Конспект интегрированного урока по теме "Симметричные фигуры"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

Образовательные:

  1. познакомить школьников с симметричными фигурами,
  2. научить выделять их среди группы фигур,
  3. обосновывать свой выбор;
  4. повторить прием симметричного вырезания;
  5. познакомить с монотипией;

Воспитательные:

  1. формировать интерес к учебным предметам (математике, изобразительному искусству, трудовому обучению);
  2. прививать любовь к труду;

Развивающие:

  1. развивать мышление, связную речь, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование:

  • картина «Лето» с приклеенными на нее симметричными фигурами,
  • заготовка для коллективной работы,
  • конверты с геометрическими фигурами,
  • слова-термины,
  • рисунки симметричных и несимметричных фигур,
  • шаблоны,
  • рисунки бабочек,
  • видеомагнитофон + кассета,
  • магнитофон + аудиокассета,
  • образец дорисовывания фигуры,
  • гуашь,
  • кисточка,
  • ножницы,
  • клей,
  • линейка,
  • карандаш,
  • альбомные листы,
  • банка для воды.

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

Посмотрите в окно…
Вокруг, как в сказке:
Белый снег и белый двор,
Серебристый иней мягкий
Украшает наш забор.

- Да, зима вступает в свои права. Мы ее так долго ждали. И все же…

Нам снятся сны о жарком лете,
Нам снятся солнце, зной, гроза…
Так, может, сходим в гости к лету?
На полчаса? Согласны, да?

- Итак, мы отправляемся в гости к лету. Закройте глаза… (звучит музыка)

На доске: большая картина «Лето» с приклеенными на нее симметричными фигурами.

- Вот и перенеслись мы в жаркое и веселое время года – лето. Посмотрите, какой чудесный пейзаж: небо, цветущее поле, деревья.

- Нравится вам вид? Мне тоже. Взгляните, некоторые предметы, по-моему, необычны.

(Складываю фигуры по линии сгиба.)

- Нет дерева, нет солнца, нет облака? Что заметили? (фигуры исчезли, половинки совпали)

- Итак, какую бы фигуру мы ни взяли, ее половинки при сгибании совпадают. Как вы считаете, этим свойством обладают все фигуры? (да, нет) Не знаем.

- Как вы думаете, а чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (выясним, все ли фигуры совпадают при складывании пополам)

- Верно, а еще мы узнаем, как такие фигуры называются.

3. Конкретизация темы. Знакомство с понятием.

- Итак, давайте проверим, все ли фигуры при складывании пополам совпадают.

- Возьмите конверт с геометрическими фигурами и достаньте зеленую фигуру. Как она называется? (треугольник)

- Попробуйте, сложив фигуру, выяснить, совпадут ли две ее части. (да)

- Возьмите красную фигуру. Что это? (круг) – (да)

- Значит, все-таки все фигуры при складывании совпадают? (да, нет)

- Возьмите желтую фигуру. Что это? (четырехугольник) Сложите. Получается? (нет)

- Какой вывод сделаем? (есть фигуры, у которых при складывании пополам части совпадают, а есть фигуры, у которых части не совпадают)

- У этих фигур есть название. Фигуры, которые состоят из двух половин, совпадающих при складывании, называются симметричными.

- Какова же тема нашего урока?

- Верно, тема нашего урока "Симметричные фигуры". (термин на доске)

- Познакомимся с ними поближе.

- Мы выяснили, что это <Рисунок 1.> симметричная фигура. Прямая l (в нашем случае, линия сгиба), делит ее на две части.

- Что вы можете о них сказать? (это треугольники, они симметричны относительно прямой) Докажите. (вершины находятся на одинаковом расстоянии от прямой; отрезок, соединяющий вершины, перпендикулярен прямой)

- Верно, симметричные фигуры состоят из двух половин, которые симметричны друг другу относительно прямой. Эту прямую называют осью симметрии. (термин на доске)

- Прочитаем определение в учебнике.

- А как убедиться в том, что обе половины фигуры симметричны? (сложить ее по оси)

- Итак,

Симметричные фигуры состоят из половинок,

Совпадающих друг с другом при сгибании по оси.

- Попробуйте отыскать на рисунке симметричные фигуры:

а/ фигуры приклеены за половинку, их можно сложить <Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4.>,

б/ фигуры приклеены за всю поверхность <Рисунок 5, Рисунок 6. >.

- Докажите, что фигуры симметричны или несимметричны.

- Сколько осей симметрии у этих фигур? (одна)

- А может быть больше, как вы думаете? (да, нет)

- Попробуем это выяснить. Можно ли круг сложить пополам иначе так, чтобы совпали половины? (да) А еще раз? (да) Сколько осей симметрии? (множество)

- Найдите в конверте другие фигуры, имеющие больше одной оси симметрии. Какие это фигуры? (квадрат, прямоугольник) .<Рисунок 7. >

- Итак, какой вывод сделаем? (может быть одна или несколько осей симметрии)

- А теперь я предлагаю приступить к еще более интересной работе. Мы поучимся создавать сами симметричные фигуры. А делать это можно разными способами.

- Прочитайте задание № 4.

- Что нам предлагают сделать? (дорисовать симметричные фигуры)

- Для этого нам надо вспомнить несколько правил. Какие это правила?

(1. Симметричные точки находятся на одинаковом расстоянии от прямой l .

2. Симметричные точки находятся на отрезке, перпендикулярном прямой l.)

- На клетчатой бумаге это сделать легко.

Образец. <Рисунок 8.>

  1. Точка 1 удалена от прямой l влево на 2 клетки. Построим точку, симметричную ей. Она будет расположена на расстоянии 2 клетки вправо от прямой l.
  2. Аналогично.
  3. Достроим фигуру по точкам.

Самостоятельная работа: 1 вариант – Б, 2 вариант – В.

4. Вырезание симметричных фигур.

- Но симметричные фигуры можно получить иначе. Их можно вырезать. А как? Как из бумаги вырезать такие вот замечательные цветы, деревья?

- Сложим лист бумаги пополам, нарисуем половину фигуры, вырежем, развернем изделие.

- Для этой работы нам потребуются ножницы. Правила пользования ими мы повторили до урока, будьте аккуратны.

- Итак, вырезаем симметричные фигуры. (1 вариант – деревья, 2 вариант – цветы)

Самостоятельная работа.

Составление коллективной аппликации.

- Как называется прием, которым мы пользовались? (симметричное вырезание)

(термин на доске)

5. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, руки вверх, посмотреть на пальцы
Больше спать не захотел. руки вниз
Шевельнулся, потянулся, присед
Взвился вверх и полетел. встать
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. полет бабочки

6. Рисование бабочек. Монотипия.

- Ребята, посмотрите на нашу картину. Не кажется ли вам, что чего-то здесь не хватает? (бабочек)

- Можно, конечно, бабочек вырезать. Но разве на самом деле они одного цвета? Конечно, нет. Они многоцветны и разнообразны.

- Поэтому я предлагаю вам бабочек нарисовать.

- Посмотрите, как выглядят различные бабочки. Чем интересно их строение? (они симметричны)

- Где проходит ось их симметрии? (по брюшку)

- Симметричную фигуру рисовать сложно. Но сегодня я познакомлю вас с приемом, который сделает эту задачу очень легкой.

- Давайте посмотрим маленький фильм. (кассета «Мастерская Игоря Шадхана»)

- Итак, вспомните, как художница рисовала бабочку? (сложила лист пополам, нарисовала половину бабочки, приложила белую половину листа к закрашенной, развернула лист)

- Такой прием рисования, когда белый лист бумаги прикладывают к раскрашенному, цветному для получения такого же изображения, называют монотипия. (термин на доске)

- Посмотрите, каких замечательных бабочек можно нарисовать с помощью монотипии. <Рисунок 9, Рисунок 10.>

- Итак, работаем вместе.

1. Складываем лист пополам. Линия сгиба - ось симметрии бабочки.
2. Гуашью рисуем контур бабочки (любым цветом). Как нам нравится, закрасим крыло, сделаем узор. Не бойтесь смешивать краски.
3. Смочим изображение водой с помощью кисточки.
4. Перегнем лист пополам, прижмем ладонью, чтобы получился отпечаток.
5. Развернем лист. Что увидели? Красивая? Нарисуем усики.

- Осталось только подождать, пока рисунок высохнет. Бабочек вырежем и приклеим к нашей картине. Теперь лето останется с нами на всю зиму.

7. Подведение итогов урока.

- Чему научились сегодня? Что нового узнали?
- С какими терминами познакомились?
- Что они обозначают?
- На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.