Урок математики во 2-м классе по теме: "Таблица умножения и деления на 7"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • изучение таблицы умножения и деления на 7;
  • рассмотрение взаимосвязи между компонентами и результатами деления;
  • закрепление знаний о порядке действий в выражениях со скобками;
  • развитие памяти, внимания, речи, мышления учащихся.

Оборудование: учебник математики Л.Г. Петерсон, 2 класс, урок 15; набор арифметических знаков действий для игры “Живые знаки”, схемы к буквенным выражениям (№ 6, страница 39); блок-схема к игре “Вычислительная машина”.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу по составлению таблицы умножения и деления, повторим порядок действий в выражениях.

II. Постановка учебной задачи.

1. Актуализация знаний. Задания на развитие памяти, речи.

- Повторите по порядку слова, которые я назову: “I множитель, II множитель, произведение, делимое, делитель, частное”.

- Компоненты каких действий я назвала? (Умножения и деления).

- Что вы знаете об этих действиях? (Это операции, обратные друг другу).

- Какое свойство умножения мы уже выучили? (Переместительное).

- Запишите его в обобщенном виде (а х в = в х а).

- Что значит увеличить число в несколько раз?

- Что значит уменьшить число в несколько раз?

2. Математический диктант.

Цель: проверить знание таблицы умножения и деления на 2-6.

1). Первый множитель 7, второй – 3. Найти произведение.

2). 20 уменьшить в 5 раз.

3). Чему равно делимое, если частное 2, а делитель 7?

4). Делимое 28, делитель 4. Найти частное.

5). Число 8 взять 3 раза.

6). 6 увеличить в 7 раз.

7). Найти произведение чисел 5 и 7.

21, 4, 14, 7, 24, 42, 35
т е н о а к р

- Расположите полученные числа в порядке убывания.

- Какое слово получилось? (Кратное)

- Какие числа называются кратными?

- Назовите числа, кратные 7.

- Какие числа оказались лишними? (24 и 4).

- Почему? (Они не кратны 7).

3. Постановка проблемы.

- А все ли здесь числа, кратные 7? (Нет).

- Что нам может помочь найти их? (Таблица умножения).

- Какова же наша задача? (Составить таблицу умножения и деления на 7).

III. Учебные действия.

1. Ритмический счет через 7. (7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70)

2. Заполнение таблицы №1 в учебнике.

а) 1 столбик – самостоятельно;

б) по строчкам – с комментированием

- Какие закономерности увидели?

- Как изменяется произведение с увеличением одного из множителей? (Увеличивается на 7).

- Что происходит с частным, если увеличивается делимое? (Увеличивается на 1).

- Назовите кратные 7, записанные в таблице. (49, 56, 63).

- Какое кратное отсутствует? (70)

- Какое число кратно одновременно 7 и 8? (56).

Итак, мы составили таблицу умножения и деления на 7. В чем теперь заключается наша задача? Для чего нам необходимо знание таблицы?

IV. Первичное закрепление.

- Будем учить табличные случаи умножения и деления на 7, решая примеры, задачи и уравнения. (Все задания дети выполняют с проговариванием в громкой речи).

1. Игра “Вычислительная машина” - № 4, страница 38.

- Что представляет собой данный алгоритм? (Разветвляющийся алгоритм).

- От чего зависит значение а?

2. Решение задачи № 7, страница 39.

3. Решение уравнений № 10 (1,2), страница 39.

V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Решение уравнений № 10 (3,4), страница 39.

VI. Повторение.

- Повторим порядок выполнения действий в выражениях.

1. № 6 (а, б).

а) а х в – с: d + k х m

б) а х (в – с): d + k х m

- Рассмотрите выражения. Чем они интересны? Чем отличаются? Одинакова ли будет программа действий?

- Составьте программу действий. (Игра “Живые знаки”).

а).

1. а х в б) 1. в - с
2. с: d 2. а х 1
3. k х m 3. 2: d
4. 1 – 2 4. k х m
5. 4 + 3 5. 3 + 4

2. Найдите значение числового выражения (самостоятельно):

48: 8 + 7 х (56: 8) – 6 х 7

VII. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания были самыми интересными?

- Что было самым главным на уроке?

VIII. Домашнее задание.

Выучить таблицу умножения на 7, № 8, страница 39, придумать буквенное выражение в несколько действий и составить программу.