Цели:
- Формировать у детей основы экологической культуры, предполагающей единство и взаимосвязь таких ее составляющих, как интерес к природе проблемы ее охраны.
- Расширять представления детей о перелетных птицах Сибирского региона.
- Устанавливать причинно-следственные связи между изменениями природных явлений и повадками птиц.
- Осуществлять коррекционно-логопедическую работу через:
Словарная работа (введение новых слов): вожак, стриж, журавль-стерх.
Активизация словаря: скворец, грач, утка, перелетные птицы.
Предшествующая работа:
- Наблюдение за птицами на участке детского сада во время прогулок;
- С целью знакомства с экспозиции ей книг о перелетных птицах посещение детской библиотеки «Лукоморье»;
- Создание в групповой комнате библиотечки детских книг о птицах с участием детей и взрослых;
- Организация выставки семейного рисунка детей старшего возраста на тему: «Птицы, живущие в нашем дворе»;
- Чтение рассказа Г. Снегирева «Как птицы и звери к зиме готовятся»;
- Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с экспозицией «Птицы Сибири».
- Экскурсия – наблюдение за утками, живущими круглый год на реке Енисей;
Ход занятия
(В групповую комнату входит почтальон Печкин – учитель-логопед с помощью атрибутов превратился в почтальона)
Печкин: Здравствуйте, ребята! Я - Почтальон Печкин. Эта группа «Солнышко»? Вам письмо – получите.
(Дети благодарят Печкина, воспитатель читает письмо)
«Дорогие дети группы «Солнышко», я художник Кисточкин, у которого вы были в гостях в мастерской. Я посылаю вам в этом письме интересную загадку: новую мозаику. Сможете сложить мозаику - узнаете отгадку.
Принимайтесь за дело!
(Игровая ситуация: дети выкладывают картину из отдельных фрагментов – принцип: сложи целое из частей)
Воспитатель: (Проводит рассматривание картины, беседу по ее содержанию)
- Какое время года изображено на картине?
- По каким приметам на картине вы догадались, что это осень?
- Какие краски преобладают в изображении осени?
- Какие стихи об осени вы знаете? (Дети читают стихи)
- Мне вспомнились эти строки:
Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые леса!
Давайте придумаем название нашей картине. (Дети предлагают свои варианты и выбирают наиболее понравившееся: «Птицы прощаются с Красноярской землей»
Воспитатель: Красивая осенняя картина будет украшать нашу группу. Послушаем звуки осеннего леса. (Игровая ситуация: «Отгадай звуки осени». Включаю фонограмму. Дети слушают и определяют:
- Голоса птиц
- Шум листвы
- Стук дятла
- Шум ветра
- Капли падающего дождя
Воспитатель: Да, это звуки осени, а осенью какие изменения происходят в жизни птиц? (Ответы детей: птицы собираются в теплые края)
Какие птицы улетают? (Ответы детей: скворцы, гуси, утки, журавли.)
Читают стихи:
Журавушки - журавли
Оторвались от земли.
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавушки - журавли!
Воспитатель: (Беседует с детьми)
- Почему птиц называют перелетными?
- Каких перелетных птиц вы знаете?
- Почему улетают птицы?
- Кто ведет птиц? (вожак)
- Почему его так называют? (он самый опытный, сильный, главный среди птиц стаи)
Какие птицы первыми улетают в теплые края с Красноярской земли?
(Обращаю внимание детей на две иллюстрации, где изображены ласточка и стриж.
Рассказ воспитателя.)
Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых - они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.
- Какие птицы улетают последними, как вы думаете? Почему? (Ответы детей: утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно)
Воспитатель: (предлагаю поиграть в игру «Отгадай птицу». Дети разбиваются на две команды, выкладывают контуры птиц на пластилине семенами фасоли, гороха по контуру, называют птицу.)
Объясняет правила игры: разделиться на 2 команды по цвету фишек. Выложить фасолью контур птицы на доске с пластилином и назвать ее.)
Воспитатель: Не все и не всегда утки улетают. В нашем городе утки приспособились зимовать. Мы ходили с вами на экскурсию, на реку Енисей, где наблюдали за ними. (Где зимуют утки? Почему они остаются зимовать?. Река Енисей зимой не замерзает и птицам есть, где жить и питаться.)
Воспитатель: Все ли птицы улетают в теплые края?
Какие птицы остаются в нашем городе?
Какие птицы живут в вашем дворе?
(Рассказы детей с показом рисунков птиц, которые живут в их дворе.)
Воспитатель:
Кто знает. Что это за птица? (Показываю иллюстрацию журавля - стерха) Это журавль – стерх. Живет в Сибири на болотах. Красивая птица с белым оперением, желтым клювом и красной шапочкой на голове. Эта птица занесена в Красную книгу. Кто знает, что такое Красная книга? (В нее собраны все редкие и исчезающие животные и птицы. Их надо беречь и охранять.)
Воспитатель: Все перелетные птицы с первым теплом возвращаются в родные места в свои гнезда, в Красноярск и его окрестности. Как вы думаете почему? ( Ответы детей. Они летят на Родину, где сами вывелись и где выведут своих птенцов.)
Воспитатель: Вы хотели бы, чтобы птицы весной возвратились к нам? Давайте составим звуковое письмо – обращение ко всем ребятам нашего сада, как надо беречь природу и заботиться о ней, чтобы птицы вернулись к нам весной. (Воспитатель вместе с детьми составляют звуковое письмо)
Текст письма:
Мы, ребята группы «Солнышко», обращаемся к вам, нашим товарищам!
Будем беречь природу, заботиться о ней.
Ремонтировать скворечники и делать новые.
Не разрушать гнезда.
Не ломать деревья и кусты.
Не рвать цветы, не жечь траву.
Не засорять водоемы.
Пусть в нашем красивом городе Красноярске всегда слышится пение птиц, плеск фонтанов, шелест листьев в скверах и парках.