Использование новых информационных технологий в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л. С. Выготского, П. Я. . Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, В. В. Рубцова, Д. . Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм общения, методов обучения.

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. “Завтра” наших детей – это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.

С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Необходимо, чтобы знакомство с возможностями компьютера происходило под непосредственным руководством взрослых (родителей или учителя).

В своей практической профессиональной деятельности возможности компьютера мы используем по нескольким направлениям.

  • Непосредственно обучение основам работы с компьютером. Изучение информатики в классе происходит с 2002 года по учебникам А. В. Горячева “Информатика в играх и задачах” (безмашинный вариант).
  • Используем компьютерные обучающие игры при обучении русскому языку, математике (программа “Радуга”).
  • Отслеживаем результаты учебной деятельности учащихся. .
  • Применяем компьютер как источник информации. Использование Интернет каталогов и поисковых машин, образовательных сайтов и порталов.
  • Применение развивающих методов и приемов.
  • Одно из важных направлений в использовании компьютера на уроках это возможность использовать его как средство ИТСО.

Компьютерные обучающие игры.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т. д.)

Разработанная в калининградском регионе педагогическая технология организации компьютерного практикума на базе МПК ”Радуга в компьютере”, рекомендованного министерством образования РФ в 1995 г. К использованию в начальной школе и применяемого сегодня в более, чем 100 школах России, позволила разрешить сразу обе проблемы: использовать любому учителю начальной школы, желающему повысить качество учебного процесса с помощью компьютера, набор дидактических компьютерных игр, охватывающих все основные темы учебной программы по русскому языку (обучение грамоте) и математике для всех классов. При этом выбор дидактических материалов к очередному занятию осуществляется самим учителем начального класса при помощи учебно-методического пособия, а занятия может проводить учитель информатики .

Эту работу мы используем частично на уроках в курсе “Информатика”, а также во во внеклассной работе.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя , восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

Мониторинг учебной деятельности

Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждого учителя в частности. Как оценить именно труд ребенка, а не процесс обучения? Как сделать так, чтобы и ученик почувствовал свой рост, и родители ощущали продвижение (или задержку) в обучении и развитии ребенка.

Проверка и оценка достижений младших школьников – весьма существенная часть процесса обучения.

Трудность для учителя начальной школы заключается в том, что при 4-х летнем обучении в первый год (а в большинстве школ и во второй год обучения) присутствует безотметочное оценивание. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе ее разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы. Одна из целей реформы системы школьного оценивания – сделать оценку учащегося более содержательной, объективной и индивидуализированной.

При переходе на безотметочное обучение необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки. Речь идет о качественно новом обучении в начальных классах – педагогическом процессе с оценочным компонентом.

Содержательная отметка, необходима для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность у детей и сделать педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка.

В своей работе мы попытались систематизировать данные о результатах обучения ученика, создать “Учебное портфолио”. При такой системе работы накапливаются не отметки за работу учащихся, а содержательная информация о них.

Вторую важную цель безотметочного обучения в начальной школе мы видим в создании оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, определением критериев оценки, средств и форм контроля со стороны педагогов.

В современной практике постоянно растет роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений.

Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами последнего сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке.

За основу в своей работе по математике мы взяли “Самостоятельные и контрольные работы по математике” Л. Г. Петерсон и др. и компьютерную программу комплексного мониторинга развития ребенка “Электронное приложение к учебнику математики Л. Г. Петерсон”.

“Электронное приложение к учебнику математики Л. Г. Петерсон” – это компьютерная программа – эксперт комплексного мониторинга обученности, с помощью которой мы получаем объективную и достоверную информацию о реальном уровне достижений детей.

Работа с программой требует минимальной подготовки пользователя к работе на компьютере, доступна и удобна для всех.

В отличие от оценки, “Электронное приложение” определяет уровень развития ребенка по каждому навыку.

Динамика развития класса и индивидуально каждого ученика, как в целом по контрольным работам, так и по отдельным навыкам позволяет своевременно вносить коррективы в учебный процесс.

Критерием развития является динамика уровня коэффициента успеха – отношение результатов ученика и возрастной группы (см. презентация, слайд 9), а не абсолютное значение в баллах, что гарантирует объективность получаемой информации.

Для получения всех отчетов необходимо ввести в компьютер только результат (верно, не верно, не приступал) выполнения учеником (классом) заданий контрольных работ, предложенных в данном сборнике.

Так же программа выставляет рейтинги классу и каждому ученику. Рейтинг выводится на основе сравнения результатов класса (ученика) и результатов возрастной группы. Таким образом, рейтинг позволяет судить о позиции, которую занимает класс (ученик) в возрастной группе.

Приведем примеры использования электронного приложения.

Заметим, что особенность работы на компьютере заключается в том, что вся заложенная однажды информация сохраняется в его памяти столько времени, сколько это необходимо пользователю. Поэтому ее в любой момент можно редактировать и изменять. Все нижепредоставленные отчеты получены всего через полтора часа после начала работы:

Сводная таблица успеваемости по контрольной работе (слайд 1,2)

Как видим, в этой таблице представлена детальная информация о результатах каждого ученика в классе, включая количество набранных баллов в целом за контрольную работу, результат по каждому из проверяемых навыков (субтестов), коэффициент успеха и экспертную оценку по привычной 5-ти бальной шкале. Ученики расположены сверху вниз, в соответствии с успешностью выполнения контрольной работы.

Краткий отчет по классу (ученику) (слайд 3,4).

Здесь собраны воедино средние показатели класса и возрастной группы, что дает возможность провести детальный сравнительный анализ успеваемости и выявить сильные и слабые стороны.

Слайд5, 6. . Диаграмма коэффициентов успеха относительно возрастной группы по субтестам.

На этой программе наиболее наглядно представлены достижения ученика по всем проверяемым субтестам. Очевидно, что если коэффициент успех меньше единицы, то результат ученика по этому навыку меньше среднего результата возрастной группы. Именно на эти субтесты следует обратить особое внимание данному ученику. Аналогичные диаграммы могут быть представлены по всем ученикам (на фоне класса и возрастной группы) и по классу в целом.

Слайд 7. Процентное распределение решаемости заданий классом и возрастной группой.

Полезный отчет для проведения работы над ошибками. Необходимо обратить внимание на те задания, которые выполнены менее успешно по сравнению с возрастной группой.

Слайд 8. Динамика развития класса. В течение всего учебного года учитель может видеть, как развивается класс (ученик) по сравнению с возрастной группой и своевременно ликвидировать отрицательные тенденции.

Слайд 9. . Динамика развития ученика. Приведенная технология успешно реализует все ключевые цели, которые направлены на ликвидацию трудностей каждого ученика в течение всего учебного года.

Аналогичная работа проводится со второго класса по русскому языку, где предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.

Для проведения тематического и итогового контроля используются специальные тетради на печатной основе “Проверочные и контрольные работы по русскому языку”, 2-4 кл. , варианты 1 и 2 (автор Е. В. Бунеева. – М. : Баласс,2000.).

Недостатком использования “Электронного приложения к учебнику “Русский язык” 2-4 класс Р. И. Бунеев и др. является нерациональная система ввода данных, требующая значительной затраты времени учителя.

Полученные данные позволили нам систематизировать их в персональные папки учеников. Как дополнение, по остальным предметам мы сочли целесообразным внести таблицу по проверке совершенствования навыка чтения, оригиналы выполненных учениками контрольных работ, характеристику психолога, отзывы учителей, ведущих другие предметы (англ. язык).

С содержанием этой папки родители знакомятся на классных собраниях, родительских консультациях, индивидуальных беседах с учителем. Изменения в папку вносятся после выполнения очередной к/работы или контролирующего теста. Учителем разрабатываются рекомендации индивидуально для каждого ученика по результатам четверти, которые доводятся до сведения родителей. Т. о. , использование электронных приложений по Математике и Русскому языку позволяет выделить ряд достоинств:

  • систематизация результатов обучения каждого ученика;
  • индивидуальная диагностика успеваемости по всем проверяемым навыкам;
  • максимально исключается субъективная оценка учащегося учителем;
  • данные предъявляются в сравнении с возрастной группой (около 1000 человек из разных регионов России).

Недостатки:

  • использование “Электронного приложения” возможно при наличии компьютера, что связано с оснащением школ компьютерной техникой;
  • достаточно высокая цена “Электронного приложения” по Математике;
  • отсутствия сети распространения, возможности приобретения через Интернет, либо непосредственно в Москве, в Ассоциации “Школа 2000…”;
  • неполный учет критериев оценки по программным требованиям в начальной школе, таких как аккуратность, каллиграфическое письмо, грамотность выполнения работы;
  • большая затрата времени учителя при стандартной часовой нагрузке. (по русскому языку).

Кроме готовых электронных приложений учитель может создавать таблицы достижений учащихся, отслеживающие уровень развития различных навыков учащихся (см. приложение).

Развивающие методы и приемы.

Для того, чтобы включить детей в активную работу на уроке, мы используем следующие развивающие методы и приёмы:

--- Анализ. Этот приём работает очень удачно.

--- Сравнение.

--- Обобщение. С помощью компьютера легче работать и над приёмом обобщения. В учебнике нам часто предлагают целый разворот, заполненный разными иллюстрациями, что сбивает детей с толку. А здесь можно вывести на экран только те иллюстрации, которые нужны нам на том или ином этапе урока.

--- Классификация. Этот приём часто используется на любом предмете.

--- Проблемные, поисковые методы. Здесь часто проводится дифференциация по уровням сложности. Но все группы решают одну проблему.

--- Игровой метод занимает не последнее место.

Использование компьютера как средство ИТСО.

В 2004 году мы познакомились с программой “INTEL: Обучение для будущего”. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение (техника “мультимедиа”), что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Слайды, выведенные на большой экран,- это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным. Рассмотрим в качестве примера три способа:

  • обычная иллюстрация (подобные слайды удачнее использовать в 1-м классе, для старших классов их применение стоит свести к минимуму);
  • использование анимации в слайдах.  Пр. : так при рассказе о растительности леса, на экран выводятся столбики разной высоты, отражая этажи леса. Красиво, необычно. Мыслительная деятельность учащихся не включается. Это тоже репродуктивный метод.
  • и наконец – мультимедиа- панорама. Это более интересный приём наглядности.

Однако, средства наглядного представления можно использовать в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Эффективно организовать поисковую и исследовательскую деятельность.

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, мы в своей работе используем метод проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Анализируя существующую литературу по данному вопросу, мы выявили следующие требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем.

На основе этих требований мы предлагаем придерживаться при разработке проекта определенных этапов:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т. д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации.

Т. к. включение телекоммуникационных проектов в учебную деятельность предполагает, что школьники обладают особой готовностью, “зрелостью”, при работе с детьми стараюсь сформировать у детей следующие коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий: умение спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. Включаем в уроки упражнения на развитие мышления учащихся: развитие аналитико-синтетических действий, формирую алгоритм сравнительного анализа, умение выделять общий способ действий и перенесение его на другие учебные задачи. А также привлекаем учеников к самооценочной и оценочной деятельности для развития адекватного оценивания своей работы и одноклассников.

Работу начинаем с недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов, постепенно переходя к долговременным, от личных к групповым и общеклассным. .

В качестве примера мы предлагаем варианты презентаций для проектов по окружающему миру “Экосистема леса” и истории “ Земля и люди Московского государства”. (см. приложение)

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку “путешествовать” по миру знаний, подобно тому, как он “путешествует” по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Приложение 1

Приложение 2

Список использованной литературы

  1. Варченко В. И. Способы проведения занятий с использованием ПМК ”Радуга в компьютере”/ Материалы XI Международной конференции “ Применение новых технологий в образовании”. Троицк::”Байтик”,2000. .
  2. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. -2004г. -№2. -с. 96-101.
  3. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. – М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004. -368 с.
  4. Коникова В. И. Метод проекта в разработке модели урока истории. //Начальная школа. -2004г. -№11. -с. 94-97.
  5. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда. //Начальная школа. - 2002г. -№12. -с. 35-39.
  6. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа. - 2004г. - №11. -с. 87-
  7. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. -№4. -с. 110-112.
  8. Попова Н. Г. Информатизация учебного процесса. // Начальная школа. -2002г. №11. -с. 71-74.