Задачи:
Образовательные:
- познакомить школьников с симметричными фигурами,
- научить выделять их среди группы фигур,
- обосновывать свой выбор;
- повторить прием симметричного вырезания;
- познакомить с монотипией;
Воспитательные:
- формировать интерес к учебным предметам (математике, изобразительному искусству, трудовому обучению);
- прививать любовь к труду;
Развивающие:
- развивать мышление, связную речь, мелкую моторику, внимание, память.
Оборудование:
- картина «Лето» с приклеенными на нее симметричными фигурами,
- заготовка для коллективной работы,
- конверты с геометрическими фигурами,
- слова-термины,
- рисунки симметричных и несимметричных фигур,
- шаблоны,
- рисунки бабочек,
- видеомагнитофон + кассета,
- магнитофон + аудиокассета,
- образец дорисовывания фигуры,
- гуашь,
- кисточка,
- ножницы,
- клей,
- линейка,
- карандаш,
- альбомные листы,
- банка для воды.
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
Посмотрите в окно…
Вокруг, как в сказке:
Белый снег и белый двор,
Серебристый иней мягкий
Украшает наш забор.
- Да, зима вступает в свои права. Мы ее так долго ждали. И все же…
Нам снятся сны о жарком лете,
Нам снятся солнце, зной, гроза…
Так, может, сходим в гости к лету?
На полчаса? Согласны, да?
- Итак, мы отправляемся в гости к лету. Закройте глаза… (звучит музыка)
На доске: большая картина «Лето» с приклеенными на нее симметричными фигурами.
- Вот и перенеслись мы в жаркое и веселое время года – лето. Посмотрите, какой чудесный пейзаж: небо, цветущее поле, деревья.
- Нравится вам вид? Мне тоже. Взгляните, некоторые предметы, по-моему, необычны.
(Складываю фигуры по линии сгиба.)
- Нет дерева, нет солнца, нет облака? Что заметили? (фигуры исчезли, половинки совпали)
- Итак, какую бы фигуру мы ни взяли, ее половинки при сгибании совпадают. Как вы считаете, этим свойством обладают все фигуры? (да, нет) Не знаем.
- Как вы думаете, а чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (выясним, все ли фигуры совпадают при складывании пополам)
- Верно, а еще мы узнаем, как такие фигуры называются.
3. Конкретизация темы. Знакомство с понятием.
- Итак, давайте проверим, все ли фигуры при складывании пополам совпадают.
- Возьмите конверт с геометрическими фигурами и достаньте зеленую фигуру. Как она называется? (треугольник)
- Попробуйте, сложив фигуру, выяснить, совпадут ли две ее части. (да)
- Возьмите красную фигуру. Что это? (круг) – (да)
- Значит, все-таки все фигуры при складывании совпадают? (да, нет)
- Возьмите желтую фигуру. Что это? (четырехугольник) Сложите. Получается? (нет)
- Какой вывод сделаем? (есть фигуры, у которых при складывании пополам части совпадают, а есть фигуры, у которых части не совпадают)
- У этих фигур есть название. Фигуры, которые состоят из двух половин, совпадающих при складывании, называются симметричными.
- Какова же тема нашего урока?
- Верно, тема нашего урока "Симметричные фигуры". (термин на доске)
- Познакомимся с ними поближе.
- Мы выяснили, что это <Рисунок 1.> симметричная фигура. Прямая l (в нашем случае, линия сгиба), делит ее на две части.
- Что вы можете о них сказать? (это треугольники, они симметричны относительно прямой) Докажите. (вершины находятся на одинаковом расстоянии от прямой; отрезок, соединяющий вершины, перпендикулярен прямой)
- Верно, симметричные фигуры состоят из двух половин, которые симметричны друг другу относительно прямой. Эту прямую называют осью симметрии. (термин на доске)
- Прочитаем определение в учебнике.
- А как убедиться в том, что обе половины фигуры симметричны? (сложить ее по оси)
- Итак,
Симметричные фигуры состоят из половинок,
Совпадающих друг с другом при сгибании по оси.
- Попробуйте отыскать на рисунке симметричные фигуры:
а/ фигуры приклеены за половинку, их можно сложить <Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4.>,
б/ фигуры приклеены за всю поверхность <Рисунок 5, Рисунок 6. >.
- Докажите, что фигуры симметричны или несимметричны.
- Сколько осей симметрии у этих фигур? (одна)
- А может быть больше, как вы думаете? (да, нет)
- Попробуем это выяснить. Можно ли круг сложить пополам иначе так, чтобы совпали половины? (да) А еще раз? (да) Сколько осей симметрии? (множество)
- Найдите в конверте другие фигуры, имеющие больше одной оси симметрии. Какие это фигуры? (квадрат, прямоугольник) .<Рисунок 7. >
- Итак, какой вывод сделаем? (может быть одна или несколько осей симметрии)
- А теперь я предлагаю приступить к еще более интересной работе. Мы поучимся создавать сами симметричные фигуры. А делать это можно разными способами.
- Прочитайте задание № 4.
- Что нам предлагают сделать? (дорисовать симметричные фигуры)
- Для этого нам надо вспомнить несколько правил. Какие это правила?
(1. Симметричные точки находятся на одинаковом расстоянии от прямой l .
2. Симметричные точки находятся на отрезке, перпендикулярном прямой l.)
- На клетчатой бумаге это сделать легко.
Образец. <Рисунок 8.>
- Точка 1 удалена от прямой l влево на 2 клетки. Построим точку, симметричную ей. Она будет расположена на расстоянии 2 клетки вправо от прямой l.
- Аналогично.
- Достроим фигуру по точкам.
Самостоятельная работа: 1 вариант – Б, 2 вариант – В.
4. Вырезание симметричных фигур.
- Но симметричные фигуры можно получить иначе. Их можно вырезать. А как? Как из бумаги вырезать такие вот замечательные цветы, деревья?
- Сложим лист бумаги пополам, нарисуем половину фигуры, вырежем, развернем изделие.
- Для этой работы нам потребуются ножницы. Правила пользования ими мы повторили до урока, будьте аккуратны.
- Итак, вырезаем симметричные фигуры. (1 вариант – деревья, 2 вариант – цветы)
Самостоятельная работа.
Составление коллективной аппликации.
- Как называется прием, которым мы пользовались? (симметричное вырезание)
(термин на доске)
5. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, | руки вверх, посмотреть на пальцы |
Больше спать не захотел. | руки вниз |
Шевельнулся, потянулся, | присед |
Взвился вверх и полетел. | встать |
Солнце утром лишь проснется, | |
Бабочка кружит и вьется. | полет бабочки |
6. Рисование бабочек. Монотипия.
- Ребята, посмотрите на нашу картину. Не кажется ли вам, что чего-то здесь не хватает? (бабочек)
- Можно, конечно, бабочек вырезать. Но разве на самом деле они одного цвета? Конечно, нет. Они многоцветны и разнообразны.
- Поэтому я предлагаю вам бабочек нарисовать.
- Посмотрите, как выглядят различные бабочки. Чем интересно их строение? (они симметричны)
- Где проходит ось их симметрии? (по брюшку)
- Симметричную фигуру рисовать сложно. Но сегодня я познакомлю вас с приемом, который сделает эту задачу очень легкой.
- Давайте посмотрим маленький фильм. (кассета «Мастерская Игоря Шадхана»)
- Итак, вспомните, как художница рисовала бабочку? (сложила лист пополам, нарисовала половину бабочки, приложила белую половину листа к закрашенной, развернула лист)
- Такой прием рисования, когда белый лист бумаги прикладывают к раскрашенному, цветному для получения такого же изображения, называют монотипия. (термин на доске)
- Посмотрите, каких замечательных бабочек можно нарисовать с помощью монотипии. <Рисунок 9, Рисунок 10.>
- Итак, работаем вместе.
1. Складываем лист пополам. Линия сгиба - ось симметрии бабочки.
2. Гуашью рисуем контур бабочки (любым цветом). Как нам нравится, закрасим крыло, сделаем узор. Не бойтесь смешивать краски.
3. Смочим изображение водой с помощью кисточки.
4. Перегнем лист пополам, прижмем ладонью, чтобы получился отпечаток.
5. Развернем лист. Что увидели? Красивая? Нарисуем усики.
- Осталось только подождать, пока рисунок высохнет. Бабочек вырежем и приклеим к нашей картине. Теперь лето останется с нами на всю зиму.
7. Подведение итогов урока.
- Чему научились сегодня? Что нового узнали?
- С какими терминами познакомились?
- Что они обозначают?
- На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.