Цели:
- изучение таблицы умножения и деления на 7;
- рассмотрение взаимосвязи между компонентами и результатами деления;
- закрепление знаний о порядке действий в выражениях со скобками;
- развитие памяти, внимания, речи, мышления учащихся.
Оборудование: учебник математики Л.Г. Петерсон, 2 класс, урок 15; набор арифметических знаков действий для игры “Живые знаки”, схемы к буквенным выражениям (№ 6, страница 39); блок-схема к игре “Вычислительная машина”.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу по составлению таблицы умножения и деления, повторим порядок действий в выражениях.
II. Постановка учебной задачи.
1. Актуализация знаний. Задания на развитие памяти, речи.
- Повторите по порядку слова, которые я назову: “I множитель, II множитель, произведение, делимое, делитель, частное”.
- Компоненты каких действий я назвала? (Умножения и деления).
- Что вы знаете об этих действиях? (Это операции, обратные друг другу).
- Какое свойство умножения мы уже выучили? (Переместительное).
- Запишите его в обобщенном виде (а х в = в х а).
- Что значит увеличить число в несколько раз?
- Что значит уменьшить число в несколько раз?
2. Математический диктант.
Цель: проверить знание таблицы умножения и деления на 2-6.
1). Первый множитель 7, второй – 3. Найти произведение.
2). 20 уменьшить в 5 раз.
3). Чему равно делимое, если частное 2, а делитель 7?
4). Делимое 28, делитель 4. Найти частное.
5). Число 8 взять 3 раза.
6). 6 увеличить в 7 раз.
7). Найти произведение чисел 5 и 7.
21, | 4, | 14, | 7, | 24, | 42, | 35 |
т | е | н | о | а | к | р |
- Расположите полученные числа в порядке убывания.
- Какое слово получилось? (Кратное)
- Какие числа называются кратными?
- Назовите числа, кратные 7.
- Какие числа оказались лишними? (24 и 4).
- Почему? (Они не кратны 7).
3. Постановка проблемы.
- А все ли здесь числа, кратные 7? (Нет).
- Что нам может помочь найти их? (Таблица умножения).
- Какова же наша задача? (Составить таблицу умножения и деления на 7).
III. Учебные действия.
1. Ритмический счет через 7. (7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70)
2. Заполнение таблицы №1 в учебнике.
а) 1 столбик – самостоятельно;
б) по строчкам – с комментированием
- Какие закономерности увидели?
- Как изменяется произведение с увеличением одного из множителей? (Увеличивается на 7).
- Что происходит с частным, если увеличивается делимое? (Увеличивается на 1).
- Назовите кратные 7, записанные в таблице. (49, 56, 63).
- Какое кратное отсутствует? (70)
- Какое число кратно одновременно 7 и 8? (56).
Итак, мы составили таблицу умножения и деления на 7. В чем теперь заключается наша задача? Для чего нам необходимо знание таблицы?
IV. Первичное закрепление.
- Будем учить табличные случаи умножения и деления на 7, решая примеры, задачи и уравнения. (Все задания дети выполняют с проговариванием в громкой речи).
1. Игра “Вычислительная машина” - № 4, страница 38.
- Что представляет собой данный алгоритм? (Разветвляющийся алгоритм).
- От чего зависит значение а?
2. Решение задачи № 7, страница 39.
3. Решение уравнений № 10 (1,2), страница 39.
V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Решение уравнений № 10 (3,4), страница 39.
VI. Повторение.
- Повторим порядок выполнения действий в выражениях.
1. № 6 (а, б).
а) а х в – с: d + k х m
б) а х (в – с): d + k х m
- Рассмотрите выражения. Чем они интересны? Чем отличаются? Одинакова ли будет программа действий?
- Составьте программу действий. (Игра “Живые знаки”).
а).
1. а х в | б) 1. в - с |
2. с: d | 2. а х 1 |
3. k х m | 3. 2: d |
4. 1 – 2 | 4. k х m |
5. 4 + 3 | 5. 3 + 4 |
2. Найдите значение числового выражения (самостоятельно):
48: 8 + 7 х (56: 8) – 6 х 7
VII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие задания были самыми интересными?
- Что было самым главным на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Выучить таблицу умножения на 7, № 8, страница 39, придумать буквенное выражение в несколько действий и составить программу.