Конспект занятия "Тучи по небу гуляют – птицы к югу улетают"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Формировать у детей основы экологической культуры, предполагающей единство и взаимосвязь таких ее составляющих, как интерес к природе проблемы ее охраны.
  2. Расширять представления детей о перелетных птицах Сибирского региона.
  3. Устанавливать причинно-следственные связи между изменениями природных явлений и повадками птиц.
  4. Осуществлять коррекционно-логопедическую работу через:

Словарная работа (введение новых слов): вожак, стриж, журавль-стерх.

Активизация словаря: скворец, грач, утка, перелетные птицы.

Предшествующая работа:

  • Наблюдение за птицами на участке детского сада во время прогулок;
  • С целью знакомства с экспозиции ей книг о перелетных птицах посещение детской библиотеки «Лукоморье»;
  • Создание в групповой комнате библиотечки детских книг о птицах с участием детей и взрослых;
  • Организация выставки семейного рисунка детей старшего возраста на тему: «Птицы, живущие в нашем дворе»;
  • Чтение рассказа Г. Снегирева «Как птицы и звери к зиме готовятся»;
  • Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с экспозицией «Птицы Сибири».
  • Экскурсия – наблюдение за утками, живущими круглый год на реке Енисей;

Ход занятия

(В групповую комнату входит почтальон Печкин – учитель-логопед с помощью атрибутов превратился в почтальона)

Печкин: Здравствуйте, ребята! Я - Почтальон Печкин. Эта группа «Солнышко»? Вам письмо – получите.

(Дети благодарят Печкина, воспитатель читает письмо)

«Дорогие дети группы «Солнышко», я художник Кисточкин, у которого вы были в гостях в мастерской. Я посылаю вам в этом письме интересную загадку: новую мозаику. Сможете сложить мозаику - узнаете отгадку.

Принимайтесь за дело!

(Игровая ситуация: дети выкладывают картину из отдельных фрагментов – принцип: сложи целое из частей)

Воспитатель: (Проводит рассматривание картины, беседу по ее содержанию)

  • Какое время года изображено на картине?
  • По каким приметам на картине вы догадались, что это осень?
  • Какие краски преобладают в изображении осени?
  • Какие стихи об осени вы знаете? (Дети читают стихи)
  • Мне вспомнились эти строки:
    Унылая пора! Очей очарованье.
    Приятна мне твоя прощальная краса.
    Люблю я пышное природы увяданье
    В багрец и золото, одетые леса!

Давайте придумаем название нашей картине. (Дети предлагают свои варианты и выбирают наиболее понравившееся: «Птицы прощаются с Красноярской землей»

Воспитатель: Красивая осенняя картина будет украшать нашу группу. Послушаем звуки осеннего леса. (Игровая ситуация: «Отгадай звуки осени». Включаю фонограмму. Дети слушают и определяют:

  • Голоса птиц
  • Шум листвы
  • Стук дятла
  • Шум ветра
  • Капли падающего дождя

Воспитатель: Да, это звуки осени, а осенью какие изменения происходят в жизни птиц? (Ответы детей: птицы собираются в теплые края)

Какие птицы улетают? (Ответы детей: скворцы, гуси, утки, журавли.)

Читают стихи:

Журавушки - журавли
Оторвались от земли.
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавушки - журавли!

Воспитатель: (Беседует с детьми)

  • Почему птиц называют перелетными?
  • Каких перелетных птиц вы знаете?
  • Почему улетают птицы?
  • Кто ведет птиц? (вожак)
  • Почему его так называют? (он самый опытный, сильный, главный среди птиц стаи)

Какие птицы первыми улетают в теплые края с Красноярской земли?

(Обращаю внимание детей на две иллюстрации, где изображены ласточка и стриж.

Рассказ воспитателя.)

Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых - они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.

  • Какие птицы улетают последними, как вы думаете? Почему? (Ответы детей: утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно)

Воспитатель: (предлагаю поиграть в игру «Отгадай птицу». Дети разбиваются на две команды, выкладывают контуры птиц на пластилине семенами фасоли, гороха по контуру, называют птицу.)

Объясняет правила игры: разделиться на 2 команды по цвету фишек. Выложить фасолью контур птицы на доске с пластилином и назвать ее.)

Воспитатель: Не все и не всегда утки улетают. В нашем городе утки приспособились зимовать. Мы ходили с вами на экскурсию, на реку Енисей, где наблюдали за ними. (Где зимуют утки? Почему они остаются зимовать?. Река Енисей зимой не замерзает и птицам есть, где жить и питаться.)

Воспитатель: Все ли птицы улетают в теплые края?

Какие птицы остаются в нашем городе?

Какие птицы живут в вашем дворе?

(Рассказы детей с показом рисунков птиц, которые живут в их дворе.)

Воспитатель:

Кто знает. Что это за птица? (Показываю иллюстрацию журавля - стерха) Это журавль – стерх. Живет в Сибири на болотах. Красивая птица с белым оперением, желтым клювом и красной шапочкой на голове. Эта птица занесена в Красную книгу. Кто знает, что такое Красная книга? (В нее собраны все редкие и исчезающие животные и птицы. Их надо беречь и охранять.)

Воспитатель: Все перелетные птицы с первым теплом возвращаются в родные места в свои гнезда, в Красноярск и его окрестности. Как вы думаете почему? ( Ответы детей. Они летят на Родину, где сами вывелись и где выведут своих птенцов.)

Воспитатель: Вы хотели бы, чтобы птицы весной возвратились к нам? Давайте составим звуковое письмо – обращение ко всем ребятам нашего сада, как надо беречь природу и заботиться о ней, чтобы птицы вернулись к нам весной. (Воспитатель вместе с детьми составляют звуковое письмо)

Текст письма:

Мы, ребята группы «Солнышко», обращаемся к вам, нашим товарищам!

Будем беречь природу, заботиться о ней.

Ремонтировать скворечники и делать новые.

Не разрушать гнезда.

Не ломать деревья и кусты.

Не рвать цветы, не жечь траву.

Не засорять водоемы.

Пусть в нашем красивом городе Красноярске всегда слышится пение птиц, плеск фонтанов, шелест листьев в скверах и парках.