Задачи урока:
Образовательная:
Формировать представления о коже, ее
строении, функциях, значении.
Развивающая:
- Развивать интеллектуальные и практические умения и навыки детей; проводить
- исследования, наблюдения, умения делать выводы.
Воспитательная:
- Прививать заботу о собственном здоровье.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование:
1) таблица «Кожный покров человека» (на доске);
2) учебник «Мы и окружающий мир», 4 класс, I часть, Н.Я. Дмитриева, А Н. Казаков;
3) 1 группа: лупа, листки бумаги, акварельные краски, влажные салфетки;
2 группа: лупа, стеклышки, сухие салфетки;
3,4,5 группы: лупа, таблица в учебнике стр. 70.
Этапы урока:
- Организационный.
- Актуализация.
- Поиск и формирование темы.
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Изучение новой темы (самостоятельная групповая работа).
- Физкультминутка.
- Проблемная ситуация.
- Выступление групп, итог.
- Закрепление материала (кроссворд).
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
- Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Актуализация.
- Ребята, как вы понимаете эту пословицу:
«Здоровый нищий счастливее больного короля»?
(Значит, главное богатство человека – это его
здоровье)
- А что надо делать, чтобы сохранить здоровье?
- А как вы думаете, нужно ли для этого изучать свой организм, его строение?
3. Поиск и формирование новой темы.
- Я прочту вам отрывок из книги Алексея Дорохова «Про себя самого». Послушайте внимательно: «Хорошо бы изобрести такую одежду, которая не промокала под самым сильным дождем, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же, чтобы она не выцветала, не мялась, и её можно было бы носить хоть сто лет».
- Как вы думаете можно изобрести такую одежду?
- Кто из вас уже догадался, какой орган человека мы будем сегодня изучать? (КОЖА).
- А знаете ли вы, что кожа имела первоначальное звучание «козы» (шкура) и происходило от слова «коза». В результате чередования согласных «З» поменялось на «Ж». С заменой буквы значение слова расширилось: кожа стало означать уже любую обработанную шкуру, а потом и нашу кожу.
4. Проблемная ситуация.
- Послушайте историю, которая произошла более 350 лет назад (магнитофонная запись)
- В Италии в 1646 году произошёл такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл "золотой мальчик". Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли и он провёл ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
- Как вы думаете, почему же умер мальчик? (ответы детей)
- Вы высказали свои гипотезы.
5. Целеполагание.
- Что же мы должны узнать о коже, чтобы доказать или опровергнуть эти предположения? (Свои вопросы дети пишут на заранее розданных листках).
- К рассказу о мальчике мы вернемся, когда расширим, углубим и приведем в систему знания о коже.
6. Изучение новой темы.
Игра:
- В мешочке лежат предметы, вы должны с закрытыми глазами узнать предмет и описать его (участвуют 3-4 ученика).
- Что помогло вам узнать эти предметы? (орган осязания – кожа)
- Но каким образом кожа чувствует температуру воздуха, боль, помогает узнавать предметы на ощупь?
- Эту работу выполняют нервные окончания, которыми пронизана наша кожа. На участке кожи размером с монету расположено 35 нервных окончаний. (Учитель показывает таблицу).
- Дальше вы будете работать по группам и не только будете сами учиться, но и учить других.
- Давайте повторим правила дружной работы.
Памятка.
Внимательно слушать товарища.
Говори вполголоса.
Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.
Береги каждую минуту.
7. Работа в группах, учитель помогает детям.
Задания для групп.
1 группа
1. Возьмите лупу и рассмотрите кожу на ладони, на кончиках пальцев.
2. Приложите палец к стеклу. Расскажите о своих наблюдениях.
3. Сделайте отпечаток пальца на бумаге.
4. Рассмотрите и сравните его с отпечатком своих товарищей.
5. Прочитайте отрывок из статьи страница 75 (Приложите... товарищей).
6. Сделайте вывод: рисунок на кончиках пальцев...
________________________________________________ .
2 группа
1. Возьмите лупу и рассмотрите кожу на тыльной стороне ладони.
2. Объясните, когда вы потеете, что происходит с вашим организмом.
3. Рассмотрите рисунок страница 70.
4. Прочитайте статью страница 70 (Посмотрите..., отходы).
5. Закончи предложение:
Пот - это ________________________________________ .
6. Сделайте вывод:
Пот _________________организм и __________________ .
3 группа
1. Возьмите лупу и рассмотрите тыльную сторону ладони.
2. Рассмотрите рисунок страница 70.
3. Прочитайте статью страница 70 (В коже... к клеткам).
4. Сделайте вывод:
С помощью кровеносных сосудов кожа не
_______________________, и не_______________________ .
Кожа поддерживает _________________________________ .
Кожа участвует в ___________________________________ .
4 группа
1. Возьмите салфетку и протрите ею лицо.
2. Что осталось на салфетке?
3. Рассмотрите рисунок страница 70.
4. Прочитайте статью страница 71(Вы купаетесь... внутрь тела).
5. Сделайте вывод:
Жир делает кожу ___________________________________ ,
препятствует проникновению _________________________ .
5 группа
1. Рассмотрите свою кожу. Какого она цвета?
2. Сравни с цветом кожи соседа.
3. Прочитайте статью страница 72 (Наша кожа... клеток).
4. Рассмотрите рисунок страница 70.
5. Сделайте вывод
Загар препятствует проникновению ______________________
внутрь тела.
Кожа не стирается в течение жизни, потому что ____________
___________________________________________________ .
8. Физкультминутка. «Делай, как я!»
Учитель показывает несколько простых движений, например, «руки вверх», «руки за голову», «наклоны вправо-влево», «приседание», «прыжки на месте».
9. Проблемная ситуация.
Посмотрите друг на друга. Из каких частей состоит тело человека? (Голова, руки, ноги, туловище)
А почему сейчас, когда мы делали физкультминутку, наше тело не рассыпалось на части, как карточный домик? (Ответы детей).
Какой орган объединяет части тела в одно целое.
Напишите глазами это слово: «КОЖА». Этот орган большой или маленький?
Площадь кожного покрова составляет около 2 м2.
10. Выступления групп, итог.
Учитель прикрепляет к доске карточки с выводами, дополняет ответы.
№ группы |
Выводы |
1 |
Отпечатки пальцев индивидуальны |
2 |
Кожа выделяет пот, дышит, согревает и охлаждает организм, удаляет с потом ненужные вещества – отходы. |
3 |
Кожа пронизана кровеносными сосудами с помощью которых поддерживает постоянную температуру тела и участвует в газообмене. |
Дополнение учителя:
Через кожу за сутки при температуре +30є С выводится 7-9 гр. углекислого газа и поглощается 3-4 гр. кислорода. Это составляет 2% всего газообмена в организме.
№ группы |
Выводы |
4 |
Подкожный жир препятствует проникновению жидкости и микробов внутрь тела |
5 |
Кожа не пропускает ультрафиолетовые (радиоактивные) лучи. Защитная система кожи – загар. |
11. Закрепление материала.
- А теперь, когда мы проделали такую большую работу, мы можем ответить, на вопрос «Почему умер мальчик?» (Ответы детей).
- Какие основные функции кожи были у него нарушены? (Дыхание или газообмен. Выделение вредных отходов. Теплообмен.)
- На все ли вопросы, написанные Вами в начале урока, мы ответили?
- Что вы узнали о строении кожи человека?
- Какие правила гигиены надо соблюдать при уходе за кожей?
- Раньше первобытные люди были покрыты густой шерстью, как животные. Какую роль играла шерсть?
- Все ли вы разглядели у себя на теле маленькие волосики? А какую роль выполняют они? Они защищают кожу…от одежды. Если бы их не было, то одежда впитывала бы весь жир и кожа бы пересыхала.
- Вы хорошо поработали и теперь, я надеюсь, сможете отгадать кроссворд.
Кроссворд.
Проверка кроссворда.
- Встаньте те, кто отгадал весь кроссворд?
- Ответил на 4 вопроса?
- На 3?
- На 2?
12. Домашнее задание.
Что объединяет эти понятия: ногти, волосы, кожа? Ответ на этот вопрос, и на вопросы, которые остались открытыми, вы найдете на страницах 74 -75 учебника и в энциклопедиях, которые вы видите на нашей выставке.
13. Рефлексия.
- Какой этап познания на уроке был для вас трудным? Какой интересным?
14. Итог.
- Достигнута ли поставленная в начале урока цель?
Спасибо. Урок закончен.