Цели урока:
- расширить и уточнить знания учащихся о сутках;
- формировать умение определять время;
- формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени;
- учить детей использовать разумно каждый час, каждую минуту;
- познакомить учащихся с историей создания часов;
- повторить преобразование крупных единиц измерения в более мелкие и выполнять обратную операцию;
- формировать вычислительные навыки, умение решать задачи с новыми единицами измерения.
Оборудование урока:
- модели часов, индивидуальные часы;
- выставка книг Э.Котляр «Часы-часики», Я. Шур «Сколько стоит минута», И.Мельников «Про часы и о часах», Е.Шварц «сказка о потерянном времени».
Ход урока
1. Организационный момент.
- Итак, урок математики.
- Над какой темой работали на предыдущем уроке?
- Вспомните загадки, которые относятся к теме
«Время».
- Сегодня мы сможем расширить наши знания о
времени. А девизом нашего урока будет такое
высказывание «Больше дела, меньше слов».
2. Актуализация знаний.
- Какой предмет помогает определить дату? (Календарь).
- Какие календари существуют?
- Какой год начался 1-го января? Какой был
предыдущий? Какой год последует за 2007 годом? К
какому веку они относятся?
- Сколько составит четвертая часть месяца?
- Восстанови последовательность: сутки, секунда,
неделя, год, час, месяц, минута, век, тысячелетие.
Работа по табелю-календарю.
- Мы поедем в театр во второй вторник февраля.
Когда это будет?
- Веселые старты запланированы в 1-ый месяц весны,
на 3-ей неделе, в четверг. Какого числа состоится
это мероприятие?
- Расскажите нам о своем дне рождения по аналогии,
а мы попробуем определить его дату.
3. Постановка темы урока.
- Объясните смысл поговорки, и вы определите тему урока.
- Когда так говорят: «Делу время – потехе час». Отгадайте загадку «Они все время идут, но никуда не уйдут». (Часы).
Определение темы урока.
- Какие задачи вы ставите перед собой сегодня на уроке? А моя задача?
4. Знакомство с новым материалом.
Я хочу рассказать вам историю…
Эти события произошли в далекой волшебной стране Времени. Правил этой страной
честный и справедливый король, и жили в ней очень добрые и трудолюбивые люди, о которых в дальнейшем сложили поговорку «Работают как часы».
Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, а дни на часы. Но как отсчитывать время? Первыми устройствами для этого были:
Солнечные часы
всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по нему солнышко бежит!
Они бывали на площадях,
На лужайке. В саду –
У солнышка на виду! <Рисунок 1.>
- Но такие часы были удобны лишь в солнечную погоду. А ночью и в пасмурную они не работали.
И люди решили изобрести такие часы, которые показывали бы время в любую погоду. А как они называются, вы узнаете, отгадав математический кроссворд.
Групповая работа.
- Расположите ответы в порядке убывания. Как называются эти часы?
<Рисунок 2.>
Это водяные часы, греки называли их «клепсидрой». «Теряешь воду!» - замечали древние, если кто-то говорил не по делу.
Первая клепсидра представляла собой простой цилиндрический сосуд, из которого переливалась по каплям вода. Поплавок со стрелкой поднимался или опускался. А по отметкам на сосуде определяли, сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Такие часы показывали время и днем и ночью – не забывай только воды подливать.
Но и такие часы были неудобны. И вот часовых дел мастер, живший в стране Времени, придумал новые часы -
Песочные часы – точные!
В них песчинки текут –
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
в колбочке из стекла,
так и минутка истекла! (Показ песочных часов.)
Но и эти часы были неудобны, почему? Правильно, их все время надо было переворачивать.
Были изобретены и часы, работающие с использованием свечи. <Рисунок 3>
Долго трудились люди, искали и создали первые механические часы с одной часовой стрелкой, вскоре догадался мастер о несовершенстве этого изобретения и соорудил на королевской башне новые часы, с двумя стрелками – минутной и часовой, которые стали называться механическими.
Кто не слышал,
Как бьют
На королевской башне часы-гиганты
Времени точные гаранты?
Работа у этих часов славная,
А в королевстве они главные. <Рисунок 4.>
Слава об этих часах разнеслась по всем сказочным королевствам. Злой повелитель соседней страны, у которого не было таких часов, решил во что бы то ни стало заиметь эти часы. Послал он коварного Тролля, который с помощью заклинания уменьшил часы и унес. И поселился в стране хаос и беспорядок. Люди, привыкшие жить по часам и умевшие ценить каждую минуту, решили вернуть верного друга-помощника.
В погоню за коварным Троллем, похитителем волшебных часов, отправились дети короля Времени: сын – час и дочь – минута. Но Тролль предвидел, что будет погоня, поэтому подготовил различные ловушки.
Дорога, выходящая из королевства, начиналась с улицы Умножения, и там необходимо было преодолеть первую трудность, но дети легко справились с этими заданиями.
5. Работа под руководством учителя.
Математический диктант.
а) 1 множитель 365, второй множитель 1, найдите произведение?
б) если в неделе 7 дней, сколько дней в месяце?
в) сколько лет в 3 веках?
г) сколько месяцев содержится в полутора годах?
Чтобы попасть на улицу Деления, необходимо спуститься по крутой лестнице, на которой вновь была ловушка для детей.
а) полгода - сколько это месяцев?
б) в году 365 (366) дней, сколько это недель?
в) 60 месяцев, сколько это лет?
г) найдите число, равное 1/6 от 3600?
Пройдя улицу Деления, Час и Минутка спустились к пристани, где ждала их лодка, но детям надо было найти значение выражений:
320:80х3 (4800-1200):60
Найдя значение выражений, дружные ребята запрыгнули в лодку и поплыли, но вскоре приплыли к дремучему лесу. Навстречу вышел лесовичок. Он приготовил для ребят загадки:
1. Выходило 12 молодцев, 12 молодцев – это 12
месяцев.
Выносили 52 сокола, 52
сокола – это количество недель в году.
Выпускали 365 лебедей. 365 лебедей –
это количество дней в году.
2.
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, - каждый час.
- О чем это загадка? (О стрелках часов). Что узнают по часам? (Используется модель часов.)
Практическая работа.
- Возьмите в руки модель циферблата и расскажите о нем.
- Как называется маленькая стрелка?
- А большая?
- Что показывают 5 маленьких делений между двумя большими? ( Это 5 минут, которые проходит минутная стрелка).
- Сколько всего таких маленьких штрихов на циферблате? (60 штрихов, т.к. всего в одном часе 60 минут.)
- Сколько времени пройдет, если часовая стрелка пройдет полный оборот? (12 часов.)
6. Физкультминутка.
Зря мы время не теряли:
Умножали и делили.
А сейчас мы отвлечемся
Физминуткою займемся.Кто не знает, что для нас
Очень дорог каждый час.
Зря мы время не проводим,
И как стрелки быстро ходим.С нами преданно дружны
Всем известные часы,
Чтоб всегда все успевать,
Их устройство надо знать!
7. Работа под руководством учителя.
Работа по учебнику.
1) № 2, стр.60
2) № 3, стр.60
Работа с моделью часов.
3) Сегодня мы не только будем определять время, но и научимся говорить по-разному.
7 ч 15 мин – 5 минут восьмого.
7 ч 30 мин – половина восьмого.
7 ч 15 мин – четверть восьмого.
7 ч 45 мин – без 15 минут восемь, без четверти восемь.
Давайте вспомним о наших сказочных героях. Они тем временем почти были у цели, тихо войдя во дворец, Час и Минутка увидели злого Тролля, который тщетно бормотал заклинание, он забыл часть слов, и поэтому не мог увеличить часы. Заметив детей короля Времени, он расстроился и сказал: «Не ожидал я, что вы так быстро справитесь со всеми моими ловушками, но я признаю себя побежденным лишь тогда, когда вы справитесь со следующими заданиями».
8. Самостоятельная работа.
Задание 1. Восстановите временную последовательность:
завтра, позавчера, послезавтра, сегодня, вчера
Работа в тетрадях.
Задание 2.
1. Дождь начался в 6 утра и длился 2часа 15 минут. Во сколько дождь закончился?
2. Произносить заклинание я начал в 8 часов 15 минут и продолжал 40 минут. Во сколько должно было произойти волшебство, если бы я не забыл слова?
3. Свой путь вы начали в 7 часов утра, а сейчас 7 часов вечера. Сколько времени вы были в пути?
Задание 3.
Запишите, какое время покажут часы через 10 минут, если сейчас они показывают:
1ч 25 мин; 2ч 55 мин; 6 ч 40 мин.
Задаие 4.
1 телефонистка принимала 25 телеграмм в час, а вторая на 4 телеграммы больше, чем первая, а третья – в 2 раза больше, чем вторая. Сколько телеграмм принимала третья телеграфистка? Какие вопросы можно еще задать?
Задание 5.
№ 10, стр.61.
Самопроверка по эталону.
Справившись с заданиями Тролля, дети забрали часы, принадлежавшие их королевству, и отправились в свою страну. И вновь в стране Времени воцарился порядок и счастье. А трудолюбивые люди продолжали изобретать все новые часы. Так закончилась эта волшебная история.
И давно знакомы нам уже часы без стрелок и циферблата. На плоскости часов – окошечко, в котором, сменяя друг друга, появляются цифры. Кто знает, как называются такие часы?
А есть и новые – электронные,
Часы неугомонные!
Только раз их заведи,
Заведешь и год ходи! <Рисунок
5.>
В Англии на одной из королевских башен находятся сложные механические часы – астрономические, которые показывают не только время, но и ход планет вокруг солнца.
Современная наука и техника требуют от часов все большей точности. Механические часы это обеспечить не могут. Изобрели кварцевые часы, они убегают или отстают лишь на 1 секунду за 30 лет.
А самые точные часы – молекулярные. Они считаются эталоном времени.
9. Подведение итогов урока.
- Чем заинтересовал вас урок? Что новое вы узнали?
- Какие часы появились первыми?
- Какие появились позже?
- Перечислите все виды часов, о которых вы узнали сегодня на уроке?
- Чем отличаются механические часы от электронных часов?
- Какие единицы измерения можно назвать по модели часов? (Час, минута, секунда).
- За какое время минутная стрелка проходит расстояние между двумя маленькими штрихами? (За одну минуту).
- Выполнение каких заданий вызывало у вас затруднение? Почему? С чем это связано?
10. Домашнее задание:
- с. 61, № 11, 13.
- творческого характера – по желанию подготовить сообщение о знаменитых или старинных часах; подобрать пословицы о времени и объяснить их смысл;
- прочитать книги, представленные на выставке.