Профильное обучение на современном этапе модернизации Российского образования является одним из приоритетных направлений государственной политики образования. Профильное обучение дает возможности расширения социализации учащихся, обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программы высшего профессионального образования.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
В связи с вышесказанным профильное обучение должно способствовать:
На учащихся профильных классов ложится громадная физическая и эмоциональная нагрузка с переходом их не только на 3 ступень обучения, но и со входом в процесс адаптации к профильности обучения.
В связи с этим возникает задача сохранения физического и духовного здоровья учащихся.
Реализация профильного обучения невозможна без создания здоровьесберегающего подхода к образовательному процессу в данных условиях.
Вся система работы по выработке здоровьесберегающих технологий профильного обучения в ГОУ СОШ №263 строится на основе нормативной базы.
- Учебный план профильных классов предусматривает работу по шестидневной учебной неделе;
За счет часов школьного компонента увеличивается количество часов в образовательных областях:
Естествознание - физика 1ч- 10б
биология 1,5 ч- 11 кл
Обществознание - экономика 1ч- 11кл
экономич. геогр 2ч- 10 кл.
Технология- черчение 2ч- 11кл.
Интеграция Москвоведения
(литература, история, обществознание, география, экономика, биология)
Необходимость данной интеграции доказывается грамотно выстроенным обоснованием и согласуется с ОУМЦ.
Учет санитарно-гигиенических норм при составлении расписания;
Формирование расписания на основе научного подхода:
- Профильные предметы в расписании середины недели;
- Равномерный «разброс» профильных дисциплин в течение недели;
- Чередование предметов естественно- математического цикла с дисциплинами другого направления;
- Учет деления на группы.
Включение учащихся профильных классов в проведение Дней диагностики регулирования и коррекции (ДРК), которые проходят в рамках школьной программы «Расту здоровым» по темам: «Здоровье ученика в режиме дня школы», «Дозирование домашнего задания учащихся».
Интегрированные уроки по некоторым предметам a осуществление межпредметных и внутрипредметных связей с параллельной экономией часов:
- Профильная математика - информатика и ИКТ
- Профильная физика - информатика и ИКТ
- Профильная математика - профильная физика
- Профильная математика - черчение.
- Профильная математика - география
Работа психологической службы:
- Психологические исследования;
- Психологические тренинги;
- Паузы психологической разгрузки;
- Индивидуальные консультации.
Использование мультимедийных технологий на уроках a мобильность процесса преподавания, сохранение физических, эмоциональных сил учащихся.
Использование в процессе обучения здоровьесберегающих технологий:
- Тестовая форма проверки знаний учащихся;
- Подача материала крупными блоками;
- Опережающее обучение;
- Организация питания учащихся (включая субботу)
Работа службы социальной защиты ( помощь детям, оставшимся без мамы, папы, детям- сиротам).
Дифференциация и индивидуализация обучения на основе использования в процессе обучения гуманно- личностных технологий.
Совершенствование урока, как формы организации учебной деятельности:
- Урок-дискуссия
- Урок-лекция
- Урок-семинар
- Урок-конференция
- Урок-практикум
- Урок-экскурсия
- Урок-защита проектов.
Формирование здорового образа жизни - это не только грамотная организация учебной деятельности, но и большая внеурочная. Задача школы - дать возможность каждому ученику проявить себя как личность (факультативы, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, «Бал лицеистов»).
Экспертиза программ- «не навреди»
Внедрение в практику преподавания авторских учебников преподавателей, ведущих профильные дисциплины.
Подготовка педагогических работников, преподающих в профильных классах:
- Участие преподавателей вузов в работе методических объединений школы- участие учителей школы в мероприятиях вузов.
- Курсы повышения квалификации
- Научно-методическая подготовка учителей в школе.
- Разработка и внедрение различных форм сотрудничества средней и высшей школы:
- Преподавание профильных дисциплин преподавателями вузов;
- Олимпиады - «проба сил»;
- Олимпиады - « набор вступительных баллов» (3 тура)
- Проектная деятельность учащихся
Это решает проблемы:
o Ранняя адаптация к условиям обучения в вузе;
o Снятие «стресса абитуриента»;
o Активная студенческая позиция (многие учащиеся школы №263 назначаются старостами групп, потоков; некоторые учащиеся возглавляют научные общества в вузе; у некоторых научным руководителем для защиты кандидатского минимума остается преподаватель «школа - вуз»).
Совместная деятельность преподавателей вуза и школы дает возможность решить многие важные вопросы в организации образовательного процесса в школе.
Начало работы над созданием индивидуального портфолио достижений учащихся профильного класса. Ребенок чувствует себя уверенным и защищенным. Идет учет личных достижений, побед ученика, результаты его проявления профессиональных интересов и склонностей, все виды дополнительных занятий и успехи в них. Все это нужно не только для его успешной адаптации к условиям обучения вуза, но и для создания его конкурентоспособности.