Я вижу древние твои курганы,
Где рыж ковыль, как ржавчина копья.
Они – как зарубцованные раны
Под сердцем у тебя, земля моя!
Цели:
- Опираясь на знания ребят, проследить их умение находить сходство и различие между русской и хакасской музыкой.
- Продолжить развитие и закрепление певческих умений и навыков, учащихся на знакомом и новом материале урока. Воспитывать в школьниках уважение к традициям хакасского народа через осмысление, прочувствование самобытной хакасской музыки, желание соприкоснуться с культурой этого народа, с её истоками.
Оборудование: портрет Г Саражакова, репродукции природного ландшафта Хакасии, иллюстрации, плакат с эскизом дерева, краски и кисти для рисования, проигрыватель, фономатериал.
Ход урока
У:
Родина моя, моя Хакасия,
Как сказать тебе,
Что я люблю тебя.
Это море, это небо синее,
Это жизнь в моем краю,
Это дождь и это вьюги злые,
Это клены, это тополя.
Родина моя, моя Хакасия
Как сказать, что я люблю тебя.
(звучит вступление к песне “ Моя Россия “ Г. Струве).
Концертное исполнение песни “Моя Россия” Г Струве.
- Какие чувства пробудила в ваших душах эта музыка?
- Почему хочется улыбнуться? От чего появляется чувство нежности, гордости?
- Что каждый из Вас называет Родиной?
У. Правы все. Для кого-то Родина - это его семья, для кого-то город, в котором он живет. Правы и те, кто считает, что родина - это наша страна.
У каждого из нас есть большая и малая родина. О какой Родине я хочу сейчас с вами поговорить?
Слушание песни “Алтын чазы” (сл. П.Ким, муз. Г.Саражакова) с последующим анализом произведения в целях формирования желания соприкоснуться с культурой хакасского народа.
У.: - Где может звучать такая музыка? О какой Родине идет разговор?
- Как об этом рассказала музыка через средства музыкальной выразительности?
У.: Правильно музыка звучит широко, раздольно, легко. Интонация мягкая, спокойная. И мы с вами оказались на хакасской земле.
Проведение зрительной аналогии среди представленных репродукций и иллюстраций природы Хакасии.
У.: Кто знает, как произнести на хакасском языке слово Земля?
- Земля или Чир Ине.
- Как говорит языком музыки композитор о своих чувствах к Чир Ине?
- Правильно, он ее любит и воспевает ее красоту.
- Какими красками показывает композитор красоту природы хакасской земли?
Как движется мелодия в произведении композитора Г. Саражакова?
- С незапамятных времен предки хакасов проводили праздник поклонения Земле. Когда проходит этот праздник?
Д.: 22 апреля хакасский народ чествует землю и празднует день Земли.
У.: -На этом празднике люди спрашивали разрешение у природы на охоту, но не на грабительство, просили реки и луга поделиться своими богатствами и обещали не губить природу.
Разучивание с учащимися новой песни Г.Куриной “Песня об Абакане”.
У. Сейчас в классе будет звучать музыка удивительного композитора.
Вслушайтесь в её душу, мелодию этого композитора.
Исполнением учителем “Песня об Абакане” композитора Г.Куриной.
У.: Что пришло в класс с этой музыкой?
- Какие человеческие качества можно услышать в музыке композитора?
У. Почему воспевает композитор город Абакан?
- Попробуйте передать свое отношение к нашему городу через пение.
Разучивание песни с классом.
У.: -Какая интонация должна звучать с первой фразы этой песни?
Д.: - Радости и гордости за наш город, потому что он красивый и сердце поет.
У.: - Так улыбнитесь, чтобы в классе стало тепло от вашего пения и сердце запело у тех, кто нас услышит.
Вокально-хоровая работа с учащимися.
Исполнение первой фразы песни:
Проспектом шагаю, шагаю
И слышу, как сердце поет.
У.: - Что окружает наш город, если выехать за его пределы, и что воспевают поэты и музыканты?
У. Послушайте. Исполнение учителем 2 фразы песни:
Со мной, как степь голубая,
Неслышная песня плывет.
У.: - Отчего окружающая степь в песне голубая? Когда композитор пел негромкую свою песню?
Использование иллюстрированных таблиц у учащихся для формирования чувственного ряда.
У.: Вы правы. Рано утором, когда появляются первые лучи солнца, а над степью еще стоит утренний туман. Давайте, исполним мелодию так, чтобы в пении почувствовалась утренняя прохлада.
Исполнение фразы ребятами
У.: - Какое чувство должно переполнять нас, когда будем исполнять эти строки?
Исполнение учителем припева песни:
Я беге бегу в хмельной
Песенной весне.
Абакан мой, я с тобой
Счастлива вдвойне.
У.: - Правильно, чувство счастья, восторга за наш прекрасный город.
Я предлагаю Вам исполнить именно так припев этой песни.
Исполнение ребятами припева песни
У.: - Как Вы считаете, все ли у нас получилось? Так давайте сложим вместе припев и куплет, чтобы солнца лучик улыбнулся нам еще ярче в нашей песне.
Закрепление изученной песни посредством исполнения первого куплета и припева вместе с учителем.
Знакомство и восприятие самобытной хакасской музыки, побуждение желания соприкоснуться с культурой этого народа, с его истоками.
У.:
Родней мелодии чудесной
На свете нету ничего.
Поверьте – есть в хакасской песне
Душа народа моего.
Так говорит о хакасской песне поэт Ф.Зайцева.
- Кто знает, чем славятся некоторые хакасские певцы? Что особенного в их исполнении?
- Давайте послушаем, в чем отличие русской песни и национального пения певцов коренного населения.
Слушание “Родная Хакасия” (фрагмент героического сказания) в исполнении С.Кадышева.
У.: - Что нового Вы услышали для себя в этом исполнении?
- Чем отозвалась в Ваших душах эта музыка?
- Какие чувства пробудила в вас она?
- Чувство любви мы слышим в этих звуках, но нам интересна манера исполнения певца. Кто знает, как называют такое пение?
У.: Такое пение называют “Хай”, то есть гортанное пение. Не каждый исполнитель хакасской песни может так петь. Таких певцов называют “Хайджи”. Вы сейчас прослушали отрывок героического сказания в исполнении народного хайджи Кадышева Семена Прокопьевича. В 1958 году в Ташкенте на конференции писателей стран Азии и
Африки на сцену вышел маленького роста седой старик. Он тронул струны чатхана, и полилась чарующая музыка. В такт музыке рождался торжественно, дивный хай – искусное горловое пение. После его выступления весь зал встал и очень долго аплодировал ему. Это был наш земляк, народный хайджи Семен Прокопьевич Кадышев. Его первые героические сказания называются “Албынжи”, “ Алып хан на белобуланом коне”. В них сказитель рассказывал о подвигах сильных и смелых алыпов-богатырей, защитников своей земли и народа.
(демонстрация портрета С.П. Кадышева)
- Какой инструмент был спутником Хайджи?
Д.: - Чатхан.
У.: - Правильно. Это очень древний музыкальный инструмент. Он напоминает длинный полый ящик с концами, загнутыми в виде бараньих рогов. На верхней стороне натянуты 7 или 9 струн из проволоки или бараньих кишок. Всмотритесь в эту иллюстрацию. Конечно, Вы его уже видели. Но существуют легенды, сказания, как появились музыкальные инструменты у хакасского народа. Это будет вам домашним заданием на следующий урок: приготовить рефераты о национальных инструментах хакасского народа их история появления. Так как инструментов тоже не мало у этого народа.
У.: - Что воспевали композиторы Г.Струве в песне “Моя Россия”, Г.Куриная в песне об Абакане, С.П.Кадышев в своем сказании?
Д.: -Свою Родину, любовь к своей земле.
У.: - Все они восхищаются природой края, Родины. Кто заметил, что общего в русской и хакасской музыке?
Д.: - Широта простор, раздолье, мягкость и нежность исполнения.
У.: - А почему?
Д.: - Потому что природа, степи и поля одни и у русского, и у хакасского народа.
У.: - Вы правы, ландшафт один и тот же.
- Какое дерево является символом России и какое дерево обожествляет хакасский народ? (звучит зерно интонации песни “Во поле береза стояла”).
Д.: - Береза.
У.: - Правильно, хакасский народ совершает обряд Благодарения Березе. В День Земли они просят у богов урожая, благополучия, здоровья и привязывают к березе ленты разного цвета, которые называют чалами.
Дерево у хакасского народа - это святое понятие.
Исполнение первого куплета песни “Во поле береза стояла” учителем и классом.
Подготовка к проведению творческой работы с учащимися. На доске появляется рисунок, где изображен ствол дерева с ветками, но без листьев.
У.: - Хакасский народ считает, что у человека не умирает, а переселяется в дерево. Ствол дерева - это глава семейства. Большие ветви – это сыновья, а маленькие веточки – это внуки и правнуки. У этого народа считается, если хакас не знает своих предков до седьмого колена, то он не хакас.
Наше дерево без листвы. Я предлагаю Вам, слушая музыку Г.Саражакова “Алтын чазы”, на листочках, которые перед Вами, красками передать душевное состояние звучащей музыки и нарядить наше дерево в красивый наряд.
Ребята рисуют под музыку и прикрепляют свои листочки на ветви дерева, которое изображено на доске.
У.: Вот и нарядили мы с Вами наше дерево. В нашем классе народы разных национальностей, так почему нам всем так понятна и близка музыка хакасского народа? Что ее объединяет с русской музыкой и в чем различие?
Заключительное слово учителя, подводящее итог урока.
У.: Правы Вы, говоря, что музыка имеет свой язык, который не требует перевода, так как он идет от сердца к сердцу, от души к душе.
Я думаю, Вы не будете против, если мы на других уроках продолжим с вами встречаться с музыкой хакасского народа и еще поговорим о многом интересном.
Хочется закончить урок такими словами, и я думаю, Вы со мной согласитесь.
Хакасия моя! Земля моя родная!
Цветущий рай, сердечный мой бальзам,
К тебе одной корнями прирастая,
Любовь свою, как матери, отдам. (Светлана Ромашина.)
Литература:
- Бутанаев В.Я. Верник А.А. Ултургашев А.А. Народные праздника Хакасии. Абакан 1999
- 2.Катанов Н.Ф. Песнопения сибирских тюрков. Москва, 1996
- Унгвицкая М.А. Национально – региональный компонент в общеобразовательных школах города Абакана. Абакан 2004.