Цели урока.
- Образовательная: закрепление и обобщение знаний учащихся об углах, видах углов, развитие практических навыков по измерению углов и вычислению градусной меры углов.
- Развивающая: развитие умения обобщать, развитие интереса к изучаемому предмету.
- Воспитательная: выработать внимание, самостоятельность при работе на уроке.
План урока:
- Устный счет, включающий игровой момент.
- Повторение “Понятие угла. Решение задач”.
- Историческая справка.
- Итог урока: составление кластера..
1. Тема: “Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сравнение дробей”.
Задание: Выполните действия с дробями. Расположите полученные числа в порядке убывания и вы получите то понятие, которое будет интересовать нас сегодня на уроке.
1/5+1/3 | 3/10+1/2 | 5/12-1/5 | 3/8+5/6 |
о | г | л | у |
Ответ: угол.
Отгадайте шараду. Подсказка: первая часть – природное явление, вторая – есть у кошки.
Рисунок1.
Ответ: градусы.
2. Тема: “Определение угла. Виды углов”.
Задание 1. Исправьте ошибки в определениях.
- Угол – это геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей.
- Градус – это часть развернутого угла.
- Тупой угол меньше острого.
- Прямой угол составляет четверть от развернутого.
- Меньший угол имеет большую градусную меру.
Задание 2.
Найдите величину угла. Рисунок2.
Задание 3. Не прибегая к измерениям, укажите угол, равный 900, 500,1400.
Рисунок 3.
Вывод: на рисунке изображены тупой, острый и прямой угол.
Задание 4.
Вычислите величину угла.
Рисунок 4.
Дано: DAC =700 CAB = 600 Найти: DAB |
Дано: GEF =300 HEG В ТРИ РАЗА БОЛЬШЕ УГЛАGEF Найти: HEF |
Дано: КМS =1500 KML =650 Найти: LMS |
Задание 5.
Задачи на часть от числа, число по части, проценты, связанные с понятием прямого угла, развернутого угла.
1. Чему равен угол, градусная мера которого составляет прямого угла?
2. Прямой угол составляет некоторого угла. Найдите этот угол.
3. Какую часть угол в 600 составляет от развернутого угла?
4. Сколько процентов составляет угол в 450 от развернутого угла?
Задание 6.
Определите угол между стрелками часов.
Рисунок 5.
Вопросы- подсказки:
Сколько градусов составляет целая окружность?
На сколько частей разделена окружность?
4. Историческая справка.
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью измерять. Понятие градуса и появление первых инструментов для измерения углов связывают с развитием цивилизации в древнем Вавилоне, хотя само слово градус имеет латинское происхождение(градус– от лат. gradus- “шаг, ступень”). Градус получится, если, разделить окружность на 360 частей. Возникает вопрос – а почему древние вавилоняне делили именно на 360 частей. Дело в то, что в Вавилоне была принята шестидесятиричная система счисления. Более то, число 60 считалось священным. Поэтому все вычисления были связаны с числом 60(календарь вавилонян включал 360 дней).
Кроме градуса, были введены такие единицы измерения, как минута( часть градуса) и секунда( часть минуты). Названия “минута ” и “секунда” произошли от partes minutae primae и partes minutae sekundae, что в переводе означает "части меньшие первые" и "части меньшие вторые". В истории науки эти единицы измерения сохранились благодаря Клавдию Птолемею, жившему во II веке .
История не сохранила имя ученого, который изобрел транспортир – возможно в древности этот инструмент имел совсем другое название. Современное название происходит от французского слова ”ТRANSPORTER”, что означает “переносить”.
Но древние ученые производили измерения не только транспортиром – ведь этот инструмент был неудобен для измерений на местности и решения задач прикладного характера. А именно прикладные задачи и являлись главным предметом интереса древних геометров. Изобретение первого инструмента, позволяющего измерять углы на местности, связывают с именем древнегреческого ученого Герона Александрийского(I в. до.н.э). Он описал инструмент “диоптр”, позволяющий измерять углы на местности и решать множество прикладных задач.
Таким образом, можно говорить о возникновении геодезии - системы наук об определении формы и размеров Земли и об измерениях на земной поверхности для отображения ее на планах и картах. Геодезия связана с астрономией, геофизикой, космонавтикой, картографией и др., широко используется при проектировании и строительстве сооружений, судоходных каналов, дорог.
В XVII веке был изобретен прибор нивелир, а в следующем веке английским механиком Джессе Рамсденом был изобретен теодолит. Сегодня теодолит – сложный прибор. Многие работы (в том числе и строительство) требуют предварительной консультации геодезистов измерений с помощью теодолита.
Однако усовершенствование инструментов для измерения углов связано не только с проведением строительных работ. С древнейших времен люди путешествовали, познавая окружающий мир. Путешественниками необходимо было уметь ориентироваться в пространстве. На долгие века основным ориентиром путешественников стали звезды. Появился первый инструмент путешественников – астролябия. Астролябия(греч. astrolabion, от astron - "звезда" и labe – “схватывание"; лат. astrolabium) - угломерный прибор, служивший до начала XVIII в. для определения положений светил на небе.
Создание астролябии приписывают Евдоксу – выдающемуся математику эпохи эллинизма.
В 1731 году английский оптик Джон Хэдли(1682-1744) усовершенствовал астролябию. Новый прибор, получивший название октант, позволял решить проблему измерения широты на движущемся судне. Но октанту не досталась слава и долгая жизнь астролябии. Был изобретен секстант.
Секстант это наиболее совершенный прибор для измерения угловых координат небесных тел того времени. Его изобретение приписывается Исааку Ньютону. Секстант позволял измерять как широту, так и долготу точки наблюдения, причем с довольно высокой точностью. Заметим, что существуют и другие единицы измерения углов.
Артиллеристам же приходится не только измерять углы, но и быстро в уме переводить полученные угловые величины в линейные и наоборот. Поэтому измерение углов градусами и минутами для артиллеристов неудобно. Артиллеристы придумали совсем иную меру углов. Мера эта - "тысячная", или, как ее называют иначе, "деление угломера". Чтобы получить тысячную, окружность делят на 6000 частей.
В морской навигации в качестве основной единицы измерения принято использовать румб. Морской румб определяется центральным углом, соответствующим дуге, равной 1/32 части окружности. В метеорологии свой румб, который вдвое больше морского.
В старших классах мы с вами познакомимся с еще одной общеупотребительной единицей измерения углов – радианом.
5. Итог урока.
Составим кластер. В качестве центрального понятия выбираем понятие “угол”.
Рисунок6.
Домашнее задание:
1.Составьте математическую модель и решите задачу.
Из вершины угла АВМ проведены два луча – ВК и ВР. Первый угол в два раза больше, а третий на 150 больше второго. Найдите каждый из углов, если угол АВМ равен 1300.
2. В полночь заканчиваются сутки, и стрелки часов начинают отсчет новых. Сколько раз в течение суток часовая и минутная стрелки будут: а) образовывать развернутый угол; б) образовывать прямой угол; в) находиться на одном луче в начале с центром циферблата?
Литература.
- Атанасян Л.С. и др. Геометрия: Учеб. для 7 – 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение: АО “Московские учебники”, 1996.
- Едуш О.Ю. Геометрия 7 класс. Подсказки на каждый день. – М.,Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2000.
- Клековкин Г.А. Геометрия 5 класс. – М., “Русское слово”, 2001.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия 5 – 6 классы. – М., Издательский дом “Дрофа”, 1999.