Урок окружающего мира по теме "Особенности кожного покрова". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи урока:

Образовательная:

  • Формировать представления о коже, ее строении, функциях, значении.

Развивающая:

  • Развивать интеллектуальные и практические умения и навыки детей; проводить
  • исследования, наблюдения, умения делать выводы.

Воспитательная:

  • Прививать заботу о собственном здоровье.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование:

1) таблица «Кожный покров человека» (на доске);

2) учебник «Мы и окружающий мир», 4 класс, I часть, Н.Я. Дмитриева, А Н. Казаков;

3) 1 группа: лупа, листки бумаги, акварельные краски, влажные салфетки;

2 группа: лупа, стеклышки, сухие салфетки;

3,4,5 группы: лупа, таблица в учебнике стр. 70.

Этапы урока:

  1. Организационный.
  2. Актуализация.
  3. Поиск и формирование темы.
  4. Проблемная ситуация.
  5. Целеполагание.
  6. Изучение новой темы (самостоятельная групповая работа).
  7. Физкультминутка.
  8. Проблемная ситуация.
  9. Выступление групп, итог.
  10. Закрепление материала (кроссворд).
  11. Домашнее задание.
  12. Рефлексия.
  13. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Актуализация.

- Ребята, как вы понимаете эту пословицу: «Здоровый нищий счастливее больного короля»?
(Значит, главное богатство человека – это его здоровье)

- А что надо делать, чтобы сохранить здоровье?

- А как вы думаете, нужно ли для этого изучать свой организм, его строение?

3. Поиск и формирование новой темы.

- Я прочту вам отрывок из книги Алексея Дорохова «Про себя самого». Послушайте внимательно: «Хорошо бы изобрести такую одежду, которая не промокала под самым сильным дождем, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же, чтобы она не выцветала, не мялась, и её можно было бы носить хоть сто лет».

- Как вы думаете можно изобрести такую одежду?

- Кто из вас уже догадался, какой орган человека мы будем сегодня изучать? (КОЖА).

- А знаете ли вы, что кожа имела первоначальное звучание «козы» (шкура) и происходило от слова «коза». В результате чередования согласных «З» поменялось на «Ж». С заменой буквы значение слова расширилось: кожа стало означать уже любую обработанную шкуру, а потом и нашу кожу.

4. Проблемная ситуация.

- Послушайте историю, которая произошла более 350 лет назад (магнитофонная запись)

- В Италии в 1646 году произошёл такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл "золотой мальчик". Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли и он провёл ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

- Как вы думаете, почему же умер мальчик? (ответы детей)

- Вы высказали свои гипотезы.

5. Целеполагание.

- Что же мы должны узнать о коже, чтобы доказать или опровергнуть эти предположения? (Свои вопросы дети пишут на заранее розданных листках).

- К рассказу о мальчике мы вернемся, когда расширим, углубим и приведем в систему знания о коже.

6. Изучение новой темы.

Игра:

- В мешочке лежат предметы, вы должны с закрытыми глазами узнать предмет и описать его (участвуют 3-4 ученика).

- Что помогло вам узнать эти предметы? (орган осязания – кожа)

- Но каким образом кожа чувствует температуру воздуха, боль, помогает узнавать предметы на ощупь?

- Эту работу выполняют нервные окончания, которыми пронизана наша кожа. На участке кожи размером с монету расположено 35 нервных окончаний. (Учитель показывает таблицу).

- Дальше вы будете работать по группам и не только будете сами учиться, но и учить других.

- Давайте повторим правила дружной работы.

Памятка.
Внимательно слушать товарища.
Говори вполголоса.
Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.
Береги каждую минуту.

7. Работа в группах, учитель помогает детям.

Задания для групп.

1 группа

1. Возьмите лупу и рассмотрите кожу на ладони, на кончиках пальцев.

2. Приложите палец к стеклу. Расскажите о своих наблюдениях.

3. Сделайте отпечаток пальца на бумаге.

4. Рассмотрите и сравните его с отпечатком своих товарищей.

5. Прочитайте отрывок из статьи страница 75 (Приложите... товарищей).

6. Сделайте вывод: рисунок на кончиках пальцев...

________________________________________________ .

2 группа

1. Возьмите лупу и рассмотрите кожу на тыльной стороне ладони.

2. Объясните, когда вы потеете, что происходит с вашим организмом.

3. Рассмотрите рисунок страница 70.

4. Прочитайте статью страница 70 (Посмотрите..., отходы).

5. Закончи предложение:

Пот - это ________________________________________ .

6. Сделайте вывод:

Пот _________________организм и __________________ .

3 группа

1. Возьмите лупу и рассмотрите тыльную сторону ладони.

2. Рассмотрите рисунок страница 70.

3. Прочитайте статью страница 70 (В коже... к клеткам).

4. Сделайте вывод:

С помощью кровеносных сосудов кожа не

_______________________, и не_______________________ .

Кожа поддерживает _________________________________ .

Кожа участвует в ___________________________________ .

4 группа

1. Возьмите салфетку и протрите ею лицо.

2. Что осталось на салфетке?

3. Рассмотрите рисунок страница 70.

4. Прочитайте статью страница 71(Вы купаетесь... внутрь тела).

5. Сделайте вывод:

Жир делает кожу ___________________________________ ,

препятствует проникновению _________________________ .

5 группа

1. Рассмотрите свою кожу. Какого она цвета?

2. Сравни с цветом кожи соседа.

3. Прочитайте статью страница 72 (Наша кожа... клеток).

4. Рассмотрите рисунок страница 70.

5. Сделайте вывод

Загар препятствует проникновению ______________________

внутрь тела.

Кожа не стирается в течение жизни, потому что ____________

___________________________________________________ .

8. Физкультминутка. «Делай, как я!»

Учитель показывает несколько простых движений, например, «руки вверх», «руки за голову», «наклоны вправо-влево», «приседание», «прыжки на месте».

9. Проблемная ситуация.

Посмотрите друг на друга. Из каких частей состоит тело человека? (Голова, руки, ноги, туловище)

А почему сейчас, когда мы делали физкультминутку, наше тело не рассыпалось на части, как карточный домик? (Ответы детей).

Какой орган объединяет части тела в одно целое.

Напишите глазами это слово: «КОЖА». Этот орган большой или маленький?

Площадь кожного покрова составляет около 2 м2.

10. Выступления групп, итог.

Учитель прикрепляет к доске карточки с выводами, дополняет ответы.

№ группы

Выводы

1

Отпечатки пальцев индивидуальны

2

Кожа выделяет пот, дышит, согревает и охлаждает организм, удаляет с потом ненужные вещества – отходы.

3

Кожа пронизана кровеносными сосудами с помощью которых поддерживает постоянную температуру тела и участвует в газообмене.

Дополнение учителя:

Через кожу за сутки при температуре +30є С выводится 7-9 гр. углекислого газа и поглощается 3-4 гр. кислорода. Это составляет 2% всего газообмена в организме.

№ группы

Выводы

4

Подкожный жир препятствует проникновению жидкости и микробов внутрь тела

5

Кожа не пропускает ультрафиолетовые (радиоактивные) лучи. Защитная система кожи – загар.

11. Закрепление материала.

- А теперь, когда мы проделали такую большую работу, мы можем ответить, на вопрос «Почему умер мальчик?» (Ответы детей).

- Какие основные функции кожи были у него нарушены? (Дыхание или газообмен. Выделение вредных отходов. Теплообмен.)

- На все ли вопросы, написанные Вами в начале урока, мы ответили?

- Что вы узнали о строении кожи человека?

- Какие правила гигиены надо соблюдать при уходе за кожей?

- Раньше первобытные люди были покрыты густой шерстью, как животные. Какую роль играла шерсть?

- Все ли вы разглядели у себя на теле маленькие волосики? А какую роль выполняют они? Они защищают кожу…от одежды. Если бы их не было, то одежда впитывала бы весь жир и кожа бы пересыхала.

- Вы хорошо поработали и теперь, я надеюсь, сможете отгадать кроссворд.

Кроссворд.

Проверка кроссворда.

- Встаньте те, кто отгадал весь кроссворд?

- Ответил на 4 вопроса?

- На 3?

- На 2?

12. Домашнее задание.

Что объединяет эти понятия: ногти, волосы, кожа? Ответ на этот вопрос, и на вопросы, которые остались открытыми, вы найдете на страницах 74 -75 учебника и в энциклопедиях, которые вы видите на нашей выставке.

13. Рефлексия.

- Какой этап познания на уроке был для вас трудным? Какой интересным?

14. Итог.

- Достигнута ли поставленная в начале урока цель?

Спасибо. Урок закончен.