Цели педагогического совета:
1.Анализ влияния применяемых технологий ТРКМ, ТРИЗ, ИТ … на различные аспекты деятельности учащихся.
2. Систематизация приемов и методов способствующих повышению качества знаний учащихся.
Предварительная подготовка к педагогическому совету. Педагогическому совету предшествовал школьный семинар “Мониторинг качества образования, его цели, задачи. Методика определения обученности и обучаемости в условиях использования различных технологий”.
В учительской на стенде за месяц до проведения педагогического совета пишем объявление:
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! 17 ноября 2004 года в 14.30 начнет работу педагогический совет. Тема педагогического совета “Методология использования современных образовательных технологий в образовательном процессе”. Работа педагогического совета будет включать в себя три этапа: 1 этап – Доклад заместителя директора по теме педагогического совета 2 этап – Обсуждение на школьных методических объединениях вопросов: Какие из известных технологий позволяют успешно учителю организовать учебно-познавательную деятельность Какие методы и приемы технологий обеспечивают развитие мышления, творческой активности и самостоятельности учащихся. Уважаемые коллеги! Каждому учителю предлагается выполнить к педсовету домашнее задание: На листе бумаги написать названия тех технологий, с которыми вы познакомились в течение последних двух лет и применяете в своей практике. Выберите ту педагогическую технологию, которой вы отдаете наибольшее предпочтение. Из выбранных технологий напишите названия тех методов, приемов и средств, которые используются вами чаще всего. Выберите метод или прием, которому вы придаете особое значение. Сделайте его описание по схеме:
3 этап – обмен мнениями и впечатлениями о результатах работы методических объединений
|
План мероприятий по подготовке и проведению педагогического совета
1. Подготовительный период.
Мероприятия | Дата. Время | Отв. | |
Заседание рабочей группы учителей по подготовке педагогического совета. (Вопросы обсуждения, разработка сценария педагогического совета) | 14.10.04 | Абрамова Г.В. Медведчук М.М., Плиско С.С.,
Мартынова О.В. Кейтлина И.С, Юркина Н.А. Левковец Е.М., Овсиенко В.В. Лебедева И.Б., Константинова Е.В. |
|
Подбор методической литературы по данному вопросу | С 14.10- 29.10.04. | Абрамова Г.В. Ионова А.С. |
|
Объявление темы. Даты и вопросов педсовета учителям | 15.10.04 | Абрамова Г.В. | |
Подготовка раздаточного материала, плакатов для педсовета. | 21.10-5.11.04 | Насакина И.Н. Шевченко А.П. |
|
Оформление кабинета к педагогическому совету | 17.11.04 13.00 каб.48 |
Гудкова О.И.Токарева Н.В. СохоневичЕ.И., Мишевич т.А. Якименко Т.А.Фролова Е.А. |
|
Подготовка наглядных материалов к педагогическому совету | 25.10-14.11.04 | Руководители МО | |
Расстановка мебели после педсовета | 17.11.04 17.00 |
Савичев О.В., Вагина Н.А. Шевченко А.П. |
2. План педагогического совета
Мероприятия | Дата. время | Ответственный | |
1 | Доклад заместителя директора по теме педагогического совета | 14.30 – 15.30 | Абрамова г.В. |
2. | Работа в группах по методическим
объединениям по обсуждению вопросов : Какие из известных технологий позволяют успешно учителю организовать учебно-познавательную деятельность. Какие методы и приемы технологий обеспечивают развитие мышления, творческой активности и самостоятельности учащихся. |
15.30-16.00 №41 №42 №43 №44 №45 №46 №49а |
Рук. МО Кейтлина И.С. Левковец Е.М Медведчук М.М. Мартынова о.В. Гудкова о.И. Лебедева И.Б. Савичев О.В. |
3 | Кофе-пауза | 16.00-16.15 | Каб 48 Иванова Т.В. |
4 | Обмен мнениями и впечатлениями о результатах работы методических объединений | 16.15-16.30 | Представители МО |
5 | Рефлексия. Оценка работы педагогического совета и своего самочувствия. | 16.30-17.00 | Все желающие |
Оформление аудитории:
- Эпиграф к педагогическому совету: “Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться”. (В.Сухомлинский)
- Плакаты с названиями различных педагогических технологий и кратким их описанием (Плакат №1), плакаты, отражающие мероприятия по методической деятельности, направленные на повышение уровня образованности и воспитанности (плакат №2, плакат №3)
Плакат №1
Адаптивная система обучения – обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания ( работа в парах сменного состава). Учащиеся работают в трех режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально, самостоятельно. |
Технология полного усвоения знаний – уровень знаний единый, а время, методы, формы и условия труда для каждого ученика различны. (спортивные секции, группы театрального, хореографического коллективов) |
Технология разноуровневого обучения – для ученика отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям и способностям для усвоения учебной программы. Педагог-дирижер, а у каждого ученика своя партия. |
Технология исследовательского обучения – поиск новых познавательных ориентиров (занятия по естественнонаучному циклу дисциплин) в лабораторных исследованиях. |
Технология игрового обучения – готовые игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом: “выборы в России”, “Кораблекрушение”… |
Технология модульного обучения – Самостоятельное достижение цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности. Содержание обучения представляется в законченных блоках. Максимум самостоятельной работы. |
ТРИЗ |
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Вызов - Осмысление - Рефлексия |
Рис.1 Схема технологического построения учебного процесса3
поправки/корректировки |
Ход педагогического совета
1 этап. Вступительное слово директора школы. Объявляется тема педсовета, его цели.
2 этап. Мотивационный этап. Так как педагогический совет проводится после уроков, во второй половине дня, необходимо для активизации мыслительной деятельности педагогов и настройки их на работу провести разминку: Участникам педагогического совета раздается рисунок №2 “Мордашки” и предлагается оцените свое самочувствие, выбрав одну из них:
3этап.. (Прием “Ключевые слова”). Методология, современные технологии, образовательный процесс. Учителям предлагается дать определение словам из темы педагогического совета (работа каждого отдельно), обменяться мнениями в парах, обсудить и по желанию зачитать написанные определения.
(Прием “Продвинутая лекция”). Доклад заместителя директора школы по УВР по теме педагогического совета заранее разделен на две части к каждой части прописываем проблемный вопрос:
Насколько оправдано введение инновации, связанной с внедрением современных образовательных технологий в учебный процесс школы, если они связаны с реальным риском недостижения на первых порах желаемого результата?
Каковы критерии диагностики результатов использования педагогических технологий, необходим ли для диагностики новый инструментарий?
Предлагаем учителям прописать варианты ответов на вопрос к первой части (3-5минут) в столбик. Далее работаем в парах и обмениваемся информацией (учимся выслушивать аргументы друг друга, приходить к единому мнению (5-7 минут)). Предлагается некоторым парам поделиться своими записями с остальными педагогами. Докладчик фиксирует варианты, предположенные учителями на доске в виде кластера. Во время лекции один ставит плюсики у тех вариантов, которые совпали с содержанием лекции, минусы, около тех, которые в лекции не были высказаны. Второй участник записывает ту информацию, которая не прозвучала при обсуждении вариантов.
Выдержки из лекции
“Методология использования современных технологий в образовательном процессе”:
Часть №1
“…С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который бы обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования”. Когда речь идет об универсальных механизмах обучения, то мы неизбежно обращаемся к понятию “педагогические технологии”” [ 3] .
Педагогическая технология – это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой организацией на определенную цель. Попытки внедрения педагогических технологий были и раньше. Но были факторы, которые препятствовали внедрению технологий в учебный процесс: технологии “использовались только некоторыми преподавателями, не став инструментом широкого применения”, использование технологий “имело своей целью оптимизацию процесса обучения, путем жестокого проектирования последовательности педагогических действий”, как результат - увеличение трудоемкости учебного процесса при отсутствии стабильных результатов. Третья причина - “невозможность исключения из процесса обучения, таких факторов, как педагогическая техника учителя, его педагогическая этика, мотивация к учению у школьников”. “…Изменением целей образования, ориентация на личностно-ориентированное обучение сделало проблему использования педагогических технологий в российской системе образования актуальной и активно решаемой” [ 3] ….
…Методическая деятельность определяется как система мер, основанная на достижениях науки и практики, она направлена на развитие творческого потенциала педагогов, в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развития обучающихся (Плакат №2, №3)…
Ключевой идеей любой школы является идея развития ученика и учителя.
…Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Технология обучения должна:
1.Обеспечить реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью
2.Быть посильной для осуществления в любом
учебном заведении педагогом,
3.Психологической сущностью новых технологий
обучения должно стать планирование учебного
процесса от ученика, т.е. психологически
ориентированное обучение. (По определению ЮНЕСКО
(1961))
Таким образом, основной задачей становится поиск такой технологии, которая бы в наибольшей степени отвечала бы принципам соответствия естественным механизмам усвоения опыта обучающимся…
…Одной из наиболее эффективных технологий, применяемых в учебном процессе, является педагогическая технология, реализующаяся через систему учебных занятий.
Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся…
Вспомним, что говорил король с одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова?
По существу, в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставь перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем дать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом….
…Пример: Урок физики. 9 класс (класс повышенного уровня содержания образования). При объяснении тем по электризации и электрическому току использовались различные приемы из технологии критического мышления (такие приемы как инсерт, дерево предсказаний, составление кластера, чтение и суммирование в парах…). А при изучении темы “Параллельное и последовательное соединение проводников”, учащимся были предложены вопросы, на которые они должны ответить, просмотрев фильм по данной теме. В фильме объясняется всё на доступном уровне, показываются опыты, казалось бы, что ученики, просмотрев фильм, все должны понять, принять и усвоить (в данном случае фильм заменил рассказ учителя).… Но, произошло обратное: все предыдущие темы, где знания добывались самостоятельно, усвоены довольно хорошо, а по этой теме у учащихся возникли вопросы, мало того тему пришлось разбирать на втором уроке. На предыдущих уроках просмотр фильмов только как бы закреплял приобретенные знания, и мыслительная деятельность учащихся не прекращалась…
Подводим итоги:
- Что совпало с вашими предположениями?
- Какие гипотезы не подтвердились?
- Какие новые сведения вы добавили при работе над лекцией?
Высказываются несколько пар. Выступающим парам и присутствующим учителям задаем уточняющие вопросы:
- С чем вы не согласны?
- Чем отличаются точки зрения предыдущих ораторов?
- Есть ли другое мнение на этот счет?
В течение 5-минут прошу каждого индивидуально ответить на вопрос:
Насколько же оправдано введение инновации, связанной с внедрением современных образовательных технологий в учебный процесс школы, если они связаны с реальным риском недостижения на первых порах желаемого результата?
После этой работы предлагаем желающим высказаться. …
Спасибо. Этот материал нам с вами понадобиться для понимания, какие же необходимы критерии диагностики результатов использования педагогических технологий и необходим ли для диагностики новый инструментарий? Составить свой индивидуальный список, обсудите в парах в течение 5 минут. Поделитесь своими вариантами.
После краткого обсуждения, работаем над второй частью лекции, по той же схеме, что и с первой частью, только учителя меняются ролями
Часть №2
Рассмотрим технологическое построение учебного процесса (рис1)
В данной схеме прослеживается направленность на заведомо фиксированные цели, коррекция учебного процесса и оперативная обратная связь… Достижение конкретных результатов напрямую зависит от четкости целей и адекватности выбора стратегии обучения. Но конкретные учебные цели не могут охватывать все показатели качества обучения в комплексе, такие как:
- Ориентация в ценностях культуры,
- Наличие системы базовых предметных знаний,
- Сформированность критического мышления,
- Владение методами научного познания, и т. д.
Каждая педагогическая стратегия увеличивает “эффективность формирования и развития небольшого количества конкретных компетенций, выражающихся в четко диагностируемых критериях”. [ 3] ….
…Б. Блум классифицирует учебные цели по следующим областям деятельности учащихся:
- Когникативной, выделяя уровни: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
- Аффективную (Формирование интересов, ценностей, склонностей, сознания…)
- Психомоторную (формирование двигательной манипулятивной деятельности).
В педагогическом процессе решения ряда задач происходит в разных областях, “а значит, возникает вопрос о возможности адекватного отслеживания эффективности использования технологических стратегий” …. Если строго следовать за трактовкой понятия “педагогическая технология”, то необходимы критерии, позволяющие четко отследить достижение всех поставленных целей. Но нельзя смешивать два понятия “отметка” и оценка” [ 3] …
…Известный американский ученый - психолог К. Роджерс на одной из своих лекций для учителей школ сказал, что “никакие их усилия не имеют смысла. Поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком. А этот процесс зависит только от него”. В чем же состоит процесс принятия или иными словами осознание информации? Как мы можем помочь в этом своим ученикам?....
… “Однажды два монаха смотрели на флаг, развивающийся на ветру. “Это флаг движется” - говорил один. “Нет, ты не прав, - возразил другой. – Это ветер движется” Настоятель, услышав их спор, приблизился к ним и сказал: “Вы оба не правы. Движется ваша мысль”…
Независимо от того, как вы ответите на вопрос о причине движения флага, вам не изменить сам факт движения. Наши версии будут определяться правилами, которым мы не всегда осознанно следим. Наши мысли зависят от того, каким правилам подчинен ход” [ 3] …
Пары обсуждают и выборочно делятся содержанием своих записей. Далее идет обобщение и уточнение так же как при работе с первой частью текста.
А теперь я предлагаю за 10 минут, используя записи сделанные на протяжении всей лекции написать мини-сочинение на тему “От чего зависит успех внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс школы?” Работа должна содержать не более 5-6 фраз, выражающих самое существенное.
Учителя зачитывают свои работы по желанию. Далее можно педагогам задать вопросы: Элементы, какой технологии вам продемонстрировал докладчик? В чем достоинства выбранной стратегии, в чем ее недостатки? Как вы думаете, почему данная стратегия называется “продвинутой” лекцией?
Я предлагаю вам сегодня в группах поговорить о “правилах игры в мышление”, которые необходимо соблюдать, если мы хотим воспитать не только прилежных учеников, но и самостоятельных людей… Одним из главных правил игры в мышление есть проявление положительного внимания, когда нет критики, а есть уточнение, выслушивание ответа до конца. Именно “положительное внимание подразумевает процесс рождения идеи, умение анализировать, сопоставлять”.[1]
Далее педагогам предлагается ответить на вопросы анкеты
Анкета
“Положительное внимание к своей работе или общении с детьми”
(отвечайте “ДА” или “НЕТ”)
- Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю. ____.
- Когда ребенок “мямлит”, мне очень хочется его слегка одернуть. ___.
- Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться. _____
- Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего его знания, а не эмоции.____
- Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо. _____
- Когда учащиеся несут околесицу, я пытаюсь поставить их на “место”____
- Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса._____
Если вы набрали больше трех ответов “ДА”, ваши ученики, вероятно, испытывают недостаток положительного внимания, а оно играет не маловажную роль в процессе обучения…[ 1]
4 этап. Работа в группах (по методическим объединениям) по обсуждению вопросов
Какие из известных технологий
позволяют успешно учителю организовать
учебно-познавательную деятельность? Какие методы и приемы технологий обеспечивают развитие мышления, творческой активности и самостоятельности учащихся? |
Карточка №1
Каждая группа получает карточку №1 с заданием, вспомогательные теоретические материалы, листы ватмана, маркеры для записей. При работе в группе учителя используют свое выполненное домашнее задание.
Отвечая на вопросы, участники групп определяют пути решения заявленных проблем.
5 этап Презентация результатов обсуждения вопросов. Итоговые записи оформляются на ватмане. Представители групп выступают со своими наработками. Остальные участники педагогического совета вступают в дискуссию по теме педсовета.
6 этап Рефлексия. (Прием из технологии критического мышления). Напишите синквейны к нашему педагогическому совету.
Учитель немецкого языка Иващенко Л.М. таким образом дала оценку педагогическому совету:
Активный участник: Педагогический совет Активный, противоречивый, Обсуждаем, делимся, думаем Чтож, пожалуй, еще поработаем. Не помереть бы. МО учителей биологии так написали: Педсовет. Полезный, интересный. Обучает, помогает, расширяет. Позволяет привести свои знания и умения в систему Работа. |
Пассивный участник: Методология, Колумб, буква Ы… Забитое, нужное, ненужное Вспомнила, вздохнула, улыбнулась Какая это все мура. Но интересно. Мо учителей математики и физики: Технология Развивающая, помогающая Организовать, сподвигнуть, заинтересовать Интересно и необходимо для совместного сотрудничества и сотворчества. Система. Педсовет Обобщающий. Интересный Думали, спорили, обсуждали Порадовались за себя, что работаем на уровне Спасибо. |
7 этап. Работа группы экспертов. Формирование проекта решения педагогического совета. Его обсуждение.
Библиографический список
- И.О. Загашев С.И. Зир-Бек, И.В. Муштавинская “Учим детей мыслить критически”,2003, с. 1-92.
- А.А. Окунев “Урок? Мастерская? или …”, 2001, с.18-47, с.68
- И.О. Загашев С.И. Зир-Бек, И.В. “КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ технология развития”, 2003 год с.1-42