа. – Пора приучаться».
«Идея прекрасная», - мама сказала,
И в тот час из дома она убежала.
Пять часов мама в парке сидит,
Со страхом она на мобильный глядит:
«Когда же уборке будет конец?
Смогу ль я вернуться домой наконец?»Мы шутим, конечно,
Но очень приятно.
И папу умелого
Видеть отрадно.
Звучит «Песня про папу» ( муз. В.Шаинского)
Учитель: А теперь проверим, хорошо ли дети знают своих пап.
Анкета для учащихся: Быстро написать ответы на вопросы. Жюри из состава мам подсчитывают, у кого больше ответов. На собрании для пап опрос проходил раньше.
1. Любимая папина еда.
2. Любимая папина одежда ( спортивный стиль, классический).
3. Размер обуви папы.
4. Любимая папина газета
5. Что папа делает на досуге?
6. Любимое место в доме
7. Какую передачу по телевизору папа любит больше всего (указать рубрику)?
Учитель: Пока мамы определяют победителя из детей, мы хотим испытать пап. Узнать, какие они быстрые, умные. Объявляется конкурс для пап «Кто быстро оденет куклу». Определяется победитель, получает приз.
Ученик:
Кто всё штопает и вяжет?
Кто поможет и подскажет?
Раньше всех всегда встает?
Кто печет оладушки?
Хором: Это наши бабушки.
Ученик:
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно:
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно в ней,
А бабушкины руки
Люблю всего сильней.А у бабушки моей волосы седые,
А у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает,
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у неё свободной,
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что быть хочу на неё похожей.Стала бабушка старой, хворою,
От ходьбы она устаёт.
Храбрым лётчиком стану скоро я.
Посажу её в самолёт.
Не тряхну её, не качну её,
Отдохнёт она наконец,
Скажет бабушка: ,,Ай, да внучек мой! Ай, да лётчик мой! Молодец!??
Исполняется песня ,, Мы с моею бабушкой ??.
Учитель: Вы, бабушки, очень любите своих внуков и внучек. Но не забывайте, что нужно воспитывать трудолюбивых внуков, а не делать всё за них, как в нашей сценке.
Сценка.,, Бабушки и внуки “(Заранее подготовлены две бабушки).
1 – я Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2 – я Да что ты, я ещё уроки не сделала.
1 – я Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!
2 – я Да – а? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1 – я Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.
2 – я Правда? Это ты их так балуешь?
1 – я Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а начисто они у меня всегда сами переписывают.
2 – я О, действительно строго.
1 –я Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.
2 – я Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила Гм – гм… ,, У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…
1 –я Так, хорошо
2 –я И днём и ночью пёс учёный…
1 – я Какой пёс? Какой пёс?
2 – я Ну, я не знаю, какая у него порода.
1 – я Да не пёс, а кот учёный, поняла? Кот!
2 – я А – а, поняла – поняла! Я тогда сначала ,, У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том; И днём и ночью кот учёный…
1 – я Ну?
2 – я С авоськой ходит в гастроном….
1 – я С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
2 – я Ой, ну какая же ты, подруга! У меня ещё столько уроков, я всё перепутала.
1 – я Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
2 – я Её уже назвали.
1 – я Как?
2 – я Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.
Учитель: А сейчас конкурс для бабушек ,,Накорми внука”. У двух бабушек завязаны глаза. Они сидят напротив внуков и стараются накормить внуков манной кашей так, чтобы как можно меньше испачкать внуков. Побеждает та бабушка, которая аккуратнее кормит внука.
Много тёплых слов прозвучало в адрес бабушек. Но хочется ещё раз убедиться в том, как их любят внуки.
Игра ,,Лучики” На доске нарисовано солнышко. Каждый ребёнок по очереди говорит бабушкам ласковое слово и рисует лучик.
Учитель: Посмотрите, сколько лучиков несут тепло нашим бабушкам. Пусть наше солнышко обогревает всех бабушек на всей планете.
Учитель: На нашем семейном празднике присутствуют замечательные дедушки, которые любят своих внуков не меньше, чем бабушки. А внуки в свою очередь дорожат их вниманием.
Ученики:
Дедушкины руки, дедушкины руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя.
Знакомо тяжёлое им и большое.Рабочие руки, в мозолях, бугристые,
Рабочие и ослепительно чистые.
Всё делают так хорошо и умело,
Как в поговорке:,, В них спорится дело!”За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Мы благодарны нашим дорогим дедам!
Конкурс ,,Найти внука” У дедушек закрыты глаза. Внуки тихо проходят перед ними. Дедушка должен по волосам, одежде определить, где внук.
Учитель: Семья – это продолжение вашего рода. С давних времен о прочности семьи народ придумал пословицы и поговорки (Ученики по очереди объясняют значение пословиц о семье).
1. На что и клад, коли в семье лад.
2. В семье и каша гуще.
3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
4. Яблоко от яблони недалеко падает.
5. Согласную семью и горе не берёт.
6. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
7. Семья – печка, как холодно, все к ней собираются.
8. Дружная семья и землю превращает в золото.
Учитель: А сейчас семейные частушки.
Мы весёлые ребята, | Дорогие наши мамы, |
Мы частушки вам споём. | Мы всегда гордимся вами |
Коль понравятся куплеты, | Умными, спокойными. |
Мы ещё их пропоём. Наши папочки весёлые |
Будем вас достойными! Любит музыку мой папа |
Могут петь, стихи читать, | От него не отстаю! |
Ну а если надо будет, | Он играет на гармошке, |
Могут яблочко сплясать. Торты, бублики, ватрушки |
А я песенки пою. Папа пишет сочиненье, |
Все мы любим от души. | Дед решает уравненье - |
Если любишь пироги, | Все с уроками сидят |
Состряпать бабушку проси. Деда очень уважаю, |
Вот семейный наш подряд! Мы частушки вам пропели |
Смело вам могу сказать! | Больше делать нечего |
Очень трудные задачи | Мы пойдём, а вы сидите |
Будем вместе мы решать. | До другого вечера. |
Учитель: Начало семьи уходит в далёкое прошлое. В нём – прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям. Ваши предки подарили жизнь вашим бабушкам и дедушкам. Давайте сегодня мы вспомним о них добрым словом и зажжём в их память эти маленькие свечи! Они станут незримой ниточкой, связывающей день прошлый и сегодняшний. (Звучит музыка ,,Родительский дом”, все встают, зажигают маленькие свечи).
Учитель. А сегодняшнее – это ваши дети. В большой семье забот, но и счастья, радости больше. Хорошо, когда в семье есть и братья, и сёстры, помощники родителей.
Ученик: Старший брат сестру баюкал: ,,Баюшки – баю! Унесём отсюда кукол!
Баюшки – баю! Уговаривая девчушку,
Ей всего – то два годка:,,Спать пора! Уткнись в подушку, Подарю тебе я клюшку
Встанешь ты на лёд! Баю – баюшки! Не плачь! Подарю футбольный мяч.
Хочешь – будешь за судью. Баю – баюшки – баю.
Старший брат сестру баюкал: ,,Принесу обратно кукол, Ты не плачь не будь упрямой. Спать пора давно. Ты пойми – я папу с мамой , Отпустил в кино!”
Ученица: В семейном кругу мы с вами спели! Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои! И в жизнь ты выходишь из семьи!
Папа: Дети – это чудо света! Я увидел это сам!
И причислил чудо это к самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе: Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети … Трудно с ними, ну и пусть, в наших детях наша сила, Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было столь же светлым, как они.
Учитель: Много сил, терпения, старания, ласки надо отдать маленьким человечкам, чтобы они выросли настоящими людьми. Мы все хотим вас видеть здоровыми, воспитанными, образованными. Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец! Видите, ребята, как много зависит от вас. Постарайтесь же овладеть наукой ,,как не огорчать своих родных”. К сожалению, такой науки нет в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть.
Ученица: Все, кого люблю я
И сердцем и душой,
Сегодня в этом зале на празднике со мной.
Учитель: Спасибо, дорогие гости, что вы откликнулись на наше приглашение. Мы желаем вам понимать поступки детей. Не только на словах, попытаться стать мудрей.
Мы желаем смеха вам,
И веселья вашим сердцам,
Пусть светлым и долгим
будет ваш семейный путь.
Вечер заканчивается чаепитием.